СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему подростки рискуют?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рискованное поведение подростков – активность, направленная на экспериментирование подростков со своими собственными возможностями и преобразующая их отношение к ценности жизни.

Поведение подростков может быть конструктивное и неконструктивное:

  • Конструктивное рискованное поведение подростков – вид активности, направленный на самопознание и самосовершенствование подростков и обусловливающий осознание ими ценности жизни;
  • Неконструктивное рискованное поведение подростков – вид активности, направленный на разрушение объектов окружающего мира и/или саморазрушение подростков и обусловливающий отсутствие у них осознанного отношения к ценности жизни.

Психологической особенностью подросткового периода являются биологически обусловленные реакции эмансипации, группирования со сверстниками и различные увлечения, которые обуславливают поисковый характер поведения и «пробы взрослой жизни». Кроме этого, формирование собственной системы ценностей и процессы самоидентификации приводят к тому, что установки, привитые родителями и социальными институтами, подвергаются критике, а другое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознано применительно к себе.

Подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», давление сверстников или друзей более старшего возраста приводят к рискованному поведению.

Почему подростки рискуют? Потому что они экспериментируют, самоутверждаются и исследуют. Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства и понимание того, где его предел. Обычно, высокий риск – это побочный продукт обостренной познавательной деятельности. Подросток экспериментирует, чтобы узнать себя лучше, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становится взрослым, повысить степень самостоятельности.

В связи с тем, что большинство травм у подростков связаны с рискованным поведением (автомобильные аварии, алкоголь, незащищенный секс), много исследований было сделано о подростковом риске, в частности о том, почему подростки более склонны к риску, чем взрослые. Бихевиористские теории принятия решений утверждают, что подростки и взрослые по-разному взвешивают потенциальные выгоды и последствия действий. Исследование показало, что подростки придают больший вес награде, в частности, социальным наградам, чем взрослые.

Мозг подростка устроен таким образом, что подросток чувствует биологическую потребность рисковать. В молодости в мозге активизируются две нейронные сети. Одна из них управляет процессом познания, поощряя принимать разумные, обоснованные решения, когда взвешиваются все «за» и «против» и оцениваются возможные последствия действий, другая же регулирует социально-эмоциональное поведение. Мозг подростка уже способен адекватно перерабатывать и воспринимать большие объемы информации, и это дает огромные возможности для развития и самопознания. Однако незрелость нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации, объясняет трудность или даже невозможность принятия взвешенных, разумных решений в эмоционально насыщенной ситуации, особенно в присутствии сверстников.

Эмоциональное реагирование мозга подростка на раздражители существенно выше, чем у детей и взрослых. Отсюда, казалось бы, беспричинные взрывы эмоций, обидчивость, демонстративное поведение. Подростки предпочитают действия с высоким уровнем эмоционального напряжения, склонны к импульсивным поступкам, включая экспериментирование с наркотиками и алкоголем, редко думают о возможных негативных последствиях своего поведения и не способны их оценить.

Сверстники особенно важны в подростковом возрасте. Этот период развития характеризуется резким увеличением времени, проводимого с ними вместе со снижением присмотра взрослых. Подростки также гораздо больше общаются с друзьями противоположного пола, чем в детстве и, как правило, отождествляют себя с большими группами сверстников, основанных на общих характеристиках (школьник, спортсмен).

Малые группы предлагают участникам возможность развивать различные социальные навыки, такие как эмпатия, обмен и лидерство. Группы сверстников может иметь положительное влияние на человека, например, на академическую мотивацию и производительность, но они также могут иметь негативное влияние и привести к увеличению экспериментов с наркотиками, пьянством, хулиганством и воровством. Восприимчивость к давлению равных сверстников повышается в ранней юности, имеет пик в возрасте около 14 лет, а затем уменьшается.

В раннем подростковом возрасте, подростки часто организуются в клики: эксклюзивные, однополые группы сверстников, с которыми они особенно близки. К концу подросткового возраста, клики часто сливаются в смешанные группы, так как подростки начинают романтически и сексуально интересоваться друг другом. Эти небольшие группы друзей далее распадаются, так как социализация становится более пара-ориентированной. Несмотря на распространенное мнение, что клики оказывают по своей сути негативное влияние, они могут помочь подросткам социально приспособиться и сформировать сильное чувство идентичности.

В то время как сверстники могут способствовать социальному развитию друг друга, они могут также препятствовать ему. Как физическая, так и психологическая агрессия связаны с огромным количеством переживаний психологических трудностей, особенно депрессий, как следствие социального отторжения.

Подростковый возраст знаменует собой быстрое изменение своей роли в семье. Маленькие дети, как правило, решительно заявляют о себе, но не в состоянии продемонстрировать большое влияние на семейные решения до начала подросткового возраста, когда они все чаще рассматриваются родителями как равные.

Когда дети проходят через период полового созревания, зачастую значительно увеличиваются конфликты в детско-родительских отношениях. Анализ аргументов показывает, что конфликтогенами часто выступают незначительные вопросы управления, такие как комендантский час, приемлемая одежда и право подростков на неприкосновенность частной жизни, в которых подростки первоначально могут предварительно рассматриваться с такими же правами как и у детей. Несогласие родителей и подростков увеличивается, когда друзья демонстрируют большее влияние друг на друга, которое может быть в оппозиции к ценностям родителей.

Несмотря на изменение семейных ролей в подростковом возрасте, домашняя обстановка и родители по-прежнему важны для поведения и выбора подростков. Подростки, которые имеют хорошие отношения с родителями, менее склонны к различному рискованному поведению, таким как курение, употребление алкоголя, драки, и/или незащищенного секса.

05.02.2022 10:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!