Пройдя первый этап курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан «Лицом к лицу», я узнала очень много нового и решила изменить свои стратегии в преподавании и обучении, чтобы учащиеся могли обучаться самостоятельно. Составляю планы своих уроков , я стараюсь применить в уроках все семь модулей данной программы. Применение новых подходов в преподавании и обучении помогают мне передавать обучающимся стратегии самостоятельного обучения. Познакомившись с семью модулями Программы, я стараюсь интегрировать их в планирование своих уроков. Модули Программы: 1. Новые подходы в преподавании и обучении; 2. Обучение критическому мышлению; 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения; 4.Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании; 5.Обучение талантливых и одаренных детей; 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; 7.Управление и лидерство в обучении . Данная Программа помогла мне оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику. Все семь модулей перекликаются между собой и в своей практике в школе я стараюсь связать все модули при проведении уроков. На практике, я как учитель начальных классов поставила пред собой задачу, реализации внедрения семи модулей и показать их действие на практике . Все уроки построены в форме групповой работы с использованием стратегий критического мышления, в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальных классов и программой 2010 года. Раньше учащиеся отвечая на мои вопросы редко когда задумывались над вопросами: Как? и Почему? Можно сказать мне было не нужно, чтобы они задавали такие вопросы. Это занимало время урока и учащиеся не всегда правильно отвечали на вопросы. Пройдя первый этап курсов, я поняла, что мне нужно слышать учащихся, давать возможность им рассуждать, анализировать и делать выводы, получая новые знания. Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев принятия решений. Навыки критического мышления : наблюдение, анализ, вывод, интерпретация . Учащиеся в группах применяя стратегии критического мышления определяют тему урока и умеют применить её на практике . На группы учащиеся делятся при помощи цветных стикеров, цветных магнитов в течение всех уроков , на уроках учащиеся работают в парах. В парах один учащийся наставник и помогает ученику с низким уровнем способностей . При выполнении работы в группах, работать в сотрудничестве получается не у всех учащихся. В группе где работают сильный и слабый ученик, учащиеся не могут найти общий язык и прийти к единому мнению. Сильный ученик, не хочет работать в группе со слабым учеником. Его не устраивает то, что слабый ученик много времени тратит на понимание и выполнение задания. После консультирования учащиеся пытались найти общие точки соприкосновения при выполнения работы. Конечно добиться положительного результата получилось не сразу. Положительного результата добилась только к концу учебного года. В дальнейшем стала назначать сильного ученика наставником в группе, чтобы он помогал слабому ученику. Ученик поняли, что он может обучать других и быть в роли учителя, в тоже время может обучаться сам и обучать своих одноклассников. Учителя начальных школ должны позиционировать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно выявляя проявления способностей или таланта со стороны учеников . Использовала в своих уроках задание для учащихся с повышенными возможностями , которое они должны были решить с объяснением. В группах учащиеся с повышенными возможностями были в роли наставников и консультантов . На своих уроках я использую информационно коммуникативными технологиями. ИК Т в преподавании может оказать помощь учителям по использованию новых цифровых технологий в целях совершенствования обучения, использования научных достижений в процессе преподавания и обучения (Руководство для учителя стр.166). На каждом уроке при проведении минутки отдыха я демонстрирую видеоролики на интерактивной доске, при просматривании которого учащиеся выполняли движения за героями ролика . На уроках я использую модуль Программы «Новые подходы в преподавании и обучении». Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. Диалог, как совместное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. На каждом уроке применяю кумулятивную и исследовательскую беседы, учащиеся работают в группе в диалоге и спикеры выступая вступали в диалог ученик- ученик, ученик - учитель, отвечая на вопросы своих одноклассников и учителя. В ходе составления кластера и составления к ним таблиц и алгоритмов решения, учащиеся получают знания и обучают друг друга. Применяя на уроках «Новые походы в преподавании и обучении» я стараюсь научить учащихся взять ответственность за своё обучение. Обучение тому, как учиться согласуется с процессом «саморегуляции», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта посредством метапознания . В процессе работы в группах учащиеся самостоятельно определяют проблемы и цели, выбирают стратегии для достижения и решения данной проблемы основываясь на свой опыт и знания , учатся распознавать свои ошибки и в процессе обучения исправлять их. Оценивание – категория используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении . На всех уроках использую стратегии оценивания для обучения и оценивание обучения: формативное и суммативное оценивание. Для оценивания использую цветные стикеры, смайлики, цветные магниты. Были разобраны стратегии оценивания и на последующих уроках учащиеся объективно оценивали себя и своих одноклассников. Учащиеся на уроках проводят рефлексию каждого задания и всего урока. Учащиеся учатся объяснять выставленные оценки и приводить аргументы, отвечая на вопрос: Почему? Использование стратегий модуля « Оценивание для обучения и оценивание обучения» на уроках способствуют для учащихся мотивацией к дальнейшему обучению. К концу учебного года учащиеся стараются самостоятельно повысить свой уровень знаний . Лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию . На протяжении всех уроков учащиеся в группах выполняют определённую роль, беря на себя определённую ответственность. Выполняя роль наставника, консультанта, учащиеся выступают в роли учителя обучая своих одноклассников. Данный модуль мотивирует учащимся к постоянному развитию, чтобы уметь обучать других. Что же изменилось в моей работе? Я стараюсь слышать и слушать своих учеников, научилась рассуждать, анализировать, делать выводы своей деятельности и видеть свои ошибки, и исправлять ошибки в своей работе. Научилась применять семь модулей данной Программы в своём преподавании и обучении, подбирать стратегии к урокам для того, чтобы учащиеся учились обучаться самостоятельно. И в дальнейшем планирую использовать семь модулей данной Программы в преподавании и обучении, чтобы повысить мотивацию учащихся к самостоятельному обучению, учить всех учащихся участвовать в диалоге, сотрудничая друг с другом , научить учащихся участвуя в исследовательской беседе рассуждать, анализировать и делать выводы, обучаться самостоятельно и обучать других. Научить учащихся слышать и слушать друг друга, работать в группах сотрудничая, уметь проводить рефлексию своей работы и работы своих одноклассников, и взять ответственность за своё обучение на себя. Во-первых, повысилось качество знаний по предметам: грамота- 71% - 79%, математика- 69% - 79%, познание мира – 76% 91%, во-вторых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится: - умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать); - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). Данные умения формирую с первых дней ребенка в школе, когда совместно в учебных ситуациях дети “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний. На уроках часто задаю вопросы: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? Какое мнение у тебя по этому вопросу? Как ты думаешь? Как думали сначала? В чём возникло затруднение? И др. Если задаю вопрос, то обязательно выслушиваю мнения всех детей, не прерывая. Учу диалогической речи по принципу: я - словечко, ты словечко, увеличиваю долю монологической речи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. С первого класса ввожу такие формы работы, как работа в парах, в группах (с лидером и без лидера). Начиная с первого класса в начальной школе, я стараюсь проводить уроки так, чтобы дети чувствовали себя маленькими исследователями. Такой подход к обучению позволяет активизировать мыслительные процессы детей, материал вызывает у них интерес и легко запоминается. Так, на уроке обучения грамоте (тема: «Однозначные и многозначные слова») можно провести коллективное исследование. Дети разбиваются на группы, каждой группе дается задание: разбить слова на два столбика. Сначала даже не говорю, по какому признаку. Прочитав слова, дети понимают, что одни из них обозначают один предмет, у других слов несколько значений. Во время выполнения этой работы читающие дети могут найти эти слова в толковом словаре. Так происходит обучение исследованию. Обязательным моментом является представление своей работы – дети доказывают свое мнение перед классом. На занятиях по предмету «Окружающий мир» детям предлагались такие исследования и проекты: «Моя семья», «Моя улица», «Домашние питомцы» и другие. На уроках трудового обучения часто предлагаю коллективные или групповые работы. Разработав вместе дизайн-проект, дети имеют возможность выполнить задание, распределив обязанности (кто что лучше умеет делать). Коллективные проекты: панно «Барашки на лугу», «Цветы учителям» и т.д. В результате работы по данному вопросу можно сделать вывод: - дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку при ответе(обладают коммуникативной компетентностью) 63% - 72% -умеют четко и ясно излагать свои мысли (Общекультурная, учебно-познавательная компетенции) 55%-69% - стали активнее и самостоятельнее (коммуникативная, социально-трудовая компетенция) 65% - 70% - не боятся высказать свою точку зрения (личностное самосовершенствование) 50% - 65% - лучше обосновывают свои ответы (информационная, личностного самосовершенствования)56% - 68% - спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома) (коммуникативная, личностного самосовершенствования) 66% - 70% Таким образом, формируется успешность обучения: 1) ученик имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставит перед ним школа; 2) осознает мотивы своей учебной деятельности; 3) планирует свою учебную деятельность и оценивает ее последствия; 4) при возникновении трудностей концентрирует свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей; 5) учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала. Именно, применение данной программы в своей практике способствовало реализации этих условий. Именно в атмосфере творчества и успеха формируется всесторонне развитая личность школьника.