СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка. Вокально-хоровая работа в школе на уроке и вне...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важных задач, которую решает урок музыки в общеобразовательной школе,- научить детей петь. Поэтому - эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание все большего круга музыкантов- педагогов, ученых разных специальностей. Очевидно, прежде всего, потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально-хоровых навыков, и подготовка подлинных ценителей музыки, и , наконец,  воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии поющих. « Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.»

Словом, функции хорового пения разносторонни, Но самое, пожалуй, важное - это то, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой национального русского исполнительства, активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как чрезвычайно действенное средство, способствующее воспитанию вкуса учащихся, повышению их общей музыкальной культуры, проникновению песни в быт. Как отмечает Д.Б.Кабалевский, « Постепенное расширение и оттачивание исполнительного мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс- хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление. Подготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения предстает во многих аспектах: это непосредственное первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, призванная помочь накоплению вокально-хорового мастерства, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Наконец, заключительный этап донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории. Все это невозможно без получения учениками определенного круга знаний, но главное - без постижения ими певческой культуры. Действительно, «выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование хоровых навыков». Владение вокально- хоровой техникой -главнейший элемент воспитания, который дает возможность юным певцам по настоящему понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. Словом, формирование певческих навыков и умений является одним из условий полноценного музыкального воспитания. Есть и другая сторона вопроса в музыкально-певческой подготовке школьников - это отбор репертуара. Проблема репертуара была и остается актуальной и решающей в хоровой практике. Репертуар - самый важный, стержневой вопрос жизни творческого коллектива, это его лицо, его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях. Умело подобранный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого исполнителя в частности. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, повышает музыкальную культуру детей, в значительной мере способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей родине и народу, повышает ответственность.

      « Пение в хоре является народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней украшает, обогащает ее», - эти слова замечательного музыканта, дирижера А.В.Свешникова очень точно характеризуют сущность хорового искусства как истинно массового, коллективного. Выполнение этого призвания хорового искусства возможно только через разнообразный репертуар. Один из главных критериев в вопросе формирования репертуара- психофизические возможности детей той или иной возрастной группы. Соблюдение его обеспечит нормальное развитие детей, создаст прочный фундамент для постепенного укрепления голоса, накопления устойчивых навыков и умений. Что же касается интересов детей, то их следует не только учитывать, но и направлять. Одной из основных задач при составлении репертуара является нахождение таких музыкальных произведений, которые способствовали бы воспитанию художественного вкуса исполнителей и слушателей. Следует помнить, что хоровая музыка несет в себе равноправие словесного и музыкального содержания, поэтому подлинно художественным должен быть не только музыкальный, но и литературный текст.

              Одним из самых главных критериев подбора репертуара является принцип доступности, т.е. надо учитывать максимальные возможности голосов детей и знать наиболее удобные зоны певческих голосов. Следующий принцип - постепенность усложнения репертуара, т.е. от простого к сложному. Также в хоровом исполнительстве существует вторая, и тоже важная проблема- это проблема охраны детских голосов.

Большое значение в решении вопроса охраны детского голоса имеет начальный период.   В этот период должны быть заложены основы правильного голосообразования как необходимые условия развития и сохранения будущего полноценного взрослого голоса. Под развитием детского голоса мы понимаем динамику его качественных характеристик: звуковысотных и динамических диапазонов, тембра, равномерности. Красивое и выразительное пение- залог успешного формирования эстетического             вкуса школьников.     В   процессе   хорового   пения   активно развиваются     музыкальные     способности         художественных     вкусов,

параллельно воспитываются устойчивые интересы к музыке, развивается память, активность, умение организовать себя, свое время, умение общаться с коллективом сверстников.  

20.01.2015 11:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!