СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Согласно статистике, расстройства аутистического спектра на сегодняшний день являются наиболее распространенным нарушением развития. Этот диагноз по всему миру имеют 1-2 % детей. Аутизм по-разному проявляется у каждого человека, но наиболее общие его характеристики – это выраженные трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, специфическая обработка сенсорной информации, повторяющееся поведение. Так как аутизм, прежде всего, связан с коммуникативной и социальной сферами, становится очевидным, что ребенка с таким диагнозом нельзя лишать возможность общения и взаимодействия с другими детьми.
Самая главная проблема детей с РАС, по которой они не способны обучаться, как все (в обычном классе, наполняемостью 28 человек, в обычном кабинете среди обычных детей, с обычным учителем) – это их восприятие, которое влияет на внимание, а значит – на мышление и развитие. Если такого ребенка что-то тревожит, то он испытывает не просто дискомфорт, а стресс и панику. А значит ли это, что если снизить уровень стресса, то эффективность обучения возрастет?
Решение проблемы со стрессом содержит много нюансов, так как дети с РАС испытывают широкий спектр стрессовых раздражителей (звуки, тактильные ощущения, восприятие цвета, вкуса, изменения ситуации, распорядка событий, окружающих людей и предметов и мн. др.), причем у каждого ребенка с РАС свой набор раздражителей. Все это усугубляет решение проблемы с построением четкой модели обучения таких детей.
Очевидно, что организация школьного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным потребностям. Одним из вариантов для адаптации детей в образовательном пространстве является создание ресурсного класса. Такой способ организации обучения детей с РАС помогает им адаптироваться в стенах школы, сформировать стереотип учебного поведения и социализироваться.
В 2022-2023 учебном году в нашем центре образования № 42 (1 учебный корпус) был открыт ресурсный класс — это образовательная модель, которая позволяет детям с аутизмом и другими нарушениями развития учиться в обычной школе вместе со сверстниками, развивающимися типично.
На основании заявления родителей 8 детей с РАС были зачислены в МБОУ ЦО № 42 и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) приказом по ОУ оформлены в группу «Ресурсный класс» с указанием режима посещения Ресурсного класса.
Почему обучение в общеобразовательной школе?
Во-первых, важнейшей задачей мы считаем развитие у детей̆ социальных навыков, навыков общения с другими людьми, навыков правильного поведения в обществе. Из исследований мы знаем, что большинство детей̆ с аутизмом испытывают трудности при общении с другими людьми, и эти трудности без поддержки ребенка с аутизмом почти всегда приводят к непониманию и даже травле со стороны типично развивающихся сверстников. В специальных школах для детей с аутизмом и другими особенностями развития, конечно, проще избегать таких ситуаций. С другой стороны, инклюзивная среда для общения, а также присутствие типично развивающихся сверстников в качестве примера для подражания помогает детям успешнее овладеть теми социальными навыками, которые у них недостаточно развиты.
Во-вторых, это развитие коммуникации. Мы также знаем, что большинство детей с аутизмом имеют те или иные трудности в развитии речи, а часть детей школьного возраста не может общаться с помощью устной речи и использует те или иные системы альтернативной коммуникации (общение с помощью картинок, с помощью жестов или письма). Коллектив сверстников, не имеющих таких проблем, является той развивающей средой, в которой ребенок может обобщить навыки коммуникации, обучение которым проводилось индивидуально, в естественной ситуации общения. И это не зависит от того, общается ли он с помощью устной речи или использует одну из альтернативных систем коммуникации. Именно в инклюзивной среде дети с аутизмом отрабатывают те навыки общения и коммуникации с ровесниками, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни в обществе.
В-третьих, именно школа является той естественной средой, в которой происходит подготовка ребенка с аутизмом к дальнейшей жизни. После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных общеобразовательных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шанс того, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику специальной школы.
Ресурсный класс в Образовательном учреждении создан с целью обеспечения обучающимся с РАС реализации права на получение образования в условиях специального образования в среде сверстников.
Прежде всего, ресурсный класс - это пространство в школе, в котором происходит подготовка детей с РАС к обучению в регулярных классах ОУ.
Основные задачи ресурсного класса:
«Ресурсный класс» позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого обучающегося, в наименее ограничивающей среде. При этом обучающийся официально зачислен в регулярный общеобразовательный класс, а ресурсный класс - это место, где ему оказывается поддержка специалистов.
Обучающиеся «ресурсного класса» обучаются по адаптированным образовательным программам, разработанными в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПРА ребенка - инвалида, с последовательным включением в учебную деятельность регулярных классов.
Нормативно-правовое обеспечение функционирования ресурсного класса:
В МБОУ ЦО № 42 для обучающихся с РАС оборудованы два отдельных кабинета, которые разделены на зоны.
Ресурсный класс делится на несколько функциональных зон:
- зона индивидуальных занятий, в которой ребенок осваивает с тьютором индивидуальную адаптированную образовательную программу;
- зона групповых занятий;
- сенсорная зона;
- рабочее место учителя.
Сенсорная зона оснащена визуальными и тактильными стимуляторами, необходимыми для релаксации детей в случае сенсорной перегрузки.
В зоне индивидуальных занятий размещены специальные двухместные парты для ребёнка и тьютора, позволяющие сосредоточить внимание обучающегося только на своих заданиях, организовать визуальные подсказки. Рядом с партами установлены стеллажи для хранения персональных учебных материалов обучающихся.
В зоне для групповых занятий расположены собой ученические столы и стулья, обращённые к доске.
В рабочей зоне учителя-дефектолога находятся стол, доска, компьютер, цветной принтер, ламинатор и прочая оргтехника для создания персональных учебных материалов.
Функционирование Ресурсного класса осуществляется в постоянном режиме, который предусматривает:
В ресурсном классе применяются разные формы обучения: индивидуальная (основная форма), групповая и обучение в естественных условиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по формированию и развитию когнитивных, речевых, игровых и академических навыков. Длительность индивидуального занятия, которое проводит тьютор или другой специалист, зависит от возможностей ребенка и может быть короче обычного урока. Структура индивидуальных занятий также зависит от многих факторов: особенностей ребенка, содержания его адаптированной образовательной программы, индивидуального расписания и расписания общеобразовательного класса.
Групповые занятия — это еще одна форма работы в ресурсном классе. Уроки проводят разные специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор. Групповые занятия направлены на формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе, закрепление и обобщение знаний, полученных на индивидуальных занятиях, развитие умений социального взаимодействия.
Когда ученику с РАС сложно освоить в условиях общеобразовательного класса некоторые предметы, например, ему необходимо больше времени для проработки какой-либо темы, ученик на некоторые уроки переходит в ресурсный класс и изучает те же темы, что и его одноклассники в это же время, но в режиме «один на один» со своим тьютором. Например, ученик изучает письмо и чтение в регулярном (общеобразовательном) классе, а на уроке математики переходит в ресурсный класс, после чего возвращается в регулярный на музыку.
Режим индивидуальных занятий позволяет уделить больше времени каждой теме, прорабатывать проблемные моменты по несколько раз и потому особо предпочтителен для формирования новых и/или сложных навыков. Ученик может посещать ресурсный класс от 50% общего учебного времени и меньше, и его образовательная программа будет максимально близка к программе общеобразовательного класса.
Что может помешать инклюзии ученика с аутизмом?
Ученик может покинуть регулярный класс во время уроков и перейти в ресурсный, если у него возникает поведение, которое может помешать образовательному процессу в классе, а также в случае, если ученику требуется сенсорная разгрузка.
Когда у ученика с РАС присутствует поведение, которое мешает его адаптации в школе, для него прописывается отдельная программа по работе с данным поведением. В рамках этой работы выясняются причины дезадаптивного поведения, вызывающие его факторы, признаки, по которым можно спрогнозировать появление этого поведения. Это важно, так как основная цель работы с поведением — не остановить уже начавшееся дезадаптивное поведение, а сделать так, чтобы оно не началось. Решить эту задачу можно, изменяя факторы окружающей среды, которые влияют на появление поведения и формируя у ученика новые навыки [Шаповалова, 2015; Мелешкевич, Эрц, 2014]- То есть мы учим ребенка поведению, которое будет соответствовать ситуации. Например, при возникновении трудностей с выполнением задания ребенок учится просить у учителя помощи, вместо того чтобы реагировать на такую ситуацию криком.
Когда учитель или тьютор видит, что ученик может начать демонстрировать дезадаптивное поведение, тьютор вместе с учеником переходят в ресурсный класс и закончивают урок уже в индивидуальном режиме.
Успешность работы ресурсного класса зависит от слаженной командной работы, которая предполагает четкую структуру и иерархию в группе специалистов, в состав которой включены: методист инклюзивного образования, 2 учителя-дефектолога, учитель-логопед, педагог-психолог, 2 тьютора, учителя регулярных классов.
Тьютор назначается ребенку по рекомендации ПМПК. Он обеспечивает реализацию индивидуального образовательного процесса обучающегося, помогает ребенку включиться в систему взаимоотношений в классе, в школе, помогает в освоении индивидуальной образовательной программы и формировании культурных и социально-бытовых навыков.
В ходе учебного дня тьютор выполняет ряд особых мероприятий:
- ПРОВОДИТ индивидуальные занятия по формированию новых навыков в соответствии с индивидуальным планом, составленным куратором РК;
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ выполнение поведенческой программы ребенка;
- СОПРОВОЖДАЕТ ребенка в учебных и режимных моментах школьной жизни;
- ОРГАНИЗУЕТ совместную деятельность ученика ресурсного класса с одноклассниками из регулярного класса (перемены, совместное проведение досуга);
- ОСУЩЕСТВЛЯЕТ
- реализацию индивидуального образовательного процесса;
- учёт и запись результатов наблюдений за поведением обучающегося;
- сбор данных о выполнении учебных и поведенческих программ ребенка;
- тестирование уровня развития навыков у ребенка под руководством учителя-дефектолога ресурсного класса.
Учитель-дефектолог (куратор класса) после проведения тестирования базовых умений и навыков совместно с тьютором составляет индивидуальную образовательную программу обучающегося. По каждому формируемому навыку учитель-дефектолог составляет учебный план-конспект, проводит групповые занятия.
Педагог-психолог наблюдает и анализирует поведение детей, составляет план работы по коррекции их поведения, дает рекомендации, как максимально избежать «нежелательного» поведения ребенка и научить его приемлемому альтернативному поведению, а также специалист проводит обучение по базовым навыкам поведенческого анализа и консультирует классных руководителей регулярных классов.
Учитель регулярного класса:
Руководство функционированием Ресурсного класса осуществляет методист инклюзивного образования.
Педагогический состав ресурсного класса имеет специальное (дефектологическое) образование.
Неотъемлемым условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Нарушения в развитии ребенка, его поведенческие проблемы становятся сильнейшим источником стресса и приводят к дезадаптации всех членов семьи. В ходе адаптации к ситуации болезни ребенка, как правило, происходят изменения и деформация всей структуры семейных отношений: нарастают проблемы в браке, социальная изоляция, истощаются психические ресурсы родителей. При этом необходимо, чтобы родитель, несмотря на стресс, мог выполнять свои родительские функции, а также понимал задачи, этапы и конечные цели проводимой с ребенком работы.
Задача работы с родителями - сформировать у ребенка с РАС жизненно необходимые навыки, обеспечить условия для их реализации не только при взаимодействии со специалистом, но и дома, в школе и других общественных местах. Это существенно снижает уровень стресса у родителей и создает необходимый ресурс для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Конечным результатом работы с родителями является самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов.
Цель работы с родителями - повышение родительской компетентности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и школы.
Формы работы с родителями:
Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам.
Чрезвычайно важным элементом в работе с родителями детей, имеющих РАС, является «Родительский клуб». Клубная работа предусматривает встречи без детей родителей и специалистов 1 раза в месяц. Продолжительность встреч 2 часа.
Цели и задачи «Родительского клуба»:
повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний в вопросах, связанных с обучением и воспитанием детей;
содействие сплочению родительского коллектива: снижение тревожности в связи с проблемами ребёнка, получение взаимной поддержки;
выработка коллективных решений и единых требований в коррекционной работе, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию ребёнка;
обмен родительским опытом, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.
На клубных занятиях большое значение уделяется тематическим встречам и обучению родителей методам и приемам обучения детей. Рассматриваются темы:
В ходе встреч, помимо получения теоретических знаний, родители тренируются использовать те или иные приёмы друг на друге, обсуждают возникающие в ходе обучения трудности, делятся опытом.
© 2024, Бурцева Светлана Викторовна 22