СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дорофеева Ольга Сергеевна педагог дополнительного образования
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр» г.Колпашево
Педагогическое эссе
«Я - Учитель»
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь.
В.О. Ключевский
Я родилась и выросла в Колпашево,
На свете много разных городов,
Но для меня нет лучше края нашего,
Об этом говорю я вновь и вновь.
Ходила в детский сад, училась в школе,
Примерной ученицею слыла.
Судьба моя не против своей воли
Меня по жизни бережно вела.
Я шахматами с детства увлекаюсь,
И первый мой наставник – старший брат,
Почти что 30 лет профессионально занимаюсь,
Чему, конечно, мой учитель рад!
Но, познавая тайны шахматного мира,
Мне предстояло путь свой выбирать,
И предпочтенье – не престижному банкиру,
А педагогике решила я отдать.
А в нашем городе есть Творчества Дом –
Называется Детско-юношеским центром он.
В ДЮЦе коллективов не счесть
Среди них шахматный клуб «Белая ладья» есть.
Этим клубом я 20 лет руковожу,
К своим ребятам с радостью спешу.
Для меня ученики все хороши
И дети большие и совсем малыши.
Я - педагог дополнительного образования, а дополнительное образование - это школа по интересам. И моя задача, как педагога - заинтересовать детей, увлечь их, повести за собой в мир шахмат. В отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать свои педагогические идеи.
В начале своего профессионального пути я столкнулась с трудностями: как увлечь детей, как сделать занятия интересными, чтобы дети шли ко мне? Ведь шахматы – непростая игра, бытует мнение, что она подвластна только людям с высоким интеллектом, а у меня занимаются дети с 5 лет. Я нашла ответы на эти вопросы.
Начальный курс обучения игре в шахматы максимально прост и доступен. В игровой форме дети знакомятся с историей развития шахмат, с шахматными фигурами, «волшебными» свойствами и загадочными особенностями доски, с элементарными правилами игры. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому мною составлены и разработаны шахматные сказки, ребусы, загадки, занимательные задачи и викторины, которые интересны дошкольникам.
А к старшим школьникам нужен другой подход, для формирования устойчивого интереса у обучающихся необходимо самой идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться.
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» - это слова американского философа и педагога Дж. Дьюи. В процессе своей образовательной деятельности я использую только современные методы обучения. Один из них - исследовательский метод. Ребёнок по своей природе - исследователь. Жажда новых открытий, любознательность, постоянное стремление экспериментировать очень важные качества, которые я стараюсь использовать в своей работе. Это делает мои занятия яркими, интересными, значимыми и запоминающимися.
Учиться в шахматной школе не просто,
Но очень полезно для профессионального роста.
Сам Карпов уроки игры нам давал,
Несколько партий с учениками сыграл.
Еще открытые проводим занятия,
Разные проектные мероприятия:
«Шахматы 3D», «Бои» и в «Космосе» бываем,
На конференциях успешно выступаем.
Шахматы представляют собой великолепную модель для обучения детей внутреннему плану умственных действий, для развития креативного и логического мышления, для формирования ответственности за свои действия.
Обучая игре в шахматы, я решаю сразу несколько задач:
Обучая детей игре в шахматы, я стараюсь помочь им безболезненно адаптироваться в окружающем социуме, научить их творческому общению, взаимопомощи и коллективизму. Я стараюсь воспитать у своих учеников чувство доброжелательности и уважения друг другу, ведь настоящие шахматисты испытывают к соперникам не зависть или высокомерие, а уважение и благодарность за игру, и в знак этого перед началом и после игры соперники обмениваются рукопожатием.
В шахматах есть неуклонное правило: «Взялся - ходи». Это означает, что, если игрок нарочно или нечаянно прикоснулся к своей шахматной фигуре, он обязан пойти именно этой фигурой, т. е. нести ответственность за свои действия, как и в жизни. Шахматы не терпят легкомыслия. Они закаляют характер, вырабатывают умение предвидеть последствия предполагаемых действий. А это порой так важно в нашей повседневной жизни: начатое дело довести до конца!
Убеждена, что в шахматах сочетаются творчество и справедливость. Хотя игроки в шахматах и подчиняются строгим правилам, у них остается широкий простор для самостоятельности и выдумки. К учебному процессу требования строги
Применяем инновационные технологии.
Мы не только решаем задачи готовые,
Но свои создаем – эксклюзивные, новые.
Ребята такому творчеству рады
На конкурсах за сборники получают награды.
Шаг за шагом, я веду своих учеников к успеху и победе в нелёгкой борьбе с противником, но в первую очередь, шахматы – это победа над собой!
Владивосток – «Океан», Туапсе – «Орленок»
На все соревнования нам хватает силенок.
Совсем недавно в Питер приглашали,
Там в «Петровской Ладье» мы призерами стали.
Моя мечта воспитать гроссмейстера, но, к сожалению, не всем дано, и если для кого-то шахматы станут любимым увлечением – это тоже важный результат. Как гласит индийская пословица: «Шахматы - это необъятное море-океан, в котором и комар напьётся, и слон искупается». Эта идея нашла отражение в высказывании академика А.Ю. Ишлинского, отвечая на вопрос: «Стоят ли того шахматы, чтобы вкладывать в них столько труда?» – «Стоят. Потому что шахматы дают человеку больше, чем он тратит на них».
Шахматы доступны людям разного возраста. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». В своей педагогической практике я большое внимание уделяю работе с родителями своих учеников. Традиционными стали семейные турниры, соревнования и матчи. Организация совместного досуга детей и родителей способствует сплочению семьи, формирует устойчивую мотивацию к саморазвитию.
И я твердо знаю, что если мой ученик научится играть в шахматы, он уже в выигрыше, и удача и успех всегда будут рядом!
По жизни рядом с детьми я иду,
Судьбе своей за это рада!
Сердце свое им – я отдаю,
Не требуя взамен награды!
Люблю я шахматы – это моя работа,
Они, как спорт – заряд мне свой несут,
И каждый раз, вновь открывая что-то,
К новым поискам, решениям ведут.
© 2017, Дорофеева Ольга Сергеевна 585