СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы урока в начальных классах, как способ активизации познавательной деятельности в условиях ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы урока в начальных классах как способ активизации

познавательной деятельности в условиях ФГОС.

В условиях перехода специальных общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний, позволяющих обучающимся с умственной отсталостью действовать в новой обстановке на качественно допустимо высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить обучающихся не только знаниями, но и умениями, развить познавательную активность обучающихся. Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, делают акцент на формирование у обучающихся личностных качеств.

Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Ведь именно на уроках обучающиеся усваивают знания и приобретают навыки, которые используют их в практической учебной работе. На уроке закладываются основы формирования каждого обучающегося как личности и гражданина. В современных условиях бурного развития начальной школы сложна и многообразна работа учителя. Сколько нам нужно знать и уметь, чтобы учить детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям. строить уроки так, чтобы каждый ребёнок был занят делом, работал с увлечением, чтобы царила атмосфера сотрудничества, и при этом обеспечивалось бы глубокое усвоение учебного материала.

Немаловажную роль в активизации познавательной деятельности играет организация учебной деятельности школьников на уроках. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Т.к., мотивы связаны с познавательными интересами обучающихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.

Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, к сожалению, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с умственной отсталостью. У обучающихся с умственной отсталостью слабо развита эмоциональная сфера и волевые качества.

Для организации благоприятного климата, ориентирующего обучающихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать их познавательную деятельность учащихся. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать, что одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение нетрадиционных уроков. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.

Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же, напротив, обобщая её.

В подготовке нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся с родителями, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Это обстоятельство позволяет дать посильное задание каждому ученику в соответствии с его возможностями, склонностями, интересами.

В процессе проведения уроков решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребёнка, поднять авторитет даже самого слабого ученика.

В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Считаю, что для начальных классов наиболее популярными и доступными являются: уроки - экскурсии, ролевые игры, уроки-путешествия, уроки-праздники, уроки-сказки, устные журналы, уроки на местности (вне класса) и некоторые другие.

Нестандартные уроки можно проводить по таким учебным предметам как русскому языку, чтению, математике, речевое развитие, мир природа и человек.

Большинство из них являются интегрированными, так как изучаемый предмет или явление, как правило, рассматриваются с разных сторон. Музыка, изобразительное искусство органично вплетаются в канву каждого урока.

Интегрированный урок.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Интеграция дает возможность с одной стороны, показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутри предметных и меж предметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще меж предметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т. д.

Урок – экскурсия.

Дети любят и уроки путешествия, уроки – экскурсии. Они развивают коллективизм, дружбу, взаимопомощь, мышление, память и кругозор детей. Но к таким урокам нужно готовиться заранее: выбирать место путешествия, цель, гида, заранее подобрать стихи, песни, вопросы. Уроки-экскурсии в школьные мастерские по программе трудового обучения ориентируют учащихся с выбором трудового профиля.

Экскурсия, которая проводится по программе развития устной речи в начальных классах – это еще один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями, и зависимостями между ними.

Урок-путешествие.

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом (инструктором) может быть учитель или заранее подготовленный ученик. Обучающимся предлагается маршрутный лист, потом дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду – все, что, необходимо для путешествия.

Урок –игра.

Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Учебная задача данных уроков- обобщение и систематизация знаний учащихся. Названный вид урока может быть проведён в форме игр «Крестики – нолики» и др. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Большое значение для развития организма ребенка имеют подвижные игры, дающие выход двигательной энергии.

Игры - один из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте. Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении. Для обучающихся с умственной отсталостью проводятся в основном ролевые игры, хотя не стоит исключать из учебного процесса и различные лексические, грамматические, орфографические и т.д. игры: они также интересны.

Из педагогической практики замечено, что в нетрадиционной форме обучения изменяется и позиция учителя в учебном процессе и характер его деятельности, принципы, методы обучения. Учитель начинает выступать как режиссёр мини – спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход.

Урок-сказка.

Такой вид нетрадиционного урока проводится при обобщении любой темы. Урок проводится по сказкам любых писателей, по русским народным сказкам или учитель сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои и отрицательные. В сказке должна быть развязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме. Далее следуем кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением; подводится итог урока, ставятся отметки.

Урок-праздник.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Нетрадиционные уроки с использованием ИКТ.

Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИКТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИКТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.

Все нестандартные уроки проходят интересно, несут в себе большой, эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует очень большая, кропотливая работа.

Нестандартный урок по праву можно считать настоящим уроком. Дети активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем. Урок приносит им большую радость познания. Большим плюсом нетрадиционных уроков является то, что они побуждают обучающихся с умственной отсталостью принимать участие, думать над заданиями, вселяют в них уверенность и желание активного участия и познания.

Применение нетрадиционных форм уроков - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому, что детям с умственной отсталостью, во-первых, нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Урок может быть ошеломляюще нестандартным и вполне традиционным, азартно - увлекательным и размеренно – спокойным. Важно не это. Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание.

05.03.2019 16:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!