СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое эссе "Я - Учитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дорофеева Ольга Сергеевна педагог дополнительного образования

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» г.Колпашево

Педагогическое эссе

«Я - Учитель»

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь.

В.О. Ключевский

Я родилась и выросла в Колпашево,

На свете много разных городов,

Но для меня нет лучше края нашего,

Об этом говорю я вновь и вновь.

Ходила в детский сад, училась в школе,

Примерной ученицею слыла.

Судьба моя не против своей воли

Меня по жизни бережно вела.

Я шахматами с детства увлекаюсь,

И первый мой наставник – старший брат,

Почти что 30 лет профессионально занимаюсь,

Чему, конечно, мой учитель рад!

Но, познавая тайны шахматного мира,

Мне предстояло путь свой выбирать,

И предпочтенье – не престижному банкиру,

А педагогике решила я отдать.

А в нашем городе есть Творчества Дом –

Называется Детско-юношеским центром он.

В ДЮЦе коллективов не счесть

Среди них шахматный клуб «Белая ладья» есть.

Этим клубом я 20 лет руковожу,

К своим ребятам с радостью спешу.

Для меня ученики все хороши

И дети большие и совсем малыши.

Я - педагог дополнительного образования, а дополнительное образование - это школа по интересам. И моя задача, как педагога - заинтересовать детей, увлечь их, повести за собой в мир шахмат. В отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать свои педагогические идеи.

В начале своего профессионального пути я столкнулась с трудностями: как увлечь детей, как сделать занятия интересными, чтобы дети шли ко мне? Ведь шахматы – непростая игра, бытует мнение, что она подвластна только людям с высоким интеллектом, а у меня занимаются дети с 5 лет. Я нашла ответы на эти вопросы.

Начальный курс обучения игре в шахматы максимально прост и доступен. В игровой форме дети знакомятся с историей развития шахмат, с шахматными фигурами, «волшебными» свойствами и загадочными особенностями доски, с элементарными правилами игры. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому мною составлены и разработаны шахматные сказки, ребусы, загадки, занимательные задачи и викторины, которые интересны дошкольникам.

А к старшим школьникам нужен другой подход, для формирования устойчивого интереса у обучающихся необходимо самой идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться.

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» - это слова американского философа и педагога Дж. Дьюи. В процессе своей образовательной деятельности я использую только современные методы обучения. Один из них - исследовательский метод. Ребёнок по своей природе - исследователь. Жажда новых открытий, любознательность, постоянное стремление экспериментировать очень важные качества, которые я стараюсь использовать в своей работе. Это делает мои занятия яркими, интересными, значимыми и запоминающимися.

Учиться в шахматной школе не просто,

Но очень полезно для профессионального роста.

Сам Карпов уроки игры нам давал,

Несколько партий с учениками сыграл.

Еще открытые проводим занятия,

Разные проектные мероприятия:

«Шахматы 3D», «Бои» и в «Космосе» бываем,

На конференциях успешно выступаем.

Шахматы представляют собой великолепную модель для обучения детей внутреннему плану умственных действий, для развития креативного и логического мышления, для формирования ответственности за свои действия.

Обучая игре в шахматы, я решаю сразу несколько задач:

  • Познавательная: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости, развивает изобретательность;
  • Воспитательная: вырабатывает целеустремлённость, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Юный шахматист становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах;
  • Эстетическая: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям;
  • Физическая: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской;
  • Коррекционная: помогает активному ребёнку стать спокойнее, уравновешеннее, учит длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Обучая детей игре в шахматы, я стараюсь помочь им безболезненно адаптироваться в окружающем социуме, научить их творческому общению, взаимопомощи и коллективизму. Я стараюсь воспитать у своих учеников чувство доброжелательности и уважения друг другу, ведь настоящие шахматисты испытывают к соперникам не зависть или высокомерие, а уважение и благодарность за игру, и в знак этого перед началом и после игры соперники обмениваются рукопожатием.

В шахматах есть неуклонное правило: «Взялся - ходи». Это означает, что, если игрок нарочно или нечаянно прикоснулся к своей шахматной фигуре, он обязан пойти именно этой фигурой, т. е. нести ответственность за свои действия, как и в жизни. Шахматы не терпят легкомыслия. Они закаляют характер, вырабатывают умение предвидеть последствия предполагаемых действий. А это порой так важно в нашей повседневной жизни: начатое дело довести до конца!

Убеждена, что в шахматах сочетаются творчество и справедливость. Хотя игроки в шахматах и подчиняются строгим правилам, у них остается широкий простор для самостоятельности и выдумки. К учебному процессу требования строги

Применяем инновационные технологии.

Мы не только решаем задачи готовые,

Но свои создаем – эксклюзивные, новые.

Ребята такому творчеству рады

На конкурсах за сборники получают награды.

Шаг за шагом, я веду своих учеников к успеху и победе в нелёгкой борьбе с противником, но в первую очередь, шахматы – это победа над собой!

Владивосток – «Океан», Туапсе – «Орленок»

На все соревнования нам хватает силенок.

Совсем недавно в Питер приглашали,

Там в «Петровской Ладье» мы призерами стали.

Моя мечта воспитать гроссмейстера, но, к сожалению, не всем дано, и если для кого-то шахматы станут любимым увлечением – это тоже важный результат. Как гласит индийская пословица: «Шахматы - это необъятное море-океан, в котором и комар напьётся, и слон искупается». Эта идея нашла отражение в высказывании академика А.Ю. Ишлинского, отвечая на вопрос: «Стоят ли того шахматы, чтобы вкладывать в них столько труда?» – «Стоят. Потому что шахматы дают человеку больше, чем он тратит на них».

Шахматы доступны людям разного возраста. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». В своей педагогической практике я большое внимание уделяю работе с родителями своих учеников. Традиционными стали семейные турниры, соревнования и матчи. Организация совместного досуга детей и родителей способствует сплочению семьи, формирует устойчивую мотивацию к саморазвитию.

И я твердо знаю, что если мой ученик научится играть в шахматы, он уже в выигрыше, и удача и успех всегда будут рядом!

По жизни рядом с детьми я иду,

Судьбе своей за это рада!

Сердце свое им – я отдаю,

Не требуя взамен награды!

Люблю я шахматы – это моя работа,

Они, как спорт – заряд мне свой несут,

И каждый раз, вновь открывая что-то,

К новым поискам, решениям ведут.

Категория: Всем учителям
09.11.2017 19:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!