СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя инициатива в образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект «Моя инициатива в образовании»

Учителя технологии МБОУ «СОШ №16»

Эккерт Наталии Николаевны

«СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ НА ЗДОРОВОЙ ПЛАНЕТЕ»

Создание условий для природоохранной деятельности детей посредством участия в экологических акциях, творческих конкурсах.

Сроки реализации проекта: 2014 год.

Обоснование проекта

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами с детства.

Экологическое и трудовое воспитание школьников являются приоритетными направлениями деятельности школы. Работа по благоустройству школьной территории выступает как эффективное средство формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Наш проект является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

Город – это особая измененная среда обитания как для человека, так и для остальных живых организмов. Высокая концентрация людей, предприятий и транспорта создает неблагоприятные условия для жизнедеятельности любых организмов. Она опасна и для растений, и для животных, и для человека, как ни странно это звучит. Город – детище человеческой цивилизации опасен для своего творца и хранителя – человека.

Транспорт и промышленность создают шумовое загрязнение городов, которое сокращает время жизни горожан в среднем на 8 -12 лет.

В городах возникают сильные электромагнитные поля, негативно влияющие на физиологические процессы в теле человека: они вызывают головные боли, бессонницу, нервные расстройства, нарушают работу сердца, органов чувств. Монотипия городского пространства часто вызывает депрессии, психологи очень образно назвали это состояние - «грусть городов». Зеленые насаждения города воспринимаются как буфер, призванный защитить человека от многих негативных факторов города – они подавляют шум, задерживают пыль, улавливают и нейтрализуют многие газы.

Школьная территория обнесена забором. А как известно всем любой забор и даже из железа в порядок приводить приходиться всегда. Когда покрасить, когда отремонтировать. И всё вложений требует финансовых. И постоянно нужно над забором хлопотать. А нашим детям или внукам еще больше он хлопот составит. Не лучше ли все обустроить так, чтоб детям в будущем прекрасном хлопот не доставлять. Как сделать попрочнее и долговечнее забор, чтоб добрым словом тебя все вспоминали? Все очень просто. Вместо столбов посадим мы деревья через каждые два-три метра. Между деревьев высадим кустарники непроходимые. Такой забор на ремонт не будет отвлекать и пользу принесет. Не только как ограда будет функция его. С одной мы стороны забор составим из березок в ряд растущих, другой из сосен вечнозеленых, а кто-то в творческом порыве цветной, как в сказке, сделает забор. Деревья разноцветные посадит. Березки, ели, осины и сосны. Вплетет рябину с гроздями, горящими красным цветом, между ними посадим и калину. Черемухе, сирени место предоставим. Только все продумать надо изначально. Понаблюдать каждому необходимо, как что растет по высоте, как расцветает по весне, как пахнет и каких к себе влечет пернатых. И наш забор поющим будет, благоухающим, и взгляд ни чей не утомит, днем каждым изменяя полутона своих картин. То цветом расцветет весны, то осени окраской запылает.

Цели и задачи проекта

Цель проекта для учащихся:

· улучшение экологической обстановки в 21 микрорайоне города Братска путем: создания живой изгороди и цветников на пришкольной территории МБОУ «СОШ №16»;

· распространение листовок и буклетов на экологическую тему в 21 микрорайоне.

Цель педагогическая:

· создать условия для природоохранной деятельности детей посредством участия в экологических акциях, творческих конкурсах.

Задачи проекта для учащихся:

· Разработка содержания листовок и буклетов на экологическую тему, выбор вариантов листовок для распространения в микрорайоне школы на конкурсе, распространение их в 21-м микрорайоне;

· Разработка проектов благоустройства пришкольной территории, рассмотрение их на школьной НПК и принятие к реализации какого-то одного проекта из представленных.

· Подготовка ресурсов для высадки цветов и деревьев на пришкольной территории.

· Проведение акции-соревнования «Чистая планета».

· Организация систематического ухода за посадками в течение лета и осени.

· Участие в разработке видео-уроков «Природа не прощает ошибок».

Педагогические задачи:

· Привлечь внимание учащихся к решению экологических актуальных проблем города через организацию природоохранной деятельности.

· Формировать у учащихся чувство ответственности за город, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.

· Формировать у каждого участника педагогического процесса внутреннюю потребность в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе.

· Привлечь педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления пришкольной территории.

· Обучать школьников практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна.

  • Создать условия для формирования у участников образовательного процесса активной жизненной позиции и способности быть неравнодушными к судьбе своей малой родины.

Летом 2013 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы. 6а и 6в классами была высажена аллея, начальные классы и некоторые классы среднего звена украшали школу цветами. Было все хорошо, только единой концепции в обустройстве школьной территории не было.

Участники проекта:

Учащиеся МБОУ «СОШ №16», их родители, классные руководители 1-11 классов, жители 21 микрорайона.

Партнеры: городская библиотека Центрального района, МБОУ ДОД «ЭБЦ», МБОУ «ДТДиМ», ЖКХ и лисничество г. Братска, благотворительный фонд «Альянс».

Краткое описание проекта

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей;

При реализации проекта используем технологию деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Деятельностный подход предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в решение значимых жизненных задач.

Надо организовать исследовательскую работу, чтобы дети сами додумались до решения экологической проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Реализацию деятельностного подхода можно применить на примере проблемных ситуаций.

Необходимые умения для решения учебной проблемы – это:

· Понимать проблему;

· Характеризовать проблему;

· Представлять проблему;

· Решать проблему;

· Размышлять над решением;

· Сообщать решение проблемы.

В связи с ведением ФГОС второго поколения, занятия строются на новом уровне, применяя деятельностный подход, ставя перед детьми проблемные ситуации. Так и во внеклассной деятельности необходимо это применять.

Ситуации играют большую роль в постановки учебной задачи.

Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.

Деятельность по реализации проекта

(этапы, формы, содержание, способы организации)

Этапы проекта:

Первый этапнварь-март). Актуализация проблемы.

· Классные часы в 1-11классах по экологии.

· Общешкольный конкурс листовок и буклетов по сохранению, восстановлению лесов и их распространение.

· родительские собрания на тему «Живой забор для школы» 5-11 классы; «Цветник школе» 1-4 классы.

· Общешкольный конкурс проектов по благоустройству школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка (Эскизы, рисунки, изготовление макетов, выступление на НПК).

Второй этаппрель – май). Подготовка материалов и реализация проекта.

· подготовка посадочного материала – семян цветов(1-4кл.); саженцы деревьев и кустарников(5-11 кл.) подготовка инвентаря; весенняя обработка почвы; работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади; весенние посадки (реализация проектов);

· экологическая акция-соревнование «Чистая планета».

Третий этап (июнь – август). Практическая деятельность по графику.

· уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

Четвертый этап (сентябрь-октябрь). Завершающий.

· Сбор семян; осенняя обработка почвы; подготовка фотоотчетов; выставка даров природы, цветов, поделок из природного материала;

Пятый этап (ноябрь-декабрь). Итоговый.

· Создание видео-уроков «Природа не прощает ошибок».

· Подготовка сборника метод. разработок классных часов на экологическую тему

· Коллекция листовок, буклетов по сохранению и восстановлению лесов

· Публикация результатов проекта на школьном сайте.

Рабочий план реализации представлен в приложении № 1.

Ресурсное обеспечение проекта

Методическая литература; Наглядные пособия для проведения занятий с детьми; Подборка аудио и видео материалов, интернет сайты

Саженцы, семена цветов;

Мусорные мешки, перчатки

Лопаты, грабли, лейки, шланг для полива, ведра

Оценка эффективности реализации проекта (критерии эффективности)

· Качество образования учащихся (результаты участия школьников в различных конкурсах по экологии, повышение уровня воспитанности школьников, результаты мониторинга уровня воспитанности учащихся, результаты сформированности у воспитанников экологических компетенций, положительная динамика в формировании ценностно- ориентированной мотивации обучения.)

· Использование инновационных образовательных технологий (использование ИКТ в образовательном процессе, использование исследовательского метода и метода проектов в образовательном процессе)

· Отношение участников образовательного процесса к экологическому образованию (наличие в МБОУ «СОШ №16» условий для осуществления совместных проектов для воспитанников, родителями, активность участия родителей в организации экологического воспитания, информирование общественности о реализации проекта экологического образования)

Критерии эффективности проекта (мониторинг) подробно представлены в приложении №2.

Оценка рисков

В данном проекте оценка рисков сведена к минимуму:

· внутренние сопротивления (отсутствие мотивации других участников, страх перед нововведениями, заниженная самооценка участников проекта);

· внешние силы ( поломка саженцев и цветов, плохая всхожесть семян и увядание саженцев).

Минимизация:

  • Каждый саженец садить в шину;
  • Помочь осознать родителям свою роль в воспитании экологической культуры детей.

Дальнейшее развитие проекта

· По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена. Наша школа будет продолжать благоустройство школьной территории. Результаты проекта (видео-уроки «Природа не прощает ошибок» и сборник метод. разработок классных часов на экологическую тему) будут успешно применяться классными руководителями) И не надо снова из урока в урок повторять одно и то же. Не надо просиживать вечера за подготовкой дидактических материалов? С помощью наших результатов проекта можно покончить с постоянным недосыпанием из-за необходимости подготовки все новых и новых материалов к классным часам, и наслаждаться появившимся свободным временем, и повышением интереса к проблемам экологии со стороны учеников. А так как все материалы будут опубликованы на школьном сайте, то ими смогут воспользоваться педагоги из других школ. И если наш пример возьмут другие школы и сады, то сколько будет высажено саженцев, деревьев и цветов. И будут подрастать деревья и кусты. И воздух очищать наш будут. Одним нам со сложившейся экологической обстановкой в городе не справиться, но вместе мы сумеем. И будут люди обустраивать свои дворы потом таким же образом. А кто-то сад посадит за окном, везде будут расти деревья и цветы, фонтаны небольшие в каждом дворе поставит. И дети в красоте будут гулять и свежим воздухом дышать.

Продукты / результаты проекта

В результате реализации проекта будут созданы:

  • живая изгородь для школы
  • видео- уроки «Природа не прощает ошибок»
  • сборник методических разработок классных часов на экологическую тему;

· коллекция листовок, буклетов по сохранению и восстановлению лесов

Педагогические результаты.

В результате участия в проекте дети

  1. получат знания о составляющих экологической культуры, ее роли в общественном развитии; знания о научной организации труда по благоустройству прилегающих территорий; о методах творческой, проектной деятельности; о способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
  2. Повысят уровень развития технического мышления, пространственного воображения; разовьют способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов; разовьют навыки делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности на уровне своего возраста; у детей сформируется уважительное отношение к экологии как части общечеловеческой культуры, ответственное отношение к труду и результатам труда.

"Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы”. Мы сделаем всё, чтобы вид нашей школы имел эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Ценность этой работы заключается в следующем: 1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами. 2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности. 3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов. 4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.

13.07.2015 06:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!