СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни,
сколько теми препятствиями,
какие он преодолел, добиваясь успеха. (Букер Вашингтон)
(американский политический деятель)
Успех ребёнка и класса, препятствия по их достижению отражаются в портфолио учащегося и класса.
Что такое «портфолио»?
Портфолио происходит от англ. portfolio – портфель или папка для документов.
Несмотря на различные подходы к созданию портфолио, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных и коллективных достижений за определенный период.
Невозможно недооценить значимость создания портфолио.
Его основное предназначение – это демонстрация достижений ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть ЛИЧНОСТЬ ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. Портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.
Кроме того, портфолио, стимулирует познавательный интерес и мотивацию к учению, способствует повышению качества образовательного процесса, как индивидуума (учащегося), так и классного коллектива.
Одной из основных задач создания портфолио является усиление взаимодействия всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта – портфолио. А это одно из приоритетных направлений новых федеральных государственных образовательных стандартов.
В нашей школе разработано Положение о портфолио учащегося, в котором представлены его основные разделы.
- раздел «Мой мир», в нем помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»)
раздел «Моя учеба»
раздел «Моя общественная работа», где представлено участие в мероприятиях, которые проводятся вне рамок учебной деятельности. Оформляется этот раздел использованием фотографий и кратких сообщений.
раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи.
раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;
раздел «Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости.
(Этот раздел самый динамичный, взывающий интерес, наполненный)
В соответствии с этим Положением в нашем классе в течение четырёх лет ведётся работа над созданием Портфолио личных достижений. В пятом классе учащиеся и их родители были ознакомлены со структурой и требованиями к оформлению Портфолио. В течение всего года велась работа по формированию портфолио и в конце года она уже дала свои первые результаты: ребята стали более активными во внеурочных мероприятиях, стались посещать различные кружки и секции и участвовать в школьных и поселковых конкурсах. А итогом работы над созданием портфолио в 5 классе стали призовые места в школьном конкурсе «Ученик года».
Конечно не каждый ребёнок в нашем классе может похвастаться своим портфолио, но есть такие дети, которые могут гордиться за свои, пусть ещё небольшие, но уже достижения: участие в школьных, поселковых, районных, областных и даже Всероссийских конкурсах. Здесь важен дух соревнования. Портфолио не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желаю учиться, трудиться.
В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель. Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, и в этом они не ошибаются. Некоторых в этом убеждаем мы, учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей, объясняя, что девизом их работы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Сегодня такая работа является актуальной: в сборнике приказов и документов Министерства образования и науки «Вестнике Образования России» №19 октябрь 2014г. рассмотрено место Портфолио ученика при приёме в ВУЗЫ.
Минобрнауки России разработало и утвердило изменения в порядок приёма по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 2015-2016 учебный год.
Уже в следующем учебном году при приёме в ВУЗ будет учитываться портфолио ученика, позволяющее оценивать широкий список его индивидуальных достижений. Порядок учёта дает возможность начислять дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении на программы бакалавриата и специалитета (до 10 баллов). В связи с этим появилась необходимость внесения изменений в уже имеющееся Положение о портфолио, включив в него представленные Минобрнаукой требования.
Окончив пятый класс у нас на классном собрании прошла презентация «Моё портфолио» и ребята решили, что должно появиться портфолио класса, где будут представлены достижения всех учеников класса.
Портфолио класса – это наша визитная карточка.
Основной целью создания портфолио класса является отслеживания успехов классного коллектива в образовательной и внеклассной деятельности, а также донесение информации об этом до родителей и руководства школы, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса, воспитание чувства коллективизма, сплоченности.
Главной задачей портфолио класса является не только осуществление контроля над успехами учеников, но и налаживание партнерских отношений между учителями, учащимися, их родителями и администрацией школы.
Портфолио позволяет собрать информацию об образовательных успехах школьников, привить им навыки образовательной активности, помочь им определится с целями и планами на будущее.
Создание портфолио класса помогает при составлении характеристики отдельных учеников или класса в целом, оценить качество работы классного руководителя, а также собрать материалы для проведения различных внеклассных мероприятий. Также оно позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика, что, несомненно, влияет на повышение уровня учебной мотивации.
Создание портфолио класса также помогает в изучении микроклимата в классном коллективе, и дает возможность отследить успехи учеников и мотивировать их к познавательной и творческой деятельности.
Портфолио нашего класса состоит из нескольких разделов:
- Давайте знакомиться!
- На вкус и цвет … или о наших увлечениях
- Наше творчество
- Наши праздники
- Наши успехи и достижения.
В конце учебного года (на последнем классном и родительском собраниях) мы проводим представление нашего портфолио. Это в своем роде отчет о проделанной работе класса за весь учебный год. Во время просмотра ребята и их родители ждут появление информации о себе (фотографии, грамоты).
Равнодушных нет, каждый старается внести свой вклад в пополнение классного портфолио: фотографиями, грамотами, рисунками, поделками, пишут стихотворения, письма солдату, стараются подготовить номер к школьному или поселковому празднику. Работа над портфолио действительно сплачивает коллектив, позволяет развивать интеллектуальную, творческую и спортивную активность. Получив на линейке личную грамоту или грамоту класса, ученики передают их для размещения в портфолио нашего класса.
Родители принимают активное участие в создании портфолио. Они передают шаблоны и идеи для презентации, фотографии детей.
Работа над созданием портфолио класса способствует повышению самооценки каждого ученика класса и их родителей, стимулирует низкомотивируемых учащихся и их родителей к приощению работы над классным портфолио.
Эта коллективная работа имеет результат, который отражается в экране соревнований классов школы и на протяжении 2-х лет наш класс становится победителем конкурса «Класс года».
*Потому что наш класс дружный, активный, творческий, спортивный, стремящийся к интеллектуальному росту, ведущий здоровый образ жизни, умеющий принимать решения, поставить цель и стремиться к её реализации. О чём свидетельствует наше портфолио. Каждый ученик нашего класса знает, что Успех не приходит к тебе…Ты идешь к успеху
Классный руководитель 8б класса Белоножкина Светлана Борисовна
© 2015, Белоножкина Светлана Борисовна 2838