СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надо учиться языку, надо

расширять свой лексикон.

М.Горький.

1. Пояснительная записка.

Речь ярко характеризует человека, она – зеркало его интеллекта. Муки поиска нужного слова известны каждому. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Поэтому объяснимо то большое внимание, которое отводится изучению лексики на уроках русского языка в школах. В соответствии с требованиями Госстандарта и рабочими программами по русскому языку лексика изучается, с одной стороны, как раздел науки о языке, с другой – как совокупность всех слов языка. Для реализации первого пути изучения лексики программой определены теоретические сведения, подлежащие усвоению (слово и его лексическое значение; многозначные и однозначные слова; прямое и переносное значение слова; понятие о синонимах, антонимах, омонимах; общеупотребительные, профессиональные, диалектные, исконно русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, фразеологизмы); для реализации второго пути вычленены опорные лексико-стилистические умения и навыки целенаправленного выбора слов для построения высказываний всех типов и стилей речи (точное, выразительное, уместное употребление слов). Предполагаемая программа ориентирована на учебник под редакцией М. М. Разумовской. Согласно программе лексика изучается в 1, 2 четвертях 5 класса. На изучение лексики отводится приблизительно 12 часов.

2. Задачи раздела:

Сформировать у учащихся представление о слове как системе языковых значений.

Учиться употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; толковать лексическое значение известных учащимся слов, фразеологизмов и подбирать к словам синонимы, антонимы; пользоваться различными видами словарей.

Основные цели раздела:

Познавательная:

  • Дать понятие лексического значения слова, научить способам словотолкования.
  • Научиться опознавать лексические единицы (синонимы, многозначные слова, фразеологизмы и др.), точно, уместно употреблять их в речи.

Развивающая :

  • Развивать умение различать лексическое и грамматическое значения слов.
  • Сформировать умение и желание пользоваться лексическими словарями

разного типа.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к лексикологии, любовь к слову и к родному языку.

Воспитывать ценностное отношение к слову, его значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в учебниках, газетах, журналах; пробуждать стремление узнавать значение таких слов, вводить их в речь. Показать, что лексика занимает центральное место в системе образных средств языка.

3. Возрастные особенности пятиклассников.

Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения - установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье. Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические - рывок к взрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и социальной роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженность. Особенно обостряется чувство собственного достоинства. Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым, повышенная критичность к себе и окружающим. Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Также нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества - равнодушием к учебе. У ребенка проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднения в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (ограничен словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире. Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям. Начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса. По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность. Таким образом, рассмотрев возрастные особенности пятиклассников, мы приходим к выводу, что следующие факторы их психологического развития обусловливают необходимость применения технологии «Развития критического мышления» на данном этапе школьного образования:

1. Способности младших подростков развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции;

2.Возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества;

3. У ребёнка происходит постепенное обретение чувства взрослости;

4. Появляется повышенная критичность к себе и окружающим.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Знают изученный материал.

Умеют толковать лексическое значение слова разными способами (описательным, с помощью подбора однокоренного слова, синонима или антонима).

Способны опознавать лексические единицы (омонимы, диалектные слова, устаревшие слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы и другие).

Умеют замечать лексическую ошибку в тексте, объяснять её причину и исправлять.

Избегают засорения речи иноязычными словами.

Умеют толковать лексическое значение общеупотребительных слов и

фразеологизмов, делать выводы.

Умеют пользоваться лексическими словарями разного типа.

Способны найти в художественном тексте лексические средства выразительности (создание тропов, основанных на употреблении слова в переносном значении).

5. Технологии обучения.

  1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
  2. Технология проблемного обучения.
  3. Здоровьесберегающее обучение.
  4. Технология дифференцированного обучения.
  5. Игровая технология обучения.
  6. Технология встречных усилий на уроках русского языка.
Категория: Русский язык
29.03.2015 12:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!