СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч.г.
Составитель: Немцева Т. В.,
старший преподаватель кафедры
естественно-математических дисциплин
ГОАУ ЯО ИРО
I. Нормативно-методическое обеспечение деятельности учителя биологии
В 2014/2015 уч.г. учителям (преподавателям) биологии следует ориентироваться на то же нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение, регламентирующее введение ФГОС, приведенное в Методическом письме о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч.г. с учетом введения ФГОС в основной школе. Тексты основных документов размещены на сайте Федерального государственного образовательного стандарта
II. Учебно-методические комплекты по биологии
При выборе УМК для реализации ФГОС необходимо опираться на концептуальные подходы авторов линий, состав УМК, преемственности на ступенях обучения, методических подходов в организации учебного процесса. Обзор УМК для 5-6 классов представлен в методическом письме о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч.г. с учетом введения ФГОС в основной школе. С перечнем структурных и функциональных единиц УМК для 7 класса можно ознакомиться в Приложении 1.
Проблема выбора УМК в соответствии с изменением Федерального перечня учебников.
В дополнительном письме к Приказу от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» обозначено, что образовательные заведения, которые приобрели учебники из старых Федеральных перечней, могут использовать книги в течение еще 5 лет, а также отмечается, что образовательному учреждению разрешается закончить обучение по тем образовательным программам, учебники для которых больше не входят в Федеральный перечень.
Для тех, кто будет реализовать ФГОС в 5 классе с 2014/2015 уч.г., после начальной школы возможен переход на другие линии учебников.
Рекомендуем:
III. Организация учебного процесса в 5, 6, 7 классах
Примерный учебный план основного общего образования предусматривает изучение биологии в 5 и 6 классах (по 35 часов в год, 1 час в неделю), в 7 классе (70 часов в год, 2 час в неделю). На проектную деятельность учащихся отводится 30% от общего количества учебных часов, например в 5-6 классах (7-8 часов за год), в 7 классе (14-16 часов).
При разработке учебных программ по биологии особое внимание необходимо обратить на планируемые результаты обучения с учетом требований ФГОС и формы их контроля с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Структура программ отдельных учебных предметов подробно разобрана в методическом письме «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч.г.»
При проектировании практической части учебного процесса необходимо соотнести минимальный перечень лабораторных и практических работ в 5-7 классах (Табл.1) с предложенным перечнем практических и лабораторных работ авторских программ и определить уровень расширения практической составляющей.
Таблица 1
Минимальный перечень лабораторных практических работ
Биология. Ботаника 5-6 классы |
1. Устройство увеличительных приборов и правила работы сними |
2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука |
3. Изучение органов цветкового растения |
4. Изучение строения позвоночного животного |
5. Передвижение воды и минеральных веществ в растении |
6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений |
7. Изучение строения водорослей |
8. Изучение строения мхов (на местных видах) |
9. Изучение строения папоротника (хвоща) |
10.Изучение строения голосеменных растений |
11. Изучение строения покрытосеменных растений |
12. Изучение строения плесневых грибов |
13. Вегетативное размножение комнатных растений |
Биология. Зоология. 7 класс |
1. Изучение одноклеточных животных |
2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения |
3. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам |
4. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям |
5. Изучение строения рыб |
6. Изучение строения птиц |
7. Изучение строения куриного яйца |
8. Изучение строения млекопитающих |
Количество практических и лабораторных работ определяется в соответствии с Примерными программами по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: – М. Просвещение. 2011. – (Стандарт второго поколения) и авторскими программами.
Оценивание практической деятельности учащихся:
Например: Лабораторные работы на весь урок (отметка обязательно выставляется в журнал):
1. Л.р. «Строение клеток кожицы чешуи лука».
2. Л.р. «Особенности строения мукора и дрожжей».
Лабораторные работы, занимающие часть урока (отметки выставляются в журнал выборочно):
3. Л.р. «Проведение наблюдений, опытов и измерений».
4. Л.р. «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».
5. Л.р. «Рассмотрение строения растения с помощью лупы».
6. Л.р. «Строение цветковых растений».
При организации процесса обучения биологии в 5, 6, 7 классах необходимо обратить особое внимание на следующие аспекты:
Особенности оценки планируемых результатов обучения:
Среди отличительных особенностей оценки следует особо выделить:
1) Комплексный подход к оценке результатов обучения (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
2) Использование планируемых результатов освоения программы по биологии в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
3) Оценку успешности освоения содержания биологии на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
4) Оценку динамики образовательных достижений учащихся;
5) Использование персонифицированных процедур для итоговой оценки и аттестации обучающихся;
7) Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
8) Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
9) Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение и др. (Приложение 4).
IV. Государственная итоговая аттестация по биологии выпускников IX классов в 2014 году
В 2014 году государственная итоговая аттестация по биологии выпускников IX классов образовательных организаций общего образования проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), предполагающей использование контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (распоряжение Гообрнадзора РФ «Об утверждении порядка итоговой государственной аттестации по ОП ООО» от 25.12.2013г. № 1394, зарегистрировано 03.02.2014г. №31206).
Традиционная форма организации государственной итоговой аттестации по биологии выпускников IX классов образовательных организаций общего образования проводится в виде Государственного выпускного экзамена (ГВЭ) и имеет ограничения по контингенту (для учреждений закрытого типа, учащихся с ограниченными возможностями здоровья).
Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по биологии и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Результаты экзамена в новой форме могут содействовать осознанному выбору выпускников дальнейшей траектории обучения.
Содержание ОГЭ по биологии определяется инвариантным ядром содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089) и в учебниках по биологии, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях.
В каждый вариант КИМ включены 32 задания разного уровня сложности. КИМ содержат 22 задания базового уровня сложности с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (69% от общего числа заданий экзаменационного теста). В числе 7 заданий повышенного уровня сложности (22%) задания разного типа: в них предлагается сделать выбор нескольких верных ответов из шести; установить соответствие между строением и функцией, систематической категорией и ее особенностями и др.; определить последовательность биологических процессов, явлений, объектов; на включение пропущенных в текст терминов и понятий (текст состоит из 5-6 предложений, объединенных одной тематикой) и задание С1 на анализ содержания развернутого биологического текста (около 1500 знаков). Высокому уровню сложности соответствует задания С2, С3и С4. Первое задание проверяет умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме, второе и третье задания – на применение знаний курса биологии на практике и в повседневной жизни (9%).
Задания экзаменационной работы формулируются на основе тем всего курса биологии основной школы и распределены следующим образом: задания по теме «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» составляют 12% заданий всей экзаменационной работы; «Животные» – 11%; «Человек и его здоровье» – 45%; «Общие закономерности живого» – 32%. Преобладание заданий по разделу «Человек и его здоровье» объясняется тем, что данная тема в наибольшей степени отвечает общим целям обучения биологии на ступени основного общего образования, сформулированным в государственном стандарте основного общего образования.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 150 минут (2,5 часа). Апробация демонстрационного варианта показала, что на выполнение части 1 (А) требуется примерно 50 минут, части 2 (В) – 35 минут, части 3 (С) – 50 минут. Для самопроверки выполненной экзаменационной работы остается 15 минут.
© 2015, Сергеичева Галина Александровна 1574