СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности образного и эмоционального восприятия музыки обучающимися младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Кандауров Тимофей,

4 класс, гимназия № 3

Руководители: Будникова Н.И., педагог-психолог,

Шафеева Т.И., учитель начальных классов

Эмоциональное развитие младшего школьника напрямую связано с переменой его образа жизни, расширением круга общения. Музыка проясняет и усиливает эмоциональное отношение ребенка к миру. Это особенно важно в наше время, когда много говорят и пишут о том, что в силу развития научно-технического прогресса многие сферы общественной жизни испытывают тягу к рационализации и люди начинают испытывать эмоциональный голод, дефицит по положительным эмоциям. Музыка пробуждает и формирует положительное эмоциональное отношение ребенка ко всему, что его окружает – природе, родному дому, друзьям, школе, учителю[4].

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования способностей к восприятию музыки, так как характеризуется высокой чувствительностью нервной системы, эмоциональной отзывчивостью. Характерной особенностью младшего школьного возраста также является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное.

Один из ведущих исследователей эмоциональной сферы личности К.Э Изард даёт следующее определение понятию: «Эмоция - особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение» [3]. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивида объектов и ситуаций, обусловленную отношением их объективных свойств к потребности субъекта, выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Известный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в следующих двух тезисах: 1) внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки; 2) восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир [6].

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами личности, они являются «центральным звеном» психической жизни человека.

О влиянии музыки на настроение человека известно еще со времен учения Платона. Мелодичная, различная по тембру, динамике музыка улучшает настроение. Платон утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование характера. Аристотель отмечал, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души. Выдающийся русский медик – психиатр В.М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека. Она способна: а) ослабить излишнее возбуждение; б) перевести из грустного в хорошее настроение; в) придать бодрость и снять усталость [1].

Как дети воспринимают музыку, что они при этом слышат, переживают, о чем думают? Отвечая на этот вопрос, исследователи традиционно выделяют два уровня восприятия музыки: сенсорный и эмоциональный [2]. Основная оценка музыкального произведения происходит именно на эмоциональном уровне восприятия.

На протяжении трех лет нами проводилось исследование среди учеников начальной школы, в ходе которого были выявлены различия образного и эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в зависимости от стилей музыки.

Детям было предложено прослушать музыку 6 стилей: классика, рок, народная, реп, эстрада, духовная.

Во время прослушивания музыки дети рисовали образы, которые им представляются под каждый стиль. Образы были объединены в 6 групп: сказочные персонажи, природа (образы зверей, птиц), праздник (любовь, концерт), война (погоня), расставания (печаль) и религиозные образы (бог, ангел, храм) (Таблица 1).

Далее дети описывали, какие эмоции вызывает каждый стиль музыки. Однако младшие школьники столкнулись с трудностями в понимании базовых эмоций и чаще выделяли в своих ответах эмоции радости, интереса и печали (Таблица 2).

Затем нам было важно узнать, меняются ли особенности образного и эмоционального восприятия музыки детьми в зависимости от возраста, и мы повторно провели прослушивание и предложили нарисовать образы и написать эмоции на каждый стиль музыки.

Результаты исследования показали:

В ходе экспериментального исследования нами выявились различия в эмоциях и образах в зависимости от стилей музыки. В эмоциональном восприятии наиболее благоприятна классическая, народная, эстрадная музыка, они вызывают положительные эмоции и образы. Классическая и народная музыка, по мнению психологов, приводит в гармонию чувства, эмоции и ощущения человека. К прослушиванию духовной музыки детей необходимо подготавливать. Эстрадная музыка дает возможность выразить эмоции, активизирует. При прослушивании рока детьми эмоции и образы были разнообразны, реп вызывал у половины школьников негативные образы и печаль.

Важно родителям предложить использовать для прослушивания с детьми классическую и народную музыку, как наиболее благоприятную в эмоциональном и образном восприятии, что поможет формировать музыкальный вкус. Совместное посещение филармонических концертов, сравнение произведений лёгкой и серьёзной музыки, нахождение в них общих точек соприкосновения – всё это может помочь преодолению барьера между музыкой и подростком. Помимо этого, совместные переживания музыкального произведения способствуют формированию духовной общности между родителями и детьми, лучшему пониманию, как взрослым ребёнка, так и ребёнком взрослого [4]. Необходимо оберегать от увлечения рок и реп музыкой, дозировать ее прослушивание, так как они несут много негативных эмоций и образов.

Итогом работы послужила памятка, в которой предлагаются практические рекомендации по восприятию музыки детьми, как для родителей, так и для учителя.

Литература

1. Бехтерев В. М. Охрана детского здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 1997.

2. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы.– М., 2001.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2002.

4. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника. / / Вопросы психологии.- 1986г. -№ 1.

5. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997.

6. Теплов Б.М. «Психологические вопросы художественного воспитания». // Известия АПН РСФСР. - М. -Л., 1947, вып.11.

7. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».// Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

26.01.2020 00:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!