СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогическая философия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе

Максименковой Татьяны Николаевны

«Образование без воспитания есть дело ложное и опасное, ибо не формирует человека, а разнуздывает и портит его, вооружая его жизненно-выгодными возможностями, техническими умениями, которыми он - бездуховный, бессовестный и бесхарактерный – и начинает злоупотреблять. Формальное образование вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» (Русский философ Иван Ильин)

Я недавно прочитала одну притчу.

«Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала: «Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранять. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!» И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала: «Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла и мне гореть дальше». Подул легкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла: « Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего на свете - своих близких». И это свеча угасла.

Вдруг в комнату зашел ребенок, увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете? Вы должны гореть – я боюсь темноты!» Произнеся это, он заплакал.

Тогда четвертая свеча сказала: «Не бойся и не плачь! Пока я горю,всегда можно зажечь и другие свечи: я – надежда!»

Когда читаешь эти строки, сразу невольно представляешь на месте четвертой свечи УЧИТЕЛЯ. «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама», - писал Джованни Руффини - итальянский писатель и политический деятель. Разве не учитель является надеждой для ученика?

Считаю, что зажечь других можно только тогда, когда горишь сам. Моя работа – это моя жизнь, и жизнь – это моя работа. Так сложилось, что более 18 лет мои ученики – осужденные к лишению свободы взрослые люди от 18 до 30 лет, уже сложившиеся лич­ности.

Процесс перевоспитания осужденных не является обособленным и не стоит в стороне от тех задач, которые необходимо решать обществу. Он определяется теми же целями, задачами, средствами и методами, которые используются в обществе для формирования мировоззрения, политической, трудовой, общественной активности граждан, их духовного, образовательного и культурного уровня. Поэтому все закономерности и принципы формирования личности в обществе лежат и в основе организуемого в исправительных учреждениях процесса перевоспитания осужденных.

Продолжу другой притчей. «Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет ЗЛО – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет ДОБРО – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Какого же волка мы вскормим, какие человеческие качества сформируем у нашего ученика - зависит в первую очередь от нас, людей, которые окружают его. А это ой как не просто! Взаимоотношения учителя и учащегося в ситуации принудительной изоляции последнего от общества должны строиться на основе жесткой, официально утвержденной, имеющей статус закона регламентации прав и обязанностей всех участников взаимодействия и общения. Кроме того, ошибки учителей, обучавших когда - то на свободе, приводят к тому, что учитель оказывается в ситуации, когда роль педагога не только не помогает ему, но и мешает ему найти общий язык с осужденным, добиться доверия. Житейский опыт моих учеников выступает пси­хологическим барьером, определяющим из­бирательное отношение к нашим воспита­тельным воздействиям. Приходится ломать и менять жизненную позицию ученика, сложившийся стереотип жизни и отношения к окружающей дей­ствительности, к труду, к людям, к самому себе.

И все же, именно здесь, в условиях принудительной изоляции, нередко складывается ситуация, когда педагог оказывается в роли единственного и при этом в прямом смысле полноправного представителя общества, в которое предстоит вернуться осужденным; в роли единственного человека, который формирует такие компетенции учащихся, которые позволят осужденным адаптироваться в обществе, куда им предстоит вернуться. Уместно вспомнить слова поэта С. Баруздина:

И коль в мире покуда

Сложно все и хитро,

Не причуда, а чудо –

Делать людям добро.

Человек рождается и живет на земле, чтобы делать добро. Я люблю свою работу, я люблю людей! Еще в 18 веке Ж. Ж. Руссо говорил: «О человек, сколько бы ты ни был испорчен, я вижу в тебе злодея не от рождения, а по случаю, ибо природа не создала тебя для злодейства!»

«Если вы берете людей такими каковы они есть, писал Гёте, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели их видеть». Я хочу видеть своих учеников достойными людьми, искренними, справедливыми. Радуюсь, когда они приходят ко мне за советом, за помощью. Насколько возможно доверять моим ученикам? То, что в них нужно верить, – это прописная истина. И не только слова рождают доверие человека к человеку, но прежде всего – поступки, действия. Это справедливо в отношениях учителя и ученика, вообще – людей. Повышая меру доверия ученику, учитель рискует. Возможное ли это дело – исключить риск, свести его до полного нуля, застраховать себя от всякой неожиданности? Риск в нашей жизни – неизбежность. И весь вопрос в том, какую долю вероятного успеха считать разумной, какую – допустимой, какую – крайней, вынужденной. Иными словами, без риска – не проживёшь. Сегодня я могу гордиться тем, что большинство моих воспитанников нашли достойное место в жизни.

Пытаюсь соответствовать мнению В. А. Сухомлинского «Быть человеком значительно труднее, чем им называться. Если хотите, чтобы Ваши воспитанники были ЛЮДЬМИ, будьте ЧЕЛОВЕКОМ прежде всего ВЫ». Да, учитель должен любить свою работу. Без этого никак. Да, нельзя преподавать без таких качеств, как отзывчивость, неравнодушие к чужой жизни, высокие человеческие достоинства, определяющие основы педагогической деятельности. Но всегда самым главным для учителя оставалось уважение к себе и окружающим, ведь без чёткого позиционирования себя как старшего и умудренного опытом невозможно добиться авторитета у подопечных, а без должного уважения к учащимся невозможно общаться на равных (в пределах разумного). Нередко именно такое общение позволяет продуктивно преподавать в школах пенитенциарной системы. Вот и вся моя педагогическая философия.

Все нужно пережить на этом свете,

Все нужно испытать и оценить.

Несчастье, боль, измену, горе, сплетни -

Все нужно через сердце пропустить.

Но главное - во тьме безумной века,

Что б ни случилось в жизни - устоять!

Быть чутким к горю, оставаться человеком

И теплоту сердец не потерять.

И что-то в жизни этой бессердечной

Вам суждено исправить, изменить,

Во имя счастья, жизни бесконечной

Вам суждено спасать, добро творить!

И, может быть, когда-то Вы поймете,

Что для кого-то счастье принесли.

И со спокойной совестью вздохнете -

Вы не напрасно жизнь свою прошли!

Все нужно пережить на этом свете,

Все нужно испытать и оценить.

И лишь тогда, вставая на рассвете,

Вы сможете смеяться и любить…

(Автор неизвестен)

Категория: Химия
17.09.2015 16:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!