СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод пректа на уроках английского и немецкого языков

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ «Перовская школа – гимназия»

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО И НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКОВ

(из опыта работы)

САРАЛИДЗЕ Екатерина Викторовна,

учитель английского языка

МБОУ «Перовская школа – гимназия»

Симферопольского района

Республики Крым

В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Он трактуется методистами и учителями по-разному. "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов".

Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию.

Использование метода проектов при обучении иностранного языка позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее подходящий способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира, средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.

Прежде всего, я посчитала необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме.

Процесс овладения коммуникативными навыками представляет собой многократное выполнение иноязычных действий, направленных на автоматизацию в различных видах речевой деятельности и общении на иностранном языке.

Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике.

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема, чтобы её решить, учащимся требуется не только знание иностранного языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

Из многообразия инновационных направлений я выбрала метод проекта, как метод обучения, который способствует самостоятельности детей, раскрытию потенциальных возможностей каждого.

Метод проектов способствует:

- созданию прочной языковой базы

- обогащению словарного запаса

- развитию коммуникативных умений

- расширению кругозора учащихся

- созданию на уроках творческой атмосферы

В обучении иностранным языкам метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В Перовском УВК обучение английскому языку с пятого класса ведется по учебникам УМК “Opportunities” для школ с углубленным изучением английского языка авторов Michael Harris, David Mower, издательство «Longman». Обучение немецкому языку с пятого класса ведется по учебникам УМК “H@llo Freunde” авторов C.Сотникова, Т.Белоусова издательство «Ранок». Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

Применяя метод проекта в младших классах, дети совместно составляют интересные рассказы о животных, природе, описывают героев из сказок и мультиков, создают свои магазины одежды, решая незначительную, но важную для них проблему.

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:

продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации;

выбрать оптимальную форму презентации результатов;

составить и обсудить примерный план работы.

При изучении темы «Праздники» по немецкому языку в 7-А классе, перед учениками была поставлена цель: изучить какой праздник в Германии дети любят больше всего, какой праздник для немцев самый важный. Ученики работали над поиском дополнительного материала из разных источников. Они искали интересную информацию в интернет ресурсах и энциклопедиях. По окончанию работы дети сделали анализ своего исследования при изучении традиций и обычаев. В процессе создания проекта они нашли ответы на поставленные вопросы. Они представили публикацию «Праздники в Германии» и презентацию, в которой они сделали свой общий вывод по предложенному материалу.

Изучая тему средства массовой информации в 11 классе, детям было предложено поделиться на две группы, создать свои проекты «Wie beeinflusst das moderne Fernsehen die Menschen? Как современное телевидение влияет на людей?» и защитить их.

Можно предложить ученикам путешествовать в качестве туристов или гидов. Они смогут сами упаковать багаж и порекомендовать необходимые вещи своим клиентам. В качестве отчета о проделанной работе, можно предложить ученикам создать фотоальбом или дневник своих путешествий. За такую работу с удовольствием берутся ученики 3-4-ых классов.

На своих уроках я применяю разные компьютерные программы, например «Мир вокруг нас», «Алик», видеокурс «Английский Холи и Долли». Это уникальный шанс в доступной и увлекательной форме дать учащимся начальные знания. Играя в забавные игры, дети расширяют словарный запас, узнают, как называются животные по-английски, времена года, музыкальные инструменты. Кроме того, знакомятся с различными профессиями, временем и другими понятиями. Так же использую журналы «Познайко» с мультимедийными дисками, при помощи которых я провожу уроки в третьих и четвертых классах. Дети с удовольствием выполняют различные задания, разучивают песни, стихи, пословицы и поговорки. Знакомство с традициями, музыка, песни, танцы являются важной составной такой деятельности, так как они помогают ученикам лучше понять культурные ценности и идеалы представителей других культур. Наши уроки проходят в разных формах. Это уроки – путешествия («Мы едем в Лондон»), урок – сказка («Помоги найти туфельку для Золушки»), урок – игра («Давай украсим ёлку»). Ученики привлекаются к работе в парах, к театральным постановкам, к подготовке проекта и его защите. «Игровые технологии не вытесняются со временем, а продолжают включаться в процесс ребёнка». Е.И. Пассов.

Большую роль в поддержании мотивов изучения иностранного языка в старших классах играет введение на уроках элементов страноведения.

Практика показывает, что школьники с интересом относятся к культуре, традициям и обычаям стран изучаемого языка. Уроки с элементами страноведения вызывают у школьников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом.

В процессе работы над проектом учащиеся имеют возможность использовать знания, взятые из других областей (истории, географии, музыки, кино, компьютерных технологий, дизайна).

В итоге создается реальный продукт: график, диаграмма, плакат, листовка, буклет, рекламный проспект - который можно увидеть и потрогать. Это может быть классическая “бумажная версия”, выполненная карандашами, фломастерами или красками на листе бумаги. Однако дети предпочитают компьютерные технологии. Они используют пакет Microsoft Office.

При использовании метода проекта моя роль как учителя меняется. Я выступаю в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем мне.

Большую помощь в работе над грамматикой английского языка мне оказывает учебная программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента”. Программа содержит разнообразные упражнения на отработку грамматики и позволяет успешно ориентироваться в многообразии грамматических времен английского глагола. В основном это тренировочно-обучающие упражнения, направленные на формирование грамматических навыков. Все разделы снабжены разделом “Помощь”, куда ученик может обратиться в случае затруднения. Компьютерная программа может быть использована как на уроках, так и во внеурочное время, то есть служить средством для самообразования.

Процесс работы над проектом стимулирует интерес к языку, творческое мышление, самостоятельность. Всё это в конечном итоге способствует максимальному развитию индивидуальных способностей ученика и повышению профессиональной компетенции самого учителя.

«Технология коммуникативного обучения на основе общения в интерактивном режиме является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку». Е.И. Пассов.

Главная задача учителя – не просто донести, объяснить и показать ученикам, а организовать общий поиск решения задачи, которая возникла перед ним. Учитель выступает как режиссёр мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Цель всего этого – свести к минимуму пассивное пребывание на уроке. «Знания – только тогда знания, когда они добыты напряжением своей мысли…» Л. Толстой.

Работа над проектом – это, в первую очередь, самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал.

Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки.

Таким образом, мы видим, что метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, Разумеется, метод проектов не рассматривается как основной, определяющий стратегию обучения иностранным языкам, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов - цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты этой системы взаимосвязаны. Метод проектов - это лишь один из ее компонентов, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранному языку и позволяющий оптимизировать процесс обучения иностранным языкам.

В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только мотивирует детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 2005.12 с.

2. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006.59 с.

3. Е.С. Полат "Типология телекоммуникационных проектов" - Наука и школа - № 4, 1997.

4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 2006.37 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат - М., 2006.

6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2.

7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 2004.214 с.

8.Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд-во Воронеж, 2003.96 с.

9. Пассов Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования. М.: Изд-во Титул, 2005.47 с.

10. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005.28 с.

11. Рохманинов И.В. Основные направления в методике подходов преподавания иностранного языка. М.: М.: Изд-во Просвещение, 2006.21 с.

12. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Изд-во Просвещение, 2003.52 с.

13. Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006.62 с.

14. Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Феникс, 2005.404 - 408 с.

19.03.2015 21:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!