СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми и сверстниками. Речь является самым универсальным средством общения. У умеренно умственно отсталых детей нарушения речи носят стойкий характер и негативно влияют на их психическое и интеллектуальное развитие, препятствуя формированию познавательной деятельности, затрудняя общение с окружающими, воспитание, обучение и социальную адаптацию.
В специальной литературе особенности речи детей с нарушенным интеллектом освещались многими учёными: А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездиловым, Г.М. Дульневым, Л.В. Занковым, В.И. Липаковой, А.Р. Маллером, В.Г. Петровой, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицыной и другими.
Но, несмотря на множество исследований, вопросы развития речи детей с глубокими интеллектуальными нарушениями, не могут считаться достаточно изученными. Поскольку особенности речи умеренно умственно отсталых детей зачастую рассматривались фрагментарно в рамках различных исследований по специальной психологии и педагогики, а положения, высказанные многими авторами, носили констатирующий, описательный характер.
Поэтому проблема поиска оптимальных путей коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений речевого развития у детей с выраженным нарушением интеллекта остается не решенной, что подтверждает актуальность данной темы.
В ходе исследования была поставлена цель: изучить и выявить типологические особенности развития речи у детей с умеренной умственной отсталостью, - определены объект и субъект исследования, а также выдвинута гипотеза, о том, что младшие школьники с умеренной умственной отсталостью имеют отставание в развитии устной речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, уровень отставания связан с грубыми нарушениями познавательной сферы и проявляется в:
резком расхождении между пассивным и активным словарем;
нарушении синтаксической структуры предложения;
схематичности, нарушении смысловой целостности, упрощении содержания текста при пересказе;
сложности взаимодействия с собеседником в процессе диалога.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть ведущие направления теоретических и методических разработок проблемы развития речи у детей с выраженным нарушением интеллекта в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике, выявить особенности психического развития и протекания познавательных процессов у детей с умеренной умственной отсталостью.
В исследованиях В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Е.Н. Марциновской, А.Р. Лурия выявлены особенности высших нервных процессов, характерных для интеллектуальной недостаточности: слабость замыкательной функции коры головного мозга и медленная выработка новых дифференцировочных условных связей, которые приводят к крайне замедленному темпу обучения умственно отсталых детей; выраженная инертность второй сигнальной системы, проявляющаяся в грубой инертности старых словесных связей, легкости образования словесных стереотипов, резкой замедленности выработки новых связей; нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В исследованиях М.Ф. Гнездилова, Н.П. Задумовой, В.И. Липаковой, А.Р. Маллера, и других ученых отмечается, что речь детей с грубыми интеллектуальными нарушениями характеризуется поздним появлением, замедленным темпом развития, обусловленными особенностями высших нервных процессов.
Особенности устной речи младших школьников с умеренной умственной отсталостью были выявлены в ходе экспериментального исследования. Методика констатирующего эксперимента, разработанная с учётом психологических особенностей детей с умеренными нарушениями интеллекта, состоит из 4-х игровых ситуаций – заданий для индивидуальной работы, позволивших оценить: умение отвечать на вопрос и строить связное речевое высказывание; умение узнавать предмет по описанию; умение выражать просьбу и описывать предмет; умение описывать последовательность действий и выполнять словесную инструкцию; умение пересказать сказку по серии сюжетных картинок. Для определения успешности выполнения заданий были разработаны четырехуровневые оценочные критерии.
В эксперименте принимали участие 30 учащихся 4-х классов, входящих в 2 группы: экспериментальная группа(ЭГ) – 10 детей с умеренной умственной отсталостью; контрольная группа(КГ) – 20 детей с сохранным интеллектом.
Результаты проведенного исследования позволили выявить следующие особенности развития речи младших школьников с умеренной умственной отсталостью:
- в процессе диалога умеренно умственно отсталые дети ограничивают свои ответы одним словом или двухсловной фразой, и распространяют их только при стимуляции и систематической помощи взрослого в виде наводящих вопросов или подсказок;
- для детей, страдающих выраженными интеллектуальными нарушениями, характерно резкое расхождение между пониманием слов и возможностями их актуализации в собственной речи, преобладание в словаре существительных, недостаточное понимание слов, обозначающих пространственное положение предмета;
- для пересказа детей с умеренной умственной отсталостью характерны схематичность, упрощение содержания, излишнее внимание к несущественным деталям при опускании важнейших смысловых звеньев;
- у умеренно умственно отсталых детей значительно нарушена регулирующая функция речи. Инструкции экспериментатора воспринимались учащимися неточно, после неоднократного предъявления и зачастую не определяли содержание и последовательность осуществляемой ими деятельности.
Сравнительный количественный и качественный анализ успешности выполнения заданий констатирующего эксперимента показывает, что младшие школьники с умеренной умственной отсталостью значительно отстают в речевом развитии в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента подтвердил гипотезу о том, что речь детей с интеллектуальными нарушениями отличается от речи их нормально развивающихся сверстников и характеризуется замедленным темпом и своеобразием развития, связанным с грубыми нарушениями познавательной сферы.
С учетом выявленных особенностей устной речи детей с умеренной умственной отсталостью и на основе анализа психолого-педагогической литературы были предложены методические рекомендации по развитию речи школьников с выраженными интеллектуальными нарушениями, а также представлены игры, способствующие развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью, которые могут быть использованы педагогами в практической деятельности.
© 2024, Мартын Елена Александровна 48