СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСОБЫЙ РЕБЁНОК В ИНКЛЮЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

        ОСОБЫЙ РЕБЁНОК В ИНКЛЮЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов находится под пристальным вниманием всей общественности.

На протяжении последних  лет в образовательном пространстве  внедряется одна из существующих моделей интегрированного образования детей с ОВЗ – обучение детей данной категории в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития (инклюзивное обучение).

        Учителя школы с инклюзивными классами готовы принять "особого" ребенка, зная, что в лице своих ассистентов (тьюторов), специалистов данного учреждения, методистов района, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку. Администрация ОУ и преподавательский состав при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для обучения и развития каждого ребенка.

         Как показывает  практика, для детей с особыми образовательными потребностями должны быть созданы следующие основные условия:

  • регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;
  • специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями "особых", так и обычных детей;
  • материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);
  • адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;
  • необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми.

         Научно-методическое обеспечение инклюзивного процесса осуществляется высшей школой и центрами переподготовки, ресурсами специальных (коррекционных) школ, методическим кабинетом и силами администрации ОУ.

               К сожалению, на сегодняшний день со стороны высшей школы не уделяется должного внимания подготовке кадров. В систему подготовки учителей массовых школ должны вводиться дисциплины, способствующие пониманию различных уровней готовности детей к обучению.

               Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку, (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:

  • представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

             Для изменения стереотипов, а далее и профессиональной позиции учителя в инклюзивном пространстве большую роль играют тренинги, междисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Проведение открытых мероприятий педагогами инклюзивных ОУ позволяет продемонстрировать профессиональный рост, наметить дальнейшие цели собственной и командной деятельности.

              Опора на опыт отечественной коррекционной школы позволяет не снижать качество образования детей с ограниченными возможностями в обычной школе. Хотелось бы, чтобы преподаватели из специальных школ оказывали методическую помощь коллегам из общеобразовательных школ. Сотрудничество специалистов делает модель инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, т. к. налаженное взаимодействие между специалистами учреждений различных типов способствует лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития.

             Для руководителя школы с инклюзивным образованием необходимо держать на контроле следующие важные вопросы:

  • принципы формирования классов;
  • распределение нагрузки педагогов и специалистов;
  • организацию дополнительного пространства обучения и развития.

Принципы формирования классов подразумевают:

  • не более двух "особых" детей в классе (не должно быть крена в сторону коррекционного учреждения), численность детей в данном классе не должна превышать 20 чел. (при достаточном финансировании ОУ);
  • педагоги, работающие в данном классе, должны иметь соответствующую подготовку и заранее ознакомиться с особенностями развития всех детей;
  • списочный состав класса может комплектоваться также и с учетом разной возрастной категории.

  Распределение нагрузки педагогов и специалистов предполагает, что:

  • при финансировании школы предусмотрена работа специалистов (психологов, логопедов и дефектологов);
  • учебное расписание составлено таким образом, чтобы специалисты имели возможность посещать основные занятия. При необходимости специалисты проводят с "особыми" детьми дополнительные индивидуальные занятия;
  • расписание учебных предметов и занятий со специалистами школы строго согласовано;
  • педагоги и специалисты школ имеют возможность постоянно повышать свой профессионализм, обмениваться опытом, проводить междисциплинарные консилиумы и оказывать консультационную помощь семьям.

Дополнительное пространство обучения и развития (при необходимости специально оборудованное) включает в себя: комнаты релаксации, тренировочные центры, комнаты персональных занятий и т. п. на базе школы. Которых пока у нас нет.

Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно:

  • выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание;
  • использует различные пособия, технические средства для достижения целей;
  • организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. проектную и творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры и т. п.

            В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

               В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой.

              Одновременно специалистами решается диагностическая и коррекционная работа. Заполняется диагностическая карта и карта комплексной коррекции.

Для успешной работы педагогов предусмотрено ведение ими следующей документации:

  1. Список класса с описанием особенностей каждого ребенка.
  2. Рекомендации специалистов для работы с "особыми" детьми.
  3. Дневник наблюдений за "особым" ребенком.
  4. Маршрутный лист.

Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает  следующие задачи:

  • создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
  • организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  • компенсация недостатков дошкольного развития;
  • преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
  • постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
  • охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
  • социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;
  • изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.

 

Категория: Директору
07.01.2015 23:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!