СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое письмо о преподавании биологии в 2014-2015 учебном году

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч.г.

Составитель: Немцева Т. В.,

старший преподаватель кафедры

естественно-математических дисциплин

ГОАУ ЯО ИРО

 

I. Нормативно-методическое обеспечение деятельности учителя биологии

В 2014/2015 уч.г. учителям (преподавателям) биологии следует ориентироваться на то же нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение, регламентирующее введение ФГОС, приведенное в Методическом письме о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч.г. с учетом введения ФГОС в основной школе. Тексты основных документов размещены на сайте Федерального государственного образовательного стандарта http://standart.edu.ru.

II. Учебно-методические комплекты по биологии

При выборе УМК для реализации ФГОС необходимо опираться на концептуальные подходы авторов линий, состав УМК, преемственности на ступенях обучения, методических подходов в организации учебного процесса. Обзор УМК для 5-6 классов представлен в методическом письме о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч.г. с учетом введения ФГОС в основной школе. С перечнем структурных и функциональных единиц УМК для 7 класса можно ознакомиться в Приложении 1.

 

Проблема выбора УМК в соответствии с изменением Федерального перечня учебников.

 

В дополнительном письме к Приказу от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» обозначено, что образовательные заведения, которые приобрели учебники из старых Федеральных перечней, могут использовать книги в течение еще 5 лет, а также отмечается, что образовательному учреждению разрешается закончить обучение по тем образовательным программам, учебники для которых больше не входят в Федеральный перечень.

Для тех, кто будет реализовать ФГОС в 5 классе с 2014/2015 уч.г., после начальной школы возможен переход на другие линии учебников.

Рекомендуем:

  • перейти с линии А. А. Вахрушева (Школа 2100 изд-во «Баласс») на учебную линию Сонина Н. И.(концентрический курс, изд-во «Дрофа»), Сухоруковой Л. Н. (изд-во «Просвещение»), так как все эти линии содержат элементы развивающего, проблемного обучения;
  • с линии Д. И. Трайтака (изд-во «Мнемозина») можно перейти на учебные линии «Вертикаль» под ред. Пасечника В. В. (изд-во «Дрофа»), Пономаревой И. Н. (изд-во «Вентана-Граф»), Романовой Н. И. (изд-во «Русское слово») так как изложение материала линейное, как и у данной линии, во всех этих линиях акцент на практическую составляющую. Более подробно с учебно-методическими комплектами, рекомендованных издательствами для 5-6 классов, можно ознакомиться в методическом письме о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч.г.

III. Организация учебного процесса в 5, 6, 7 классах

Примерный учебный план основного общего образования предусматривает изучение биологии в 5 и 6 классах (по 35 часов в год, 1 час в неделю), в 7 классе (70 часов в год, 2 час в неделю). На проектную деятельность учащихся отводится 30% от общего количества учебных часов, например в 5-6 классах (7-8 часов за год), в 7 классе (14-16 часов).

При разработке учебных программ по биологии особое внимание необходимо обратить на планируемые результаты обучения с учетом требований ФГОС и формы их контроля с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Структура программ отдельных учебных предметов подробно разобрана в методическом письме «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч.г.»

При проектировании практической части учебного процесса необходимо соотнести минимальный перечень лабораторных и практических работ в 5-7 классах (Табл.1) с предложенным перечнем практических и лабораторных работ авторских программ и определить уровень расширения практической составляющей.

Таблица 1

Минимальный перечень лабораторных практических работ

 

Биология. Ботаника 5-6 классы

1. Устройство увеличительных приборов и правила работы сними

2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

3. Изучение органов цветкового растения

4. Изучение строения позвоночного животного

5. Передвижение воды и минеральных веществ в растении

6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений

7. Изучение строения водорослей

8. Изучение строения мхов (на местных видах)

9. Изучение строения папоротника (хвоща)

10.Изучение строения голосеменных растений

11. Изучение строения покрытосеменных растений

12. Изучение строения плесневых грибов

13. Вегетативное размножение комнатных растений

Биология. Зоология. 7 класс

1. Изучение одноклеточных животных

2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения

3. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам

4. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям

5. Изучение строения рыб

6. Изучение строения птиц

7. Изучение строения куриного яйца

8. Изучение строения млекопитающих

 

Количество практических и лабораторных работ определяется в соответствии с Примерными программами по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: – М. Просвещение. 2011. – (Стандарт второго поколения) и авторскими программами.

Оценивание практической деятельности учащихся:

Например: Лабораторные работы на весь урок (отметка обязательно выставляется в журнал):

1. Л.р. «Строение клеток кожицы чешуи лука».

2. Л.р. «Особенности строения мукора и дрожжей».

Лабораторные работы, занимающие часть урока (отметки выставляются в журнал выборочно):

3. Л.р. «Проведение наблюдений, опытов и измерений».

4. Л.р. «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».

5. Л.р. «Рассмотрение строения растения с помощью лупы».

6. Л.р. «Строение цветковых растений».

При организации процесса обучения биологии в 5, 6, 7 классах необходимо обратить особое внимание на следующие аспекты:

  • организация вводного мониторинга (входная диагностическая работа, Приложение 2), позволяющего оценить сформированность отдельных УУД школьников (познавательных и информационных) и естественно-научных знаний до изучения предмета «Биология»;
  • создание портфолио достижений ученика, позволяющего оценивать его личностный рост при изучении предмета «Биология» (или логичное продолжение портфолио, начатого в начальной школе);
  • использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования метапредметных универсальных действий на уроках биологии;
  • реализация системно-деятельностного подхода в учебном процессе по предмету и использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов и ряд других);
  • организация проектной деятельности школьников по предмету и проведение 7-8 уроков-проектов, позволяющих школьникам разработать и представить индивидуальные (или групповые) проекты по предмету. Проекты могут носить предметный и интегрированный характер. Тематика проектов предлагается учащимся в начале учебного года (темы проектов устанавливаются в соответствии с локальными актами образовательного учреждения);
  • организация итогового мониторинга (выходная диагностическая работа, Приложение 3), позволяющего оценить сформированность отдельных УУД школьников по завершению изучения курса «Биология»;
  • активное включение школьников во внеурочную деятельность и программу воспитания и социализации в рамках данного образовательного учреждения.

Особенности оценки планируемых результатов обучения:

Среди отличительных особенностей оценки следует особо выделить:

1) Комплексный подход к оценке результатов обучения (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

2) Использование планируемых результатов освоения программы по биологии в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

3) Оценку успешности освоения содержания биологии на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

4) Оценку динамики образовательных достижений учащихся;

5) Использование персонифицированных процедур для итоговой оценки и аттестации обучающихся;

7) Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

8) Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

9) Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение и др. (Приложение 4).

 

IV. Государственная итоговая аттестация по биологии выпускников IX классов в 2014 году

В 2014 году государственная итоговая аттестация по биологии выпускников IX классов образовательных организаций общего образования проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), предполагающей использование контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (распоряжение Гообрнадзора РФ «Об утверждении порядка итоговой государственной аттестации по ОП ООО» от 25.12.2013г. № 1394, зарегистрировано 03.02.2014г. №31206).

Традиционная форма организации государственной итоговой аттестации по биологии выпускников IX классов образовательных организаций общего образования проводится в виде Государственного выпускного экзамена (ГВЭ) и имеет ограничения по контингенту (для учреждений закрытого типа, учащихся с ограниченными возможностями здоровья).

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по биологии и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Результаты экзамена в новой форме могут содействовать осознанному выбору выпускников дальнейшей траектории обучения.

Содержание ОГЭ по биологии определяется инвариантным ядром содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089) и в учебниках по биологии, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях.

В каждый вариант КИМ включены 32 задания разного уровня сложности. КИМ содержат 22 задания базового уровня сложности с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (69% от общего числа заданий экзаменационного теста). В числе 7 заданий повышенного уровня сложности (22%) задания разного типа: в них предлагается сделать выбор нескольких верных ответов из шести; установить соответствие между строением и функцией, систематической категорией и ее особенностями и др.; определить последовательность биологических процессов, явлений, объектов; на включение пропущенных в текст терминов и понятий (текст состоит из 5-6 предложений, объединенных одной тематикой) и задание С1 на анализ содержания развернутого биологического текста (около 1500 знаков). Высокому уровню сложности соответствует задания С2, С3и С4. Первое задание проверяет умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме, второе и третье задания – на применение знаний курса биологии на практике и в повседневной жизни (9%).

Задания экзаменационной работы формулируются на основе тем всего курса биологии основной школы и распределены следующим образом: задания по теме «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» составляют 12% заданий всей экзаменационной работы; «Животные» – 11%; «Человек и его здоровье» – 45%; «Общие закономерности живого» – 32%. Преобладание заданий по разделу «Человек и его здоровье» объясняется тем, что данная тема в наибольшей степени отвечает общим целям обучения биологии на ступени основного общего образования, сформулированным в государственном стандарте основного общего образования.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 150 минут (2,5 часа). Апробация демонстрационного варианта показала, что на выполнение части 1 (А) требуется примерно 50 минут, части 2 (В) – 35 минут, части 3 (С) – 50 минут. Для самопроверки выполненной экзаменационной работы остается 15 минут.

Категория: Биология
07.02.2015 12:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!