СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совсем недавно дети с особенностями развития обучались в специализированных учреждениях, где с ними проводилась огромная работа специалистов. Сейчас на основании документов: СанПиНа, «Закона об образовании» РФ, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном учреждении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательная организация обязана создать специальные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования особенных детей. Дошкольное образование ориентируется на личностный подход к каждому ребёнку, и относится с пониманием и уважением к его возможностям, способностям, а также правам и интересам. В связи с этим работа с детьми с ОВЗ направляется на обеспечение условий, которые дадут возможность полноценного усвоения окружающего мира, общения со сверстниками и взрослыми. Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на разностороннее развитие ребёнка, успешной социализации в обществе.

Предметно-развивающая среда должна выполнять ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Таким образом, изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

Проблема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одно из основных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, рационально организованную. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен происходить.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все пространство, в зависимости от конкретных задач момента, должно изменяться по масштабу — сжиматься и расширяться, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, уединения и др., а также многообразие материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

-Принцип полифункциональности, предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Например, для рационального использования пространства группового помещения, оно может быть условно разделено на 3 части: зону для спокойной деятельности, зону для активной деятельности, рабочую зон. Большинство материалов могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.

- Принцип информативности, подразумевает большой выбор материалов и оборудования,предназначенных для воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

- Принцип вариативности, определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, художественными и культурными ценностями;

- Принцип трансформируемости среды, тесно связан с её полифункциональностью — это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

- Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Сейчас встаёт необходимость в совершенствовании коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников и новыми стандартами ФГОС, индивидуальными и возрастными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной дошкольного образования необходимо обеспечить интегративный подход и к организации предметно-развивающей среды. Тщательно продуманная предметно-развивающая среда пробуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.

Совсем недавно дети с особенностями развития обучались в специализированных учреждениях, где с ними проводилась огромная работа специалистов. Сейчас на основании документов: СанПиНа, «Закона об образовании» РФ, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном учреждении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательная организация обязана создать специальные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования особенных детей. Дошкольное образование ориентируется на личностный подход к каждому ребёнку, и относится с пониманием и уважением к его возможностям, способностям, а также правам и интересам. В связи с этим работа с детьми с ОВЗ направляется на обеспечение условий, которые дадут возможность полноценного усвоения окружающего мира, общения со сверстниками и взрослыми. Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на разностороннее развитие ребёнка, успешной социализации в обществе.

Предметно-развивающая среда должна выполнять ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Таким образом, изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

Проблема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одно из основных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, рационально организованную. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен происходить.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все пространство, в зависимости от конкретных задач момента, должно изменяться по масштабу — сжиматься и расширяться, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, уединения и др., а также многообразие материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

-Принцип полифункциональности, предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Например, для рационального использования пространства группового помещения, оно может быть условно разделено на 3 части: зону для спокойной деятельности, зону для активной деятельности, рабочую зон. Большинство материалов могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.

- Принцип информативности, подразумевает большой выбор материалов и оборудования,предназначенных для воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

- Принцип вариативности, определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, художественными и культурными ценностями;

- Принцип трансформируемости среды, тесно связан с её полифункциональностью — это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

- Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Сейчас встаёт необходимость в совершенствовании коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников и новыми стандартами ФГОС, индивидуальными и возрастными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной дошкольного образования необходимо обеспечить интегративный подход и к организации предметно-развивающей среды. Тщательно продуманная предметно-развивающая среда пробуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.

21.01.2018 22:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!