СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации работы в малокомплектной сельской школе по основным образовательным программам начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди образовательных учреждений Мурманской области имеется особая группа школ. Это сельские малокомплектные школы. Они отдалены от районных центров; малочисленны (всего в нашей области 26 сельских малокомплектных школ); малокомплектны, педагогические коллективы данных школ в своей работе используют идеи разновозрастного обучения. Специфической моделью организации учебного процесса в сельских малокомплектных школах является разновозрастной класс-комплект, который является объединением школьников разного возраста в процессе обучения с целью повышения доступности и качества образования, создания условий предпрофильной и профильной подготовки

Преимущества малокомплектных школ

  • знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика;
  • возможности совместной работы учителя с семьёй;
  • близости природы;
  • благоприятные условия для трудового воспитания;
  • возможность индивидуального обучения

Проблемы малокомплектных школ:

  • замкнутый социум, дефицит общения обучающихся;
  • более низкий образовательный уровень населения;
  • учитель ведет несколько предметов (в среднем звене);
  • создание условий сверхопеки учителя над учащимися;
  • совмещение классов в класс-комплекты в начальном звене

Класс-комплект – это постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе согласно постоянному расписанию учебных занятий. Класс-комплекты в СМКШ могут быть одновозрастными и разновозрастными.

При формировании класс-комплектов необходимо выявить количество учащихся и определить принцип комплектования:

- низкая наполняемость – до 3 учащихся

- средняя наполняемость - от 5 до 8 учащихся

- нормальная наполняемость - от 8 до 10-12 учащихся

проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся, уровень обучаемости, сформированности общеучебных навыков. Цель - выявление возможных вариантов объединения детей в разновозрастные класс- комплекты. И в конце сформировать учебный план, согласовав со всеми участниками образовательного процесса.

Главная цель школы - создание условий для проведения в каждом классе большей части уроков вне совмещения. Соблюдение этого требования особенно необходимо для 1 классов (первый год обучения), 5 классов (переходящий и адаптационный период в основную школу) и выпускных классов – 4 класс, 9 класс (обучение в 9 классе является переходным, т.к. в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, подготовка к гиа), 11 класс (профильное обучение, подготовка к егэ). Но ведущим подходом создания класс-комплектов является РЕГИОНАЛЬНЫЙ, основанный на учете местных особенностей данной школы.

Чаще всего урок имеет традиционную структуру: проверка домашнего задания, изучение и закрепление нового, домашнее задание. Однако в рамках этой структуры целесообразно сокращение этапа проверки знаний учащихся, усиление его обучающей функции, расширение этапа закрепления и применения знаний.

В классе-комплекте работа осложняется тем, что под руководством одного учителя в одном помещении занимаются учащиеся двух (иногда и четырех) классов одновременно. В этом случае урок включает в себя два, три или четыре самостоятельных урока со всеми присущими ему основными элементами: организационной частью, проверкой знаний, умений и навыков, сообщением нового материала, первичным его закреплением, упражнениями по применению знаний, проверкой понимания и усвоения нового программного материала. Но этапы урока в разных классах сдвигаются.

В зависимости от количества предметов и тем можно выделить следующие типы совмещенных уроков:

- однотемный однопредметный урок;

- разнотемный однопредметный урок;

- однотемный разнопредметный урок;

- разнопредметный урок.

При разработке и проведении совмещенного урока учителю необходимо уметь:

- четко планировать каждый этап урока и время работы с каждым классом;

- разрабатывать индивидуальные раздаточные материалы;

- перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом;

- сохранять главную цель работы в каждом классе;

- при необходимости отказаться от плана;

- варьировать стиль общения с учениками на уроке.

Для повышения эффективности совмещенных уроков необходимо формировать следующие умения обучающихся:

- сосредоточиваться на выполнении своего задания;

- не слушать объяснений учителя для другого класса;

- не обращать внимания на наглядный материал, предназначенный другому классу;

- не слушать ответы учеников другого класса (разумеется, кроме случаев совместной деятельности двух (или более) классов);

- быстро перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

Именно поэтому совмещенный урок в малокомплектной школе имеет специфические особенности, рассмотрим основные из них.

1. Обязательное проведение самостоятельной работы обучающихся.

Если учитель, занимающийся с одним классом, может в зависимости от целей урока включать или не включать задания для самостоятельной работы учеников, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Наличие двух (или более) классов определяет необходимость заданий для самостоятельной работы, причем с различными целями и на разных этапах урока.

2. Зависимость объема самостоятельной работы обучающихся от объема работы учителя с другим классом.

Урок для каждого класса в условиях совмещенного обучения состоит из чередования двух четко выраженных компонентов:

- работа обучающихся под руководством учителя (РУ);

- самостоятельная деятельность обучающихся (СД).

В то время как один класс работает под руководством учителя, учащиеся другого класса осуществляют самостоятельную деятельность. Объем заданий, предложенных конкретному ученику, и уровень их трудности должны быть соразмерны отведенному для работы времени и индивидуальным возможностям этого ученика в изучении данной темы. Отсюда вытекают следующие две особенности совмещенного урока.

3. Жесткая регламентация учебного времени (требование точного (по минутам) расчета времени, необходимого для самостоятельного выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя).

Учителю следует, тем не менее, всегда иметь дополнительные задания для тех учеников, которые справились с работой быстрее расчетного времени.

4. Широкое использование всех видов раздаточного материала.

В условиях совмещенного обучения самостоятельная деятельность учащихся, по существу, может иметь неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к разработке разноуровневых карточек для учащихся с разным типом восприятия информации, с разными познавательными возможностями.

5. Методические приемы нуждаются в модификации (видоизменении), обусловленной обстоятельствами одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя.

6. Использование современных технических средств обучения.

Сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, а следовательно, и сельская школа будет существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические черты в рамках единой национальной культуры и того поля, которое называют единым образовательным пространством. Поэтому проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. Школа в селе должна стать носителем инноваций, вооружать ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни на селе. Именно со школой сегодня связаны надежды на совершенствование культуры и социально-бытовых условий жизни современного села.

04.02.2020 22:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!