СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи и формирование естественнонаучных понятий при обучении физике в основной школе (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Установление межпредметных связей в школьном курсе физике способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно – воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов, способствуют развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся. Необходимость обращения к межпредметным связям вызвана рядом причин: понижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, недостаточной продуманностью программ и учебников для общеобразовательных школ, несогласованностью этапов формирования общих понятий на уроках физики, химии, биологии, информатики, математики и т.п. В эпоху расширения информационного пространства учителю необходимо уметь компетентно отвечать на вопросы по смежным наукам. Такие предметы, как физика, химия, биология, география, астрономия, рассматривают разные составляющие природы. А это в конечном счете приводит учащихся к пониманию взаимосвязи неорганического и органического мира, действия в них всеобщих законов, например, знания о магнитном поле Земли, плазме и ее свойствах учитываются в астрономии; знания о видах материи и ее движении, законах сохранения – в обществоведении. Это означает, что межпредметные связи взаимны. Различают два типа связей между учебными предметами: временную (хронологическую) и понятийную. Первая предполагает согласования по времени прохождения программы различных предметов, вторая – одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических положений. Межпредметные связи могут быть раскрыты и по общности методов исследования (экспериментальный метод в физике и химии, метод моделей в физике и математике) и др. учителям физики практически приходится иметь дело с тремя видами межпредметных временных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными: - Предшествующие межпредметные связи – это связи, при которых учитель опирается при изучении материала курса физики на ранее полученные знания по другим предметам (знания из курсов природоведения, географии, математики, геометрии). - Сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются как по физике, так и по другим предметам (например, понятие о векторе почти одновременно дается в курсе геометрии и физике 9 класса; понятие о звуке изучается в физике, а органы слуха– в биологии и др.). - Перспективные межпредметные связи - эти связи используются, когда изучение материала по физике опережает его применение в других предметах (понятие о строении атома в физике изучается раньше, чем в курсе химии; при изучении понятия мгновенной скорости по механике в 9 классе не представляется возможным использовать предел и производную функции, которые изучаются в алгебре в 11 классе). Для реализации межпредметных связей учитель может использовать различные способы: - концентрировать внимание на пограничных областях разных наук и создавать такие учебные курсы, как биофизика, биофизическая химия; - анализировать материал одной предметной области с точки зрения знания, накопленного в другой предметной области. Этот способ может быть реализован при проведении элективных курсов или индивидуально-групповых занятий по физике, например «Физика и музыка», «Физика и мы (физика человеческого организма)» и др. - организовать учебную деятельность в рамках классических учебных дисциплин, но с продумыванием вариантов осуществления межпредметных связей. При изучении физики на уроках применяю материал из других образовательных областей для решения собственных проблем, для достижения целей, характерных для изучаемой дисциплины, для создания эмоционального фона на уроке, привлечения внимания учащихся, лучшего запоминания материала за счет образности его представления. Поэтому, на уроках физики - читаю стихи, содержащие физический смысл: 9 класс, тема «Инерция» (отрывок из стихотворения А.Т. Прасолова «Грязь колеса жадно засосала…»: Грязь колеса жадно засосала, Из-под шин – ядреная кортечь. О, дорога! Здесь машине мало Лошадиных сил и дружных плеч. Вопрос: По какой траектории движутся частицы грязи, отрывающиеся от буксующего колеса? Привожу фрагменты из литературных произведений: 7класс, тема «Инерция» (отрывок из рассказа «Чук и Гек», А.П.Гайдара): «…Весело взвизгнув, ЧУК и ГЕК вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено.» Почему мальчики «плюхнулись в сено»? Решаю задачи межпредметного характера: 8 класс (связь с географией). Зачем жители Средней Азии летом, когда сильная жара, носят ватные халаты и меховые шапки? Ответ поясните. Предлагаю выполнить домашние задания в 7- 8 классе межпредметного содержания - сочинить сказку или написать сочинение.: написание сказки с физическим содержанием с использованием элементов русских народных сказок после изучения тем: например, в 7 классе виды сил, молекула и др. В 8 классе после изучения темы Кипение, Электризация и др. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе и в др. учебных заведениях.

Категория: Физика
17.02.2018 00:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!