СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обучение детей ОВЗ на уроках географии
Эта работа сложная и требует серьезной подготовки. Поэтому для себя я ставлю цель: научить ребенка с ОВЗ применять приобретенные знания в повседневной жизни. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи: развивать интерес к предмету, дать представление об основных объектах и понятиях географии, способствовать осознанию своей нужности обществу, стремлению применить полученные знания в жизни.
Я преподаю географию. А этот предмет, как никакой другой, требует наглядности. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствуют развитию речи школьника.
В данной работе я попытаюсь описать некоторые используемые мною педагогические технологии при обучении ребенка географии.
Применение игровой технологии на уроках географии просто необходимо, т.к. ребенок с ОВЗ, как правило, отличается низкой мотивацией к учебе и сниженной познавательной активностью. Чтобы привлечь его внимание, необходимо подбирать задания в игровой форме. Здесь убиваешь сразу двух зайцев: успешное изучение нового материала и поддержание интереса к предмету.
Например, при закреплении раздела «Гидросфера», можно провести игру «Аквариум». В небольшую прозрачную емкость положить свернутые листочки, на которых написаны термины из раздела «Гидросфера». Доставая листочек, ребенок читает надпись и дает определение термину. За каждый правильный ответ – картинку с изображением аквариумной рыбки – это и будет улов. Здесь развивается мелкая моторика пальцев, тренируется память и мышление.
При повторении материков и океанов можно отправиться в кругосветное путешествие, используя предложенные учителем задания и карту, как источник получения информации. На данном этапе урока закрепляются навыки работы с картой, развиваются логическое и образное мышление. Подобные задания школьник выполняет с удовольствием, осознавая свой успех.
Технология проблемного обучения является наиболее сложно применимой на уроках, т.к. ребенку очень сложно осознавать, что есть пробелы в знаниях. Учителю на данном этапе необходимо знать, что материал должен усложняться постепенно и подаваться небольшими порциями. Сначала даются простые задания, но постепенно они усложняются. Для успешного усвоения материала, рекомендуется частое переключение с одного вида деятельности на другой.
Например, при изучении темы «Масштаб», сначала дается понятие масштаба, его виды, затем анализируются и сравниваются карты атласа по масштабу. Наиболее сложным аналитическим будет задание по переводу одного вида масштаба в другой (например, перевести именованный масштаб в численный и наоборот). Данный вид задания развивает воображение ребенка и логическое мышление, закрепляется умение работать с картами, используя алгоритм действия. Частая смена деятельности реализует здоровьесберегающие технологии (физкультминутки на уроках).
Изучение природы и ее закономерностей помогает ребенку с ОВЗ овладеть конкретными знаниями и элементарными трудовыми навыками, расширяет его кругозор, способствуя формированию материалистического мировоззрения. Поэтому практически на всех своих уроках я использую объяснительно-иллюстративный метод в преподавании географии. Для этого применяю наглядный материал и ИКТ: презентации, слайды, картинки, видеосюжеты, сайты сети Интернет.
Зная особенности обучаемого ребенка, я на уроках контроля знаний использую задания только в виде тестов, т.к. ребенку очень тяжело дается написание букв. Но он с удовольствием вставляет по одной букве в задание. Для него это тоже маленький успех, а это еще один стимул к обучению.
При закреплении полученной информации на уроках я всегда использую личный (пусть даже небольшой) опыт ребенка, реализуя личностно-ориентированное обучение.
Учебную работу на уроках географии с ребенком ОВЗ я стараюсь строить на основе краеведческого подхода, т.к. изучение своей малой Родины – дело очень важное и нужное. А ребенок с ОВЗ лишен возможности передвигаться по территории Воронежа и Воронежской области частности. Поэтому основной вид его деятельности – это частично-поисковая исследовательская работа с последующей презентацией своей деятельности перед классом.
Считаю, что необходимо задавать домашнее задание, где отводится место для самостоятельного изучения некоторых тем школьного курса географии, а также для повторения и закрепления изученного материала. Задания должны быть разнообразными, интересными и главное – посильными для ребенка. Например: нанести на контурную карту и раскрасить географические объекты, нарисовать рисунок и подписать его, совершить путешествие по карте, найти интересную информацию о Воронеже, провести несложные исследования, просмотреть учебный видеофильм и рассказать о нем, подготовить презентацию и др.
Разнообразие методов обучения ребенка с ОВЗ развивает его внимательность, закрепляет знания по предмету, способствует развитию познавательных способностей школьника, тем самым не лишая его возможности социализации и чувства нужности обществу.
© 2019, Бобрикова Юлия Анатольевна 1508