СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пальчиковые игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пальчиковые игры.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Для детей с ограниченными возможностями здоровья пальчиковая гимнастика должна проходить в форме игры. Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой. Пальчиковая гимнастика должна сопровождаться стихами или потешками. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы. Главная цель пальчиковых игр – улучшение координации и мелкой моторики, переключение внимания, что положительно воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «предложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков -сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

«Ветер по лесу летал»

Ветер по лесу летал, (Плавные движения ладонями)

Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол)

«Осень»

Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету

Перелётные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре (Руки сжимают в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой)

«Осень». Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый ( Загибать по одному пальчику) Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку ( Спокойно уложить ладони на стол)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (Загибают по одному пальцу, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают пальцы)

«Осенние листья». Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки) Листья березы, (Загибаем пальчики, начиная с большого) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем (Пальчики «шагают» по столу).

«Овощи»

У девочки Зиночки (Дети делают ладошки «корзиночкой»)

Овощи в корзиночке;

Вот пузатый кабачок (Сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец)

«Овощи». У Лариски – Две редиски. У Алёшки – Две картошки. У Серёжки сорванца – Два зелёных огурца. А у Вовки – Две морковки. Да ещё у Петьки – Две хвостатых редьки.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трём, (Трём кулаком о кулак)

Мы капусту солим, (Движение пальцев, имитирующие посыпание солью)

Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки) «Огород». Массаж фаланг пальцев (На каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца) Вырос у нас чеснок, (Указательный) Перец, томат, кабачок, (Средний) Тыква, капуста, картошка (Безымянный) Лук и немножко горошка. (Мизинец) Овощи мы собирали, (Мизинец) Ими друзей угощали, (Безымянный) Квасили, ели, солили, (Средний) С дачи домой увозили. (Указательный) Прощай же на год, (Большой палец левой руки) Наш друг – огород! (Большой палец правой руки)

«Фруктовая ладошка». Этот пальчик - апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого). Он, конечно, не один, Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя).

«Ягоды»

Ягоды – это крыжовник, (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке)

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я наконец. (Поднимают плечи, удивляются)

Что это значит?

Я – молодец! (Большой палец вытягивают вперёд)

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальцы обеих рук «здороваются»)

В лес идем мы погулять. («Шагают» указательный и средний пальцы по столу)

За черникой, за малиной, (Загибают пальцы, начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

«Грибы»

Я корзину в лес беру, (Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой»)

Там грибы я соберу. (Разводят ладошки в стороны и снова соединяют)

Удивляется мой друг: (Показывают удивление, поднимая плечи вверх)

«Сколько здесь грибов вокруг!» (Разводят руки в стороны)

Подосиновик, маслёнок, (Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки)

Подберёзовик, опёнок,

Боровик, лисичка, груздь –

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке,

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу, (Большой палец левой руки оставляют, грозят им)

Пусть останется в лесу!

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! (Сжимают и разжимают пальцы)

Мы идем грибы искать. (Поочередно разгибают из кулачка по одному пальцу, с мизинца)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов, («Шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов. (Переплести пальцы обеих рук)

Мухомор красный – гриб опасный. (Поочередно загибают по одному пальцу)

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

«Мы цветы в саду сажаем»

Мы цветы в саду сажаем, (Ладошку левой руки сложить в горсть,

правой взять «семя», опускать вниз).

Их из лейки поливаем. (Имитировать движение «полив из лейки»).

Астры, ( Соединить кисти рук, образуя шарик).

Лилии, (Раскрыть пальцы в стороны)

Тюльпаны (Сложить ладошки лодочкой).

Пусть растут для нашей мамы. (Медленно поднять руки вверх, раскрыть в

стороны).

«Комнатные растения»

На окно скорее глянь: (Показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань. (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названья помним! (Раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польём, (Пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (Обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

«Дни недели»

В понедельник я кроила,

А во вторник — платье шила,

В среду — фартук вышивала,

А четверг — белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы. (Поочередно загибают пальчик).

«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (Круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (Руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (Рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. (Развести руки в стороны)

«Тело»

Есть на пальцах наших ногти, (Указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени.

Есть спина,

Но она всего одна.

«Голова»

Есть у нас на голове (Указывают на упоминаемую часть тела)

Уха два и мочки две.

Брови. Скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки. Нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот, что знаем мы с тобой!

«Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца) Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

«Игрушки»

У Антошки есть игрушки. У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Катины игрушки На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками). Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы). И веселый Чиполино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы). Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками). Мы игрушки сосчитать. Есть у нас игрушки Есть у нас игрушки: (Хлопки) Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки). Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы). Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев). Кубик деревянный, Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой) Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой). Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)

«Посуда». Девочка Иринка порядок наводила. (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными). Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в маслёнке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке! «Посуда» Мы в новом магазине посуду покупали: (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять). Тарелки, блюдца, чашки: (Поднимать поочередно пальцы правой руки) На полках выбирали. Красивую кастрюлю, молочник и солонку, Набор ножей и вилок, (Поднимать поочередно пальцы левой руки) Шумовку и масленку.

«Мебель». Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках). Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого). А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали На кровати мы лежали. А потом мы скотом Посидели за столом, (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. «Мебель» В нашей комнате – столовой – Есть отличный стол дубовый, Стулья – спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый буфет Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев шкаф зеркальный, Две широкие кровати С одеялами на вате И березовый комод, Мама там белье берет. А в гостиной кресла есть, Телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, В стенке – центр музыкальный. (На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику) «Мебель» Мебель я начну считать (Показывают ладошки обеих рук). Кресло, стол, диван, кровать, (Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки). Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвали, (Разжимают кулачки и показывают ладошки). Десять пальчиков зажали! (Сжимают кулачки и поднимают их вверх).

«Стирка» Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки.) Будем вещи мы стирать: Платье, брюки и носочки, Юбку, кофточку, платочки. Шарф и шапку не забудем – Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.) «Маша варежку надела….» Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок) «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец). «Поглядите – ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.) Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

«Обувь». Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями. и удары кулачками по столу.) Сколько обуви у нас Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого). Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки.

«Новые кроссовки». Как у нашей кошки На ногах сапожки, Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. (Загибать пальчики, начиная с большого). Вот так. Вот так. Новые кроссовки. («Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук).

«Наши мамы». Много мам на белом свете, (Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи). Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, (Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке). Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны,(Сжимают обе ладошки в «замочек») Мамы разные важны! (Разводят руки, поднимают ладошками вверх). «Семья» Раз, два, три, четыре! (Хлопают в ладоши) Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши) Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, Два котенка, мой щегол, сверчок и я (Поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев). Вот и вся моя семья!

«Моя семья»

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья.

Дружная семья Этот пальчик – дедушка, (Загибаем поочередно пальцы, начиная с большого) Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья! (Хлопаем в ладоши)

«Зимние забавы». Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять (Указательным и средними пальчиками "идем" по столу) Бабу снежную слепили(Катаем ручками "комок") Птичек крошками кормили (Кормим птичек ") С горки мы потом катались (Введём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли (Отряхиваем ладошки) Суп поели ("Едим суп"), спать легли (Ладошки под щечку). «Спортсмены» Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны). Надо спортом занимать (Сжимаем и разжимаем кулаки). Играет в теннис теннисист (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца). Он спортсмен, а не артист В футбол играет футболист В хоккей играет хоккеист, В волейбол — волейболист, В баскетбол — баскетболист.

«Край родной». Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы) Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу») Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук) Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького росточка вверх) Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую!( «Обнимашки») «Моя страна» Посмотрю на карту я:( Вытягивают вперед прямые ладони) Вот российская земля. (По очереди соединяют одноименные пальцы рук) Есть леса тут и озера, Горы, реки и моря. Я люблю тебя, Россия,(Крепко сжимают в «замок)» Ты же Родина моя!( Прикладывают руки к груди)

«Любимые сказки» Будем пальчики считать, (Хлопают в ладоши) Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, (Поочередно загибают пальчики на левой руке) Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, (Поочередно загибают пальчики на правой руке) Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. (Сжимают кулачки) Этим сказкам каждый рад. (Хлопают в ладоши)

28.02.2019 22:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!