СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогика для детей с ранним детским аутизмом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ. Калинина И.В. учитель Школы №2124 Центра развития и коррекции

*

Подготовка в школе. Про аутистов говорят: «лицо принца». Они, действительно, красивы какой-то неуловимой, тонкой красотой. А вот в своих проявлениях аутизм напоминает умственную отсталость. Окружающих удивляет стереотипное, однообразное поведение ребёнка, повторение одних и тех же движений, звуков, слов, стихотворных текстов. У части детей отмечаются сложные манипуляции с различными предметами. Но любые попытки взрослого прервать эти монотонные действия, изменить привычную обстановку вызывают у ребёнка крайне отрицательную реакцию. Речь поражает своей неоднозначностью: есть среди них совсем неговорящие или имеющих бедную односложную речь. Есть и такие дети, которые имеют большой запас слов и могут пользоваться сложной фразой. Но всех объединяет одна характерная особенность – нарушена коммуникативная функция речи. Они малоактивны в общении, тонко чувствуют дискомфорт, с большим трудом участвуют в диалоге и быстро пресыщаются.

Вопреки многообразию проявлений аутизма, целесообразность обучения в школе таких детей доказана. Образование аутичных детей включает в себя не только обучение грамоте, но и работу над формированием навыков социальной жизни, которые помогут этим детям адаптироваться в общество. Школа - это не единственная образовательная среда. «Важным образовательным учреждением» - называл музей М.В. Новорусский, музейный деятель рубежа веков. Он напрямую связывал судьбу музеев с изменениями в системе образования. Значит, интеграционные процессы в музее становятся такими же закономерными, как и в школе. Музейная интеграция – это встречное движение особых детей и музейного пространства; это создание такой методики, которая позволила бы сделать особых детей не просто наблюдателями и слушателями, а непосредственными участниками экскурсии.

Степень готовности. Как определить готовность детей к посещению музея? Учитель, который ведёт в музей группу, должен понимать, насколько сформировано социально приемлемое поведение у детей, слышат ли они инструкции учителя. Он должен предположить, какие трудности могут возникнуть у каждого в группе, и кому из детей может потребоваться та или другая помощь при движении по городу и во время самой экскурсии. Очень важно обратить внимание на то, насколько полно дети понимают речь. Могут ли ответить на поставленный вопрос, чтобы экскурсовод смог получить хотя бы односложный ответ. Дети заранее знакомятся с правилами поведения в музее:  «Прежде чем отправиться осматривать экспонаты, надо пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу (сумки, рюкзаки)».  «По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать в музее недопустимо».  «Трогать руками музейные или выставочные экспонаты нельзя. Об этом каждому посетителю напоминают специальные таблички, имеющиеся в каждом выставочном зале или прикрепленные к футлярам экспонатов».  «Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа».  «На вопросы экскурсовода отвечай спокойно и вежливо».  «В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию».

Только систематическое посещение музеев, накопление «музейного» опыта, способно перевести механическое запоминание этих правил в надёжную опору социального поведения.

В музее дети учатся общаться с реальными предметами, экспонатами музея. Будет разумным подготовить детей ещё в школе к тому, что самим нельзя брать в руки экспонаты, нельзя их трогать. Но будет правильным, если часть экспозиции будет представлена дубликатами экспонатов, потому что словесное описание не может заменить тактильного ощущения.

«Нам всем нужна предсказуемость в жизни». Дети с аутизмом особенно нуждаются в предсказуемости событий. Они любят составлять расписания, это ориентирует их во времени и пространстве, уменьшая присущую им тревожность. «Расписание – это карта времени» - говорил герой книги, аутичный мальчик. Поэтому, в школе мы проговариваем дату и время проведения предстоящей экскурсии. Современные технические средства позволяют уже в школе посмотреть, как выглядит здание музея, его расположение на карте города. Подробно изучаем весь маршрут: где будем встречаться и в какое время, какие станции будем проезжать, где будем делать пересадку. Как только ребёнок связывает дату, время проведения мероприятия и местонахождение его, он заметно успокаивается. Детей нужно обязательно заинтересовать встречей с новым человеком, с экскурсоводом. Особые дети настолько чувствительны, что будет спокойнее, если им заранее сообщат имя и отчество экскурсовода, тему экскурсии. Обязательно проговариваем время окончания экскурсии и, что будем делать потом. Новое место и новый человек, которого надо слушать – это всё дополнительная нагрузка для аутичного ребёнка. «Люди, страдающие аутизмом, также хотят знать, что данная ситуация скоро закончится».

Парадокс. Подготовка к экскурсии начинается задолго до того, как ребята придут в музей. Она начинается с ответа на вопрос: «Для чего люди вообще ходят в музеи?». Человек, который пошёл в музей не для «галочки», а по велению души, выйдет из музея совершенно в другом состоянии. В НОВОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ! А одна из характерных особенностей детей – аутистов – страх перед новым. Получается, что мы их ведём туда за тем, чего они боятся? Значит, музейная среда должна быть так подготовлена, задача экскурсии так точно определена, чтобы усилия над собой, которые аутичный ребёнок испытает там, должны быть вознаграждены новым эмоциональным состоянием. По наличию этого состояния, можно определить, формальным или осмысленным было посещение музея. Сегодня в музеях создаются особые условия для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата – работают подъёмники, внешние и внутренние пандусы. Для слабослышащих посетителей - подготавливается звуковой подготовительный текст. Для слабовидящих детей – проводится тактильное знакомство с экспонатами, этикетаж по Брайлю. А какие условия необходимы для детей с нарушениями психического развития?

«Специально организованная среда позволяет редуцировать (т.е. сократить, свести сложное к более простому «Википедия») информацию и дозировать впечатления, что уменьшает тревогу и страхи, импульсивность в поведении, предотвращает поведенческие срывы».

Встреча. « Только тогда встреча в полном смысле слова открытая, когда она имеет перспективу для каждого…» Профессии педагога и экскурсовода имеют одно основание – нравственность. Экскурсовод работает над образом посетителя, который, получив новую информацию в музее, обновляется внутри. Точно также и учитель, помогает ребёнку прийти к новому своему образу при помощи приобретения полезных навыков и знаний. Аутичный ребёнок дезориентирован во внешнем пространстве, поэтому взрослые помогают ему созданием таких внешних опор как наглядное расписание, использование календарей, в которых указано временя начала и окончания экскурсии, путеводитель по залам музея, отметка на карте города месторасположения музея и т.д. Но ещё больше ребенок с РДА дезориентирован в своём внутреннем мире. Ему трудно осмыслить свои чувства, ощущения, намерения. На такие вопросы, как: «Кто - я?», «Какой я?», «Каким мне быть?», «Я – добрый или нет?» и др. самостоятельно найти ответы ему очень трудно, но крайне необходимо. Ведь только нравственность делает человека Человеком. Нравственность человека – вещь глубокая, духовная, связанная с чувством такта, с чувством меры, с опытом взаимоотношений с окружающими. Поэтому, сориентировать ребёнка с РДА на развитие его положительных качеств – значит раскрыть ему же перспективу его развития, показать связь между этими положительными качествами характера и качеством его жизни. Такая работа необходима для формирования понятия «жизненная компетенция» аутичного ребёнка: «…формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение…». Музейная среда – это, конечно, более сложная социальная среда, нежели привычная школа. Поэтому, тот экскурсионный материал, который дети услышат и увидят в музее, должен расширять и углублять изучаемую тему в школе. Восприятие детей с ранним детским аутизмом (РДА) носит настолько фрагментарный характер, что просто добавлять им информацию, без связи с предыдущей, будет непродуктивно. Механически запомнив услышанное, они не смогут сделать самого главного – расширить и осмыслить своё представление о чём – либо. Главной целью образования аутичных детей является не только получение новых знаний, а умение объединять уже имеющиеся «островки» представлений об окружающей действительности в целостную картину мира. И, главное, уметь осмысливать своё место и свою неразрывную связь с окружающей действительностью, учить понимать, что он сам - часть Единой картины мира.

Перед экскурсией, как и перед уроком, ставится триединая задача: - образовательная. Она включает в себя ответы на такие вопросы, как: «Какие знания сейчас мы приобретаем?», «Как это новое связано с тем, что мы уже знаем?». - коррекционная. Учить детей выделять главное, сравнивать. Идёт работа над обогащением словарного запаса. Образцом развёрнутой правильной речи является речь экскурсовода. Спокойное, доброжелательное, вежливое обращение по имени к ребёнку – привлечение внимания к коммуникативной функции его речи. - воспитательная задача. Воспитывает только то, что наполнено смыслом. И главное, чтобы этот смысл не оставлял ребёнка равнодушным. Музей непосредственно работает с душой ребёнка, делая в ней запись прекрасного. Музей записывает не только «что было», но и «как было». Рассказ экскурсовода может передать атмосферу другого времени. Экскурсовод имеет возможность задействовать все репрезентативные возможности ребёнка (ощущения, чувства, память, зрительные, тактильные, слуховые анализаторы). Чем больше удаётся задействовать таких анализаторов, тем доступнее будет ребёнку рассказ экскурсовода, тем полнее ребёнок будет включен в экскурсию. Поэтому, адаптированный текст, как одно из условий экскурсионной программы, отличается лёгкостью и точностью выражений, последовательностью. В тексте чётко проявлена причинно-следственная связь, он свободен от большого количества дат и цифр, но наполнен проникновенностью, интересом и желанием самого экскурсовода вовлечь в беседу аутичного ребёнка. Важным условием решения такой задачи является соблюдение меры своих профессиональных замыслов и психофизических возможностей особых детей. Подробно об этом написано в статье «К вам в музей пришли особые дети». А, наиболее полно, на наш взгляд, раскрыто в притче: Мера Чтобы что-то дать человеку – надо это иметь самому, Чтобы что-то дать – надо, чтобы вы стояли лицом друг к другу. Чтобы дать – надо чтобы он доверчиво протянул к вам руку. Положить на ладонь нужно ровно столько, сколько он сможет удержать. Положить только то, что будет ему полезно в будущем.

Партнёрство. Одному экскурсоводу работать с группой аутичных детей очень трудно. Это большая эмоциональная нагрузка, которая не должна лишать экскурсовода работоспособности, поэтому хорошо, если учитель будет помощником во время экскурсии. Дети – аутисты быстро истощаются во время экскурсии, произвольное внимание у них удерживается на короткое время. Даже при сформированном учебном поведении у ребёнка может оставаться склонность к пресыщению, рассеянность и отвлекаемость. Важно, чтобы каждый ребёнок, находясь в группе, имел возможность найти комфортную дистанцию с экскурсоводом и свою меру включения в экскурсию. Он должен почувствовать свободу в ответах на вопросы экскурсовода. Не надо на него обижаться, если сразу он не ответил на поставленный вопрос, отвернулся на ваше приветствие. Зная такие особенности детей лучше, чем экскурсовод, учитель может разными способами привлечь внимание детей: задать нужный вопрос экскурсоводу, «невзначай» вспомнить что-то из личного опыта ребёнка или целого класса. Он помогает экскурсоводу поддерживать постоянный интерес детей, отслеживает включённость каждого в общую тему. Опыт показывает, что ещё одним помощником экскурсовода может быть тьютор. Тьютор – это дополнительный педагог в группе, который оказывает индивидуальную помощь ребенку. Его задача – помочь ребенку зафиксировать собственные интересы, определить какие-то предпочтения. Тьютор находится с более тревожным ребёнком, которому разрешается отойти от группы, потом вернуться. Поможет плохо говорящему ребёнку оформить вопрос, озвучить тихий ответ, привлечь внимание ребёнка: «Посмотри туда!». Может удержать внимание ребёнка, тихо комментируя рассказ экскурсовода. Такое партнёрство помогает уменьшить эмоциональную нагрузку на детей и экскурсовода.

Полезны экскурсии для детей с РДА вместе с родителями. Совместная экскурсия – это возможность увидеть друг друга по – новому. Родители могут выступать в роли помощника экскурсовода, иллюстрируя рассказ примерами из семейной жизни. Такое участие родителей особенно ценно, потому что самостоятельно дети не всегда могут сопоставить свой жизненный опыт с информацией, полученной в музее. Это большая помощь для семьи с особыми детьми, когда есть возможность проводить свободное время в музее, именно так организуя свой досуг. Это ещё и возможность для накопления и обогащения коммуникативного опыта. В большинстве своём, социальные связи таких семей снижены. Не всем родителям удаётся сохранить не только собственных друзей, в связи с рождением особого ребёнка, но и тёплые отношения с родственниками. Много семей – неполных. Их жизнь протекает в достаточно узком диапазоне и по причине собственных страхов родителей, и по причине боязни общества. Кстати, на вопрос: «Какую бы вы хотели получить помощь от музеев? », они редко называют - адаптированные экскурсии, чаще отвечают: «Чтобы люди не отворачивались от нас». Поэтому, им больше нужна моральная поддержка и принятие. Жалко, что редко используется музейная педагогика для семей с особыми детьми.

«Ребёнок может захотеть только то, что он понимает». Интересно, когда итогом посещения музея становится совместная творческая работа. Это может быть рисунок, аппликация, поделка из глины и т.д. В работе должна проявиться тема экскурсии, а как – это уже творчество детей. Не менее интересным является работа с фотографиями, сделанными в музее. Разложить их по порядку – могут даже плохо говорящие дети, сделать подписи под фотографиями – под силу другим. На уроках русского языка по фотографиям можно составить предложения; объединив в рассказ - получится текст о себе. Написать потом изложение по такому тексту гораздо легче и радостнее. В дальнейшем, обо всем увиденном и услышанном в музее, можно составить и решить задачу, написать письмо бабушке или просто нарисовать, что понравилось.

Такая совместная «переработка» впечатлений от экскурсии и эмоциональное осмысление – это подготовка к следующему визиту в музей, где дети опять будут объединены общим интересом. Опыт работы показывает, какие качественные изменения происходят в эмоциональном и социальном развитии аутичных детей при условии регулярного посещения музеев. Расширяется жизненный опыт ребёнка, правильное и спокойное поведение в музее становится привычным, значит, есть надежда на то, что формируется новый жизненный стереотип. Конечно, мы надеемся, что в будущем, когда дети станут взрослыми, посещение музея станет для них привычной формой проведения свободного времени.

* Бытует мнение о том, что человек с серьёзными нарушениями психического развития воспринимать произведения искусства не может. На самом деле, это совсем не так. Известно много примеров, когда человек абсолютно беспомощен в простых вещах, а «сложное» - единственное доступное ему средство самовыражения. Так бывает, что музыка, например,- единственный канал общения с миром. К сожалению, не всем аутичным людям удаётся нащупать ту нитку, тот, может быть, единственный мостик, связывающий их с реальностью. Однако, есть вероятность эту ниточку найти. Одна из возможностей – вместе ходить в музеи и театры, вместе переживать, думать и чувствовать. *

Категория: Всем учителям
25.08.2018 14:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!