СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение изложению в коррекционной школе 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья связной письменной речи

является одной из актуальных проблем российской коррекционной школы. Особую значимость приобретает реализация этой проблемы при обучении детей с ОВЗ умению связно и последовательно излагать свои

мысли в устной и в письменной форме. Овладение письменной речью способствует совершенствованию мышления учащихся, формированию личности, а значит, их социально-трудовой адаптации. Для письменных пересказов школьников с ОВЗ свойственны фрагментарность, пропуски важных деталей, неточное или неправильное употребление некоторых слов и выражений, наличие синтаксических и грамматических ошибок.

Затруднения при написании изложений у учащихся возникают при наличии в тексте сложных причинно- следственных связей и отношений, а также смысловых звеньев, требующих домысливания.

Учащиеся коррекционной школы при написании изложений затрудняются в полной, правильной и последовательной передаче прослушанного текста.

Обучение школьников специальных коррекционных школ письменному пересказу должно начинаться с подбора доступных текстов и варьирования степени самостоятельности при написании изложений с учетом возрастных особенностей школьников с ОВЗ.

Различные по степени трудности тексты, требуют разной методической

работы с учащимися одного и того же класса.

В ходе обучения детей возникает и развивается осознанность и произвольность психических процессов. Ребенок начинает обучаться письменной речи, которая в противоположность устной, требует детального восприятия, обдумывания высказывания. Поэтому, обучаясь письменной речи, школьники значительно продвигаются в своем развитии.

Проверяя знания учащихся, учитель смотрит, как ученик излагает тот или иной материал – полно, связно и логично или фрагментально и беспорядочно.

При работе над изложением активизируется словарь детей. В их речь вводят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа. Кроме того, передача воспринятого текста вызывает у школьников необходимость употребить целый ряд слов, который находится в их пассивном словаре.

В зависимости от стилистических особенностей текста ученики пользуются разнообразными по структуре простыми и сложными предложениями.

Работая над изложениями, школьники учатся выделять главное,

производить логический анализ текста и составлять план. Эти умения самым тесным образом связаны с речевыми навыками учащихся. Овладение ими важно и для учебной работы и для будущей практической деятельности выпускников

Содержание рассказов, предназначенных для изложений, должно

постепенно изменяться.

Постепенное усложнение рассказов, отбираемых для изложения,

предполагает нарастание трудностей, которые ученики должны преодолевать при выполнении письменных работ. Перед учеником стоит задача научиться расчленять мысли, затем объединят их, преодолевая при этом трудности композиционного, а также языкового характера. В основу построения подбора рассказов положен дидактический принцип: «от простого к сложному, от легкого к трудному», принцип постепенного усложнения состава и композиционного построения текстов для изложений.

Пользуясь вступительной беседой, учитель устанавливает наличие у детей конкретных представлений в той или иной области понятий, которая затрагивается текстом. При проведении беседы перед чтением текста не следует отвлекаться, отходить от темы, ибо такие отступления при чтении текста могут вызвать у учеников случайные ассоциации. Предварительная беседа не нужна, если у детей имеются конкретные представления, необходимые для восприятия текста.

По завершении беседы учителю надо самому прочитать текст. Нужно подбирать простые и доступные тексты, общий смысл которых становится ясным на основе первого воспроизведения. Чтение текста должно быть выразительным, с соблюдением пауз, логических ударений, нужных интонаций. Выразительное чтение

способствует пониманию детьми прочитанного и помогает правильно раскрыть главную мысль текста. Для того чтобы сделать это, после первого чтения необходимо предложить вопросы типа: Почему? Зачем? С какой целью? Находя самое существенное в рассказе, ученики могут дать ему другой заголовок. Очень важно приучить детей отражать в заголовке суть воспринятого текста.

Отметив существенное в рассказе, учащиеся с помощью учителя уясняют логическую последовательность и связи между действующими лицами и фактами. Когда проводится аналитическая работа, большее внимание следует уделять выделению в прочитанном тексте главного. Для анализа текстов, необходимо предлагать продуманные вопросы, чтобы они привлекали внимание учащихся к основным моментам повествования. Не должно быть разрыва в анализе содержания и форм. Нельзя осмыслить содержание, не обратив внимания на форму его выражения, не выяснив значения неизвестных слов. В противном случае работа над языком текста теряет смысл.

Последним этапом подготовительной работы к письменному изложению является повторное чтение, которое необходимо для целостного восприятия текста после его анализа.

В ходе выполнения письменной работы учащимся учитель приходит на

помощь тем ученикам, которые испытывают какие-нибудь затруднения.

Для учащихся с ОВЗ письменное изложение прочитанного осложняется недоразвитием речи и мышления, отрицательно влияют также низкий уровень интеллектуальных интересов и слабая мотивация деятельности.

Речь способствует уточнению восприятия предметов и явлений, позволяет

успешно запомнить предъявляемые объекты, препятствует уподоблению имеющихся у детей представлений. Если практические действия детей сочетаются с речевой помощью взрослого и речью самих детей, то действия могут стать для школьников с ОВЗ надежным источником познания окружающего мира.

Учителю необходимо организовать деятельность учащихся так, чтобы постоянно будить их активность и самостоятельность, поднимать их умственную работоспособность, добиваться осмысленного усвоения учебного материала, создавать у детей привычку размышлять. У учащихся с ОВЗ мал запас прилагательных, глаголов, наречий, предлогов.

В грамматическом строе речи учащихся коррекционной школы отмечается

ряд особенностей, что школьники с ОВЗ обычно употребляют примитивно построенные предложения.

Простые предложения, встречающиеся в речи школьников, состоят из меньшего количества слов, чем простые предложения нормально развивающихся детей. Часто эти предложения неполны, неточны. В них нарушается согласование слов, их порядок. Характер построения предложений говорит о том, что учащиеся коррекционной школы упрощенно отражают связи и отношения, существующие между предметами и явлениями окружающего мира. Дети редко говорят о

свойствах и качествах предметов, мало характеризуют их действия, не

отражают временных, целевых и других отношений.

Методика написания изложения.

. Чтение текста учителем

. Коллективное составление плана или разбор готового плана;

. Повторное чтение рассказа учителем;

. Письменное воспроизведение текста по плану.

Для того чтобы школьники более грамотно оформляли изложения, проводится специальная орфографическая подготовка. При анализе текста на уроке трудные для написания слова должны быть выделены и разобраны, некоторые записаны на доске. Для повышения эффективности обучения написанию изложений необходимы:

. Проведение подготовительной лексико- синтаксической работы во всех классах, осуществляемой на уроках письма.

. Использование модифицированной традиционной методики проведения

изложений с учетом психофизических особенностей школьников с ОВЗ.

. Предоставление учащимся при написании изложений различной меры

самостоятельности в зависимости от ступени обучения.

Категория: Русский язык
14.05.2015 12:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!