СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования познавательной мотивации дошкольников с задержкой речевого развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития, так как мотивация определяет направленность личности и побуждения её к деятельности. Периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст.

Среди разнообразных мотивов деятельности дошкольника oсoбое местo занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее характерных для старшего дошкольного возраста. Этот возраст является периодом интенсивного формирования и выражения познавательных интересов ребенка.

Наше исследование связано с повышенным вниманием к различным видам oбучения дошкольников. Сегодня в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией и сами уже не стремятся к получению новых знаний.

Мотивы и конечные цели, стимулирующие развитие познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, должны быть в максимально доступной форме доведены до самих ребят.

В процессе формирования познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста происходит активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем: уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, систематизация представлений, любопытство и первоначальная любознательность постепенно перерастают в устойчивую черту личности – познавательный интерес.

На базе познавательного интереса происходит формирование познавательного мотива, который, в свою очередь, является проявлением сформированной познавательной потребности. Чем больше ребёнок познает, тем сильнее его интерес [2].

Е.Л. Виноградова выделила три показателя выраженности познавательной мотивации:

  1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
  2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
  3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности) [3].

Таким образом, можно сказать, что проблема познавательной мотивации довольно широко разработана и нашла своё отражение во многих концепциях, рассматривающих мотивационную сферу человека. Она является внутренней направленностью человека на познание нового и выполняет такие же функции, как и мотивация (смыслообразующую и побуждающую), помимо этого познавательная мотивация связана с другими смежными понятиями, которые напрямую с ней взаимодействуют. Данный вид мотивации непосредственно является мощным стимулом в развитии личности.

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:

- познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи.

- познавательную деятельность - практическую активность, направленную на познание нового.

- познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней.

В дошкольном возрасте ребёнок интенсивно накапливает знания, у него формируются различные способности, он осваивает окружающий мир и познает себя. Согласно А.Н. Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является именно дошкольный возраст.

В связи с активным становлением речи, общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, его включением в различные виды деятельности, в мотивационной сфере ребенка возникают новообразования, различные по степени выраженности, которые характеризуются новыми структурными особенностями и свойствами.

Структура мотивации ребёнка на рубеже раннего и дошкольного возраста характеризуется аморфностью, мотивы сменяют друг друга в непроизвольном порядке, то есть не подчиняются единому сознательно-волевому контролю ребенка, все его желания одинаково сильны.

Первичное соподчинение мотивов возникает в начале дошкольного возраста и развивается в двух направлениях:

- в направлении формирования самого механизма соподчинения;

- в направлении усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности [5].

Соподчиненность потребностей и желаний ребенка приобретает более или менее устойчивые формы примерно к четырём годам. Относительную устойчивость начинают приобретать разнообразные интересы, вследствие чего начинает складываться индивидуальная мотивационная сфера ребенка.

В дошкольном возрасте мотивы начинают приобретать разную силу и значимость. Младший дошкольник уже относительно легко может принять решение в ситуации, где необходимо выбрать один предмет из нескольких. Среди таких мотивов выделяют доминирующие мотивы, преобладающие в мотивационной иерархии. Это могут быть мотивы достижения, общения, самоутверждения и т.д. [3].

У ребёнка дошкольного возраста познавательный мотив ещё не осознается, но при этом познавательная мотивация является внутренней направленностью, а игровой и социальный мотивы отодвигаются на второй план.

Познавательная мотивация является общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка: помимо непосредственно самого развития познавательной мотивации, у ребёнка идёт формирование и других психических функций [6].

А.В. Запорожец в своих исследованиях показал, что первоначально познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность ребёнка, но постепенно на протяжении дошкольного возраста начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, характеризующийся новой познавательной мотивацией [1].

Таким образом, дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования мотивационной сферы, а соответственно и познавательной мотивации, которая ещё не осознается ребёнком, но уже начинает выдвигаться на первый план, замещая игру, т.к. в старшем дошкольном возрасте происходит постепенная смена ведущего вида деятельности ребёнка.

С целью определения психолого-педагогических условий формирования познавательной мотивации дошкольников, было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие 40 дошкольников (из них 26 девочек и 14 мальчиков). 20 детей составили экспериментальную группу и 20 – контрольную.

Для проведения констатирующего этапа формирующего эксперимента мы использовали следующие методики:

  1. методику А.М. Прихожан «Диагностика мотивации учения»,
  2. методику М.Р. Гинзбурга «Исследования мотивации учения у старших дошкольников»,
  3. методику Н.И. Гуткиной «Да» и «Нет»,
  4. методику Керна-Йирасека «Ориентировочный тест школьной зрелости».

Задания этих методик были доступны для понимания детей. Затем результаты практического исследования были обобщены и проанализированы.

  1. Результаты исследования по методике «Да» «Нет» Н.И. Гуткиной показали, что средний уровень имеет 15% детей экспериментальной группы, ниже среднего 70%, низкий уровень 15% детей.

Данные обследования позволяют представить уровень произвольного внимания и памяти по каждому ребёнку и по экспериментальной группе в целом, см. диаграмму № 1 ниже:

Диаграмма № 1

Результаты исследования произвольного внимания и памяти у детей

экспериментальной группы по методике «Да» «Нет» Н.И. Гуткиной

Результаты исследования произвольного внимания и памяти у детей контрольной группы показали, что высокий уровень имеет 35% детей, выше среднего имеет 50% детей, средний уровень имеет 15% детей. В связи с этим, и диаграмма показателей уровня произвольного внимания и памяти у детей контрольной группы выглядит иначе, чем у детей из экспериментальной группы, см. диаграмму № 2 ниже:

Диаграмма № 2

Результаты исследования произвольного внимания и памяти у детей

контрольной группы по методике «Да» «Нет» Н.И. Гуткиной

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития произвольного внимания и памяти у детей с задержкой речевого развития намного ниже, чем у контрольной группы детей.

  1. Результаты исследования по методике Керна-Йирасека «Ориентировочный тест школьной зрелости» показали, что высокий уровень школьной зрелости имеют 25% детей экспериментальной группы, выше среднего имеет 15% детей, средний уровень имеет 45% детей, а низкий уровень - 15% детей. Диаграмма по каждому ребёнку экспериментальной группы выглядит следующим образом, см. ниже:

Диаграмма № 3

Школьная зрелость у детей экспериментальной группы

по методике Керна-Йирасека

У детей контрольной группы высокий уровень имеет 55% детей, выше среднего имеет 30% детей, средний уровень имеет 15% детей. Ниже представлена диаграмма результатов исследования школьной зрелости по каждому ребёнку контрольной группы:

Диаграмма № 4

Школьная зрелость у детей контрольной группы

по методике Керна-Йирасека

Проанализировав данные исследования экспериментальной и контрольной групп можно сделать вывод, что уровень развития вербального мышления у детей с задержкой речевого развития намного ниже, чем у детей контрольной группы.

  1. Результаты исследования по методике М.Р. Гинзбурга «Мотивации учения у старших дошкольников» показали, что у дошкольников с задержкой речевого развития внешний мотив преобладает у 35%, учебный – у 20%, игровой – у 30%, позиционный – у 10% и мотив «отметка» - у 5% таких детей. Проанализировав данные обследования экспериментальной группы, можно составить круговую диаграмму данных по мотивации учения старших дошкольников, см. диаграмму № 5 ниже:

Диаграмма № 5

Согласно данным исследования дошкольников контрольной группы, учебный мотив преобладает у 40% детей, социальный - у 25%, мотив «отметка» - у 20% и позиционный мотив – у 15% детей. Круговая диаграмма обследования мотивации учения дошкольников контрольной группы выглядит следующим образом, см. ниже:

Диаграмма № 6

Таким образом, проанализировав данные обследования экспериментальной и контрольной групп детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что сформированность познавательной мотивации у дошкольников с задержкой речевого развития из экспериментальной группы намного ниже, чем у контрольной группы, в которую входят дети без задержки речевого развития.

В процессе индивидуального изучения каждого ребенка было выявлено снижение познавательной мотивации, а также выраженные недостатки в протекании психического состояния внимания и психических процессов мышления и речи.

Литература

  1. Арановская-Дубовис Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника/ Д.М. Арановская-Дубовис, Е.В. Заика // Вопросы психологии, 1995.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  3. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет / Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование – 2004. - №2. - С 43-46.
  4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. – Ростов н/Д., 2002. - 146 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.:Смысл, 2005. - 297 с.
  6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29–33.
03.11.2018 00:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!