СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Одарённый ребенок….Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями. Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого обучающегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Одаренность может проявляться:

1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

3. как одаренность скрытая, т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа обучающихся.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта,

2. дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности,

4. дети, хорошо обучающиеся в школе,

5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Одаренность бывает:

Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.

Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

​Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства

Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

Психомоторной: дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Составим портрет одаренного ребенка.

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонный к рискованным действиям.

5.Обладает богатой фантазией, воображением.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

• индивидуальный подход на уроках;

• дополнительные занятия;

• участие в предметных олимпиадах;

• психологические консультации, тренинги, тестирование;

• конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

• использование современных средств информации.

Методы и формы работы с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

1. Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии (тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

2. Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Развитие одаренных детей через изобразительную деятельность.

Остановимся детальней на одарённости в художественно изобразительной деятельности. Художественная одарённость поддерживается и развивается в школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве — в частности в графике, живописи, скульптуре, фотоискусстве, музыке и пр. Художественные способности обнаруживают себя раньше других. Дети одарены во всех видах искусства, но более всего заметны их успехи в рисовании (как считают и они сами, и взрослые). Продукт их деятельности (рисунки, картины, эскизы) можно хранить, показывать, изучать как свидетельство талантливости маленького автора.

При проведении уроков изобразительного искусства преимущественно надо ориентироваться:

  1. на основной метод обучения — от знаний к творчеству;
  1. на требование обязательной грамотности исполнения работы — композиционной и изобразительной;
  2. на требование завершённости, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе (независимо от её характера);
  3. на обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;
  4. на требование умения защитить и объяснить свой замысел, рефлексию, анализ результатов работы;
  5. на стимулирование активного участия в конкурсах (для поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения).

Положительные результаты обеспечивает использование:

- мультимедийного оборудования, позволяющего сочетать информацию различного типа (голосовую, графическую, видео- и аудиоинформацию). Усиление наглядности повышает интерес к предмету и стимулирует высокие результаты;

- графического редактора Paint, принцип собирания — выполнение натюрморта с использованием фигур и линий, от общего к частному);

- различных техник и материалов для выполнения заданий, что тоже развивает творческую индивидуальность учеников и их способности;

Нетрадиционные техники - кляксография, ниткография (изонить), пластилинография, коллаж, раздувание краски, рисование на мокрой бумаге, рисование ладонями, рисование пальчиковыми красками, разбрызгивание, рисование мыльными пузырями, монотипия, оттиски и отпечатки предметами, граттаж, рисование свечой или восковыми карандашами, рисунок точками, рисунок поролоном и многое другое.

Специфика предмета «Изобразительное искусство» в школе такова, что главным в обучении является ориентирование на развитие познавательных процессов и формирование самостоятельности в выполнении творческих работ. Важно, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свои творческие возможности, талант и фантазию.

Следует помнить, что творческие, талантливые личности обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку: такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности. Такие люди могут видеть в событиях и предметах то, что не замечают другие.

Хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

22.10.2023 15:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!