СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогический проект «Моя инициатива в образовании»
Учителя технологии МБОУ «СОШ №16»
Эккерт Наталии Николаевны
«СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ НА ЗДОРОВОЙ ПЛАНЕТЕ»
Создание условий для природоохранной деятельности детей посредством участия в экологических акциях, творческих конкурсах.
Сроки реализации проекта: 2014 год.
Обоснование проекта
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами с детства.
Экологическое и трудовое воспитание школьников являются приоритетными направлениями деятельности школы. Работа по благоустройству школьной территории выступает как эффективное средство формирования экологической культуры подрастающего поколения.
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Наш проект является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.
Город – это особая измененная среда обитания как для человека, так и для остальных живых организмов. Высокая концентрация людей, предприятий и транспорта создает неблагоприятные условия для жизнедеятельности любых организмов. Она опасна и для растений, и для животных, и для человека, как ни странно это звучит. Город – детище человеческой цивилизации опасен для своего творца и хранителя – человека.
Транспорт и промышленность создают шумовое загрязнение городов, которое сокращает время жизни горожан в среднем на 8 -12 лет.
В городах возникают сильные электромагнитные поля, негативно влияющие на физиологические процессы в теле человека: они вызывают головные боли, бессонницу, нервные расстройства, нарушают работу сердца, органов чувств. Монотипия городского пространства часто вызывает депрессии, психологи очень образно назвали это состояние - «грусть городов». Зеленые насаждения города воспринимаются как буфер, призванный защитить человека от многих негативных факторов города – они подавляют шум, задерживают пыль, улавливают и нейтрализуют многие газы.
Школьная территория обнесена забором. А как известно всем любой забор и даже из железа в порядок приводить приходиться всегда. Когда покрасить, когда отремонтировать. И всё вложений требует финансовых. И постоянно нужно над забором хлопотать. А нашим детям или внукам еще больше он хлопот составит. Не лучше ли все обустроить так, чтоб детям в будущем прекрасном хлопот не доставлять. Как сделать попрочнее и долговечнее забор, чтоб добрым словом тебя все вспоминали? Все очень просто. Вместо столбов посадим мы деревья через каждые два-три метра. Между деревьев высадим кустарники непроходимые. Такой забор на ремонт не будет отвлекать и пользу принесет. Не только как ограда будет функция его. С одной мы стороны забор составим из березок в ряд растущих, другой из сосен вечнозеленых, а кто-то в творческом порыве цветной, как в сказке, сделает забор. Деревья разноцветные посадит. Березки, ели, осины и сосны. Вплетет рябину с гроздями, горящими красным цветом, между ними посадим и калину. Черемухе, сирени место предоставим. Только все продумать надо изначально. Понаблюдать каждому необходимо, как что растет по высоте, как расцветает по весне, как пахнет и каких к себе влечет пернатых. И наш забор поющим будет, благоухающим, и взгляд ни чей не утомит, днем каждым изменяя полутона своих картин. То цветом расцветет весны, то осени окраской запылает.
Цели и задачи проекта
Цель проекта для учащихся:
· улучшение экологической обстановки в 21 микрорайоне города Братска путем: создания живой изгороди и цветников на пришкольной территории МБОУ «СОШ №16»;
· распространение листовок и буклетов на экологическую тему в 21 микрорайоне.
Цель педагогическая:
· создать условия для природоохранной деятельности детей посредством участия в экологических акциях, творческих конкурсах.
Задачи проекта для учащихся:
· Разработка содержания листовок и буклетов на экологическую тему, выбор вариантов листовок для распространения в микрорайоне школы на конкурсе, распространение их в 21-м микрорайоне;
· Разработка проектов благоустройства пришкольной территории, рассмотрение их на школьной НПК и принятие к реализации какого-то одного проекта из представленных.
· Подготовка ресурсов для высадки цветов и деревьев на пришкольной территории.
· Проведение акции-соревнования «Чистая планета».
· Организация систематического ухода за посадками в течение лета и осени.
· Участие в разработке видео-уроков «Природа не прощает ошибок».
Педагогические задачи:
· Привлечь внимание учащихся к решению экологических актуальных проблем города через организацию природоохранной деятельности.
· Формировать у учащихся чувство ответственности за город, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.
· Формировать у каждого участника педагогического процесса внутреннюю потребность в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе.
· Привлечь педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления пришкольной территории.
· Обучать школьников практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна.
Летом 2013 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы. 6а и 6в классами была высажена аллея, начальные классы и некоторые классы среднего звена украшали школу цветами. Было все хорошо, только единой концепции в обустройстве школьной территории не было.
Участники проекта:
Учащиеся МБОУ «СОШ №16», их родители, классные руководители 1-11 классов, жители 21 микрорайона.
Партнеры: городская библиотека Центрального района, МБОУ ДОД «ЭБЦ», МБОУ «ДТДиМ», ЖКХ и лисничество г. Братска, благотворительный фонд «Альянс».
Краткое описание проекта
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей;
При реализации проекта используем технологию деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Деятельностный подход предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в решение значимых жизненных задач.
Надо организовать исследовательскую работу, чтобы дети сами додумались до решения экологической проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Реализацию деятельностного подхода можно применить на примере проблемных ситуаций.
Необходимые умения для решения учебной проблемы – это:
· Понимать проблему;
· Характеризовать проблему;
· Представлять проблему;
· Решать проблему;
· Размышлять над решением;
· Сообщать решение проблемы.
В связи с ведением ФГОС второго поколения, занятия строются на новом уровне, применяя деятельностный подход, ставя перед детьми проблемные ситуации. Так и во внеклассной деятельности необходимо это применять.
Ситуации играют большую роль в постановки учебной задачи.
Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.
Деятельность по реализации проекта
(этапы, формы, содержание, способы организации)
Этапы проекта:
Первый этап (январь-март). Актуализация проблемы.
· Классные часы в 1-11классах по экологии.
· Общешкольный конкурс листовок и буклетов по сохранению, восстановлению лесов и их распространение.
· родительские собрания на тему «Живой забор для школы» 5-11 классы; «Цветник школе» 1-4 классы.
· Общешкольный конкурс проектов по благоустройству школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка (Эскизы, рисунки, изготовление макетов, выступление на НПК).
Второй этап (апрель – май). Подготовка материалов и реализация проекта.
· подготовка посадочного материала – семян цветов(1-4кл.); саженцы деревьев и кустарников(5-11 кл.) подготовка инвентаря; весенняя обработка почвы; работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади; весенние посадки (реализация проектов);
· экологическая акция-соревнование «Чистая планета».
Третий этап (июнь – август). Практическая деятельность по графику.
· уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;
Четвертый этап (сентябрь-октябрь). Завершающий.
· Сбор семян; осенняя обработка почвы; подготовка фотоотчетов; выставка даров природы, цветов, поделок из природного материала;
Пятый этап (ноябрь-декабрь). Итоговый.
· Создание видео-уроков «Природа не прощает ошибок».
· Подготовка сборника метод. разработок классных часов на экологическую тему
· Коллекция листовок, буклетов по сохранению и восстановлению лесов
· Публикация результатов проекта на школьном сайте.
Рабочий план реализации представлен в приложении № 1.
Ресурсное обеспечение проекта
Методическая литература; Наглядные пособия для проведения занятий с детьми; Подборка аудио и видео материалов, интернет сайты
Саженцы, семена цветов;
Мусорные мешки, перчатки
Лопаты, грабли, лейки, шланг для полива, ведра
Оценка эффективности реализации проекта (критерии эффективности)
· Качество образования учащихся (результаты участия школьников в различных конкурсах по экологии, повышение уровня воспитанности школьников, результаты мониторинга уровня воспитанности учащихся, результаты сформированности у воспитанников экологических компетенций, положительная динамика в формировании ценностно- ориентированной мотивации обучения.)
· Использование инновационных образовательных технологий (использование ИКТ в образовательном процессе, использование исследовательского метода и метода проектов в образовательном процессе)
· Отношение участников образовательного процесса к экологическому образованию (наличие в МБОУ «СОШ №16» условий для осуществления совместных проектов для воспитанников, родителями, активность участия родителей в организации экологического воспитания, информирование общественности о реализации проекта экологического образования)
Критерии эффективности проекта (мониторинг) подробно представлены в приложении №2.
Оценка рисков
В данном проекте оценка рисков сведена к минимуму:
· внутренние сопротивления (отсутствие мотивации других участников, страх перед нововведениями, заниженная самооценка участников проекта);
· внешние силы ( поломка саженцев и цветов, плохая всхожесть семян и увядание саженцев).
Минимизация:
Дальнейшее развитие проекта
· По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена. Наша школа будет продолжать благоустройство школьной территории. Результаты проекта (видео-уроки «Природа не прощает ошибок» и сборник метод. разработок классных часов на экологическую тему) будут успешно применяться классными руководителями) И не надо снова из урока в урок повторять одно и то же. Не надо просиживать вечера за подготовкой дидактических материалов? С помощью наших результатов проекта можно покончить с постоянным недосыпанием из-за необходимости подготовки все новых и новых материалов к классным часам, и наслаждаться появившимся свободным временем, и повышением интереса к проблемам экологии со стороны учеников. А так как все материалы будут опубликованы на школьном сайте, то ими смогут воспользоваться педагоги из других школ. И если наш пример возьмут другие школы и сады, то сколько будет высажено саженцев, деревьев и цветов. И будут подрастать деревья и кусты. И воздух очищать наш будут. Одним нам со сложившейся экологической обстановкой в городе не справиться, но вместе мы сумеем. И будут люди обустраивать свои дворы потом таким же образом. А кто-то сад посадит за окном, везде будут расти деревья и цветы, фонтаны небольшие в каждом дворе поставит. И дети в красоте будут гулять и свежим воздухом дышать.
Продукты / результаты проекта
В результате реализации проекта будут созданы:
· коллекция листовок, буклетов по сохранению и восстановлению лесов
Педагогические результаты.
В результате участия в проекте дети
"Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы”. Мы сделаем всё, чтобы вид нашей школы имел эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Ценность этой работы заключается в следующем: 1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами. 2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности. 3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов. 4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.
© 2015, Эккерт Наталия Николаевна 1434