СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение детей ОВЗ на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей ОВЗ на уроках географии

Эта работа сложная и требует серьезной подготовки. Поэтому для себя я ставлю цель: научить ребенка с ОВЗ применять приобретенные знания в повседневной жизни. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи: развивать интерес к предмету, дать представление об основных объектах и понятиях географии, способствовать осознанию своей нужности обществу, стремлению применить полученные знания в жизни.

Я преподаю географию. А этот предмет, как никакой другой, требует наглядности. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствуют развитию речи школьника.

В данной работе я попытаюсь описать некоторые используемые мною педагогические технологии при обучении ребенка географии.

Применение игровой технологии на уроках географии просто необходимо, т.к. ребенок с ОВЗ, как правило, отличается низкой мотивацией к учебе и сниженной познавательной активностью. Чтобы привлечь его внимание, необходимо подбирать задания в игровой форме. Здесь убиваешь сразу двух зайцев: успешное изучение нового материала и поддержание интереса к предмету.

Например, при закреплении раздела «Гидросфера», можно провести игру «Аквариум». В небольшую прозрачную емкость положить свернутые листочки, на которых написаны термины из раздела «Гидросфера». Доставая листочек, ребенок читает надпись и дает определение термину. За каждый правильный ответ – картинку с изображением аквариумной рыбки – это и будет улов. Здесь развивается мелкая моторика пальцев, тренируется память и мышление.

При повторении материков и океанов можно отправиться в кругосветное путешествие, используя предложенные учителем задания и карту, как источник получения информации. На данном этапе урока закрепляются навыки работы с картой, развиваются логическое и образное мышление. Подобные задания школьник выполняет с удовольствием, осознавая свой успех.

Технология проблемного обучения является наиболее сложно применимой на уроках, т.к. ребенку очень сложно осознавать, что есть пробелы в знаниях. Учителю на данном этапе необходимо знать, что материал должен усложняться постепенно и подаваться небольшими порциями. Сначала даются простые задания, но постепенно они усложняются. Для успешного усвоения материала, рекомендуется частое переключение с одного вида деятельности на другой.

Например, при изучении темы «Масштаб», сначала дается понятие масштаба, его виды, затем анализируются и сравниваются карты атласа по масштабу. Наиболее сложным аналитическим будет задание по переводу одного вида масштаба в другой (например, перевести именованный масштаб в численный и наоборот). Данный вид задания развивает воображение ребенка и логическое мышление, закрепляется умение работать с картами, используя алгоритм действия. Частая смена деятельности реализует здоровьесберегающие технологии (физкультминутки на уроках).

Изучение природы и ее закономерностей помогает ребенку с ОВЗ овладеть конкретными знаниями и элементарными трудовыми навыками, расширяет его кругозор, способствуя формированию материалистического мировоззрения. Поэтому практически на всех своих уроках я использую объяснительно-иллюстративный метод в преподавании географии. Для этого применяю наглядный материал и ИКТ: презентации, слайды, картинки, видеосюжеты, сайты сети Интернет.

Зная особенности обучаемого ребенка, я на уроках контроля знаний использую задания только в виде тестов, т.к. ребенку очень тяжело дается написание букв. Но он с удовольствием вставляет по одной букве в задание. Для него это тоже маленький успех, а это еще один стимул к обучению.

При закреплении полученной информации на уроках я всегда использую личный (пусть даже небольшой) опыт ребенка, реализуя личностно-ориентированное обучение.

Учебную работу на уроках географии с ребенком ОВЗ я стараюсь строить на основе краеведческого подхода, т.к. изучение своей малой Родины – дело очень важное и нужное. А ребенок с ОВЗ лишен возможности передвигаться по территории Воронежа и Воронежской области частности. Поэтому основной вид его деятельности – это частично-поисковая исследовательская работа с последующей презентацией своей деятельности перед классом.

Считаю, что необходимо задавать домашнее задание, где отводится место для самостоятельного изучения некоторых тем школьного курса географии, а также для повторения и закрепления изученного материала. Задания должны быть разнообразными, интересными и главное – посильными для ребенка. Например: нанести на контурную карту и раскрасить географические объекты, нарисовать рисунок и подписать его, совершить путешествие по карте, найти интересную информацию о Воронеже, провести несложные исследования, просмотреть учебный видеофильм и рассказать о нем, подготовить презентацию и др.

Разнообразие методов обучения ребенка с ОВЗ развивает его внимательность, закрепляет знания по предмету, способствует развитию познавательных способностей школьника, тем самым не лишая его возможности социализации и чувства нужности обществу.

Категория: География
09.04.2019 16:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!