СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые принципы обучения Дэвида Меррилла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не менее интересный подход к обоснованию и описанию принципов педагогического дизайна можно найти у американского исследователя в области образования, специализирующегося на педагогическом дизайне и образовательных технологиях, доктора философии Д. Меррилла (David Merrill).

В работах «Первые принципы обучения» и «Теория учебного дизайна» Д. Меррилл отмечает, что посвятил свою карьеру ответу на вопрос «Как сделать обучение эффективным, действенным и привлекательным?». Проанализировав множество теорий обучения и еще большее число теорий учебного дизайна, он попытался выявить общие принципы педагогического дизайна. Ученый сделал вывод, что несмотря на разнообразие существующих педагогических теорий и моделей, они включают в себя принципиально сходные принципы.

Д. Меррилл пришел к выводу, что обучение происходит, когда ученики учатся что-то делать, когда они учатся решать проблему. Независимо от того, чему они учатся, цель обучения должна состоять в том, чтобы помочь людям решать проблемы.

Описывая принципы, Д. Меррилл отметил, что они представляют собой набор правил и требований, которые всегда верны при соответствующих условиях, независимо от конкретной теории, учебной программы или практики обучения. Здесь практика – это конкретная учебная деятельность, а программа – это подход, состоящий из набора предписанных практик.

Учение Д. Меррилла основывается на том, что процесс обучения должен концентрироваться вокруг проблемы и проходить через следующие этапы:

активацию, когда учащиеся активируют ментальную модель своих предыдущих знаний в качестве основы для новых знаний и навыков;

демонстрацию, когда учащиеся наблюдают за демонстрацией знаний и навыков, которыми они должны овладеть в конце обучения;

применения, когда учащиеся применяют свои вновь приобретенные знания или навыки, соответствующие типу учебного контента;

интеграцию, когда учащиеся интегрируют (передают, внедряют) свои новые знания или навыки в свою повседневную жизнь (при этом они размышляют, обсуждают, критически анализируют, отстаивают свои новые знания и навыки.

Его принципы в теории и практике обучения называются «Первые принципы обучения». Рассмотрим их.

Принцип 1. Проблемно-ориентированный: обучение эффективно, когда учащиеся участвуют в решении реальных проблем.

Следствие:

обучение эффективно, когда оно происходит в контексте реальных практических задач;

обучение эффективно, когда учащиеся вовлечены в проблему на уровне задачи, а не только отдельных операций или действий;

обучение эффективно, когда учащиеся решают серию проблем соотнесенных друг с другом.

По мнению Д. Меррилла, слово «проблема» включает в себя широкий спектр деятельностей (видов деятельности, практики), самое важное в этом то, что деятельность – это целостная задача, а не только компоненты задачи, и что задача является отображением того, что ученик встретит в реальном мире. Необходимо в самом начале темы или урока представить некий пример, помогающий ученикам понять, что из себя представляет образ целостной задачи, которую они научатся выполнять.

Д. Меррилл подчеркивает, что обучение должно сводиться к освоению группы действий или отдельных действий и предполагает, что учащийся сможет соединить эти отдельные компоненты для решения реальных комплексных задач. Обучение выполнению комплексной задачи включает 4 уровня: проблема; задачи, необходимые для решения этой проблемы; операции, на которые разделяется каждая из задач; действия, которые составляют операции. Эффективное обучение предполагает вовлечение учеников на всех 4 уровнях.

Принцип 2. Активация: обучение эффективно, когда активирован соответствующий предшествующий опыт.

Следствие:

обучение эффективно, когда учащихся поощряют активировать соответствующие когнитивные структуры, вспомнить, описать, связать или продемонстрировать (применить) соответствующие предшествующие знания или опыт;

принцип проявляется сильнее, когда учащиеся делятся друг с другом предыдущим опытом;

принцип усиливается, когда учащимся предлагается структура или их стимулируют вспомнить структуру, которая может быть использована для получения новых знаний. Эта структура будет основой для руководства во время демонстрации, основой для обучения во время применения и основой для размышлений во время интеграции.

Д. Меррилл указывает, что если учащиеся имеют определенный опыт, то на первом этапе обучения необходимо удостовериться, что эта соответствующая информация активирована и готова к использованию в качестве основы для новых знаний.

Для подготовки учеников к усвоению нового материала им надо предоставить возможность продемонстрировать то, что они уже знают. Но если ученики чувствуют, что они не знают материал, то этого не следует делать, т. к. даже выполнение обычного теста может подорвать веру в их силы.

Д. Меррилл, отмечает, что активация – это больше, чем простая отсылка к предыдущему опыту или обеспечение соответствующим опытом. Активация включает в себя стимулирование тех ментальных моделей, которые могут быть изменены или настроены так, чтобы учащиеся могли включить новые знания в свои существующие знания. Если ученики имеют ментальную модель, которая может быть использована для организации новых знаний, следует стимулировать активизацию этой модели. Однако, если ментальная модель недостаточна для адекватной организации новых знаний, то обучение может стать эффективном только если будет предоставлена структура, которую ученик сможет использовать в создании необходимой организационной схемы для новых знаний. Предоставление учащимся концептуальной (понятийной) модели (схемы) будет способствовать переносу знаний.

Принцип 3. Демонстрация: обучение становится эффективным, когда ученикам демонстрируют то, что они будут изучать, а не просто рассказывают об этом.

Следствие:

принцип усиливается, когда учащимся предлагается структура или их стимулируют вспомнить структуру, которая может быть использована для получения новых знаний. Эта структура будет основой для руководства во время демонстрации, основой для обучения во время применения и основой для размышлений во время интеграции;

принцип проявляется сильнее, когда осуществляется руководство (консультирование, сопровождение, управление) учащимися, включая помощь в поиске нужной информации или представление нескольких демонстраций (множество представлений тех или иных идей) для сравнения;

принцип усиливается за счет передачи информации разными каналами, а также взаимного обсуждения и демонстрации.

Д. Меррилл отмечает, что представление информации является наиболее распространенной формой обучения. Часто обучение сводится к простой передаче информации, с вопросами типа «скажи, что запомнил» и редко бывает эффективным. Обучение становится гораздо эффективнее, когда информация демонстрируется с помощью изображений, конкретных ситуаций, случаев. Представление примеров в дополнение к практике способствует более эффективному обучению. Вместе с тем, ненужные иллюстрации мало полезны или вовсе бесполезны, они часто игнорируются учениками и могут даже мешать эффективному обучению.

Принцип 4. Применение: обучение становится эффективным, когда учащиеся включены в процесс применения новых знаний и навыков для решения проблемы.

Следствие:

обучение эффективно, когда учащиеся применяют свои вновь приобретенные знания или навыки для решения проблемы;

принцип проявляется сильнее, когда первоначально ученик выполняет задания под руководством учителя, ему указывается на ошибки и выполняется коррекция, затем процесс руководства постепенно ослабевает для каждого последующего задания и сходит на нет;

обучение эффективно, когда ученики включаются в последовательное решение различных проблем.

Д. Меррилл обращает внимание на использование одной из эффективных теорий обучения – «строительные леса», которая основывается на концепции Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. «Строительные леса» разбивают обучение на куски и предоставляют инструмент или структуру для каждого куска. Идея состоит в том, что на раннем этапе обучения ученики нуждаются в значительной поддержке, но с течением времени потребность в поддержке снижается и ученики в конечном итоге выполняют задание полностью самостоятельно [2].

Важной формой руководства учащимися является обратная связь, которая реализует различные функции. Если рассматривать первую как получение информации о соответствии выполняемого действия заданному, то такая информация будет выполнять функцию подкрепления только тогда, когда обучаемый не уверен в правильности своих действий и правильное решение учебных задач выступает как мотив деятельности.

Принцип 5. Интеграция: обучение становится эффективным, когда поощряется процесс слияния новых знаний или навыков с повседневной жизнью учащихся.

Следствие:

обучение эффективно, когда учащиеся интегрируют (передают, внедряют) свои новые знания или навыки в повседневную жизнь;

принцип проявляется сильнее, когда ученикам предоставляется возможность размышлять, обсуждать, критически анализировать, отстаивать новые знания и навыки;

принцип проявляется сильнее, когда учащиеся создают, изобретают или исследуют новые или личные способы использования полученных знаний или навыков;

принцип усиливается, когда учащиеся публично демонстрируют свои новые знания или навыки [2].

Д. Меррилл, отмечает, что в современной литературе много внимания уделяется мотивации. Конечно, анимация, мультимедиа, игры оправданы как мотивационные факторы обучения, но по большей части оказывают лишь временное влияние на мотивацию.

Д. Мерилл утверждает, что настоящая мотивация для учащихся – это обучение. Обучение является наиболее мотивирующей деятельностью, когда учащийся может видеть свой собственный прогресс. Подобное происходит во время компьютерных играх, когда мы совершенствуем свои навыки и переходим на следующий уровень игры, таким образом рост навыка становится для нас очевидным.

Модификация нового знания становится личным достоянием ученика тогда, когда он выходит за рамки учебного пространства и начинает применять полученные знания и навыки в реальном мире.

Д. Меррилл отмечал, что описанные им принципы следует использовать для создания учебных сред и продуктов, а не для описания того, как учащиеся приобретают знания и навыки из этих сред или продуктов.

Отметим, что знание принципов необходимо, оно помогает учителям или специалистам в области педагогического дизайна избегать распространенных ошибок. Перечисленные принципы педагогического дизайна являются вероятностными по своей природе, а это означает, что использование этих принципов повысит вероятность того, что обучение учащихся станет эффективнее. Хотя существует множество и других факторов, влияющих на эффективность обучения, таких как внимание учащихся и их мотивация, материально-технические условия организации учебного процесса и многое другое.

Представленные принципы известных исследователей в области педагогического дизайна Р. Ганье и Д. Меррилла носят не описательный характер – ориентированный на обучение, а предписывающий – ориентированный на дизайн. В этом случае дизайн выступает педагогическим инструментом, благодаря которому обучение становится привлекательным, эффективным и результативном.

12.03.2022 05:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!