СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовой статус декларации независимости государства Израиль

Нажмите, чтобы узнать подробности

Декларация независимости состоит из трёх частей. Юридическая сила второй части, которая начинается со слов «мы провозглашаем создание Еврейского Государства в Эрец-Исраэль - Государства Израиль» и заканчивается словами «Государства, которое будет названо Израиль», является консенсусной. Это оперативная часть Декларации, где провозглашается создание государства, устанавливается его имя и определяется состав его основных органов власти. Вторая часть Декларации является первым источником права государства[8][9]. В одном из первых решений Верховного суда, заседавшего в качестве Высшего суда справедливости в деле «Зив против Губерник»[10], судья Моше Змора постановил: «Декларация выражает видение народа и его кредо, но в ней не содержится какого-либо подобия конституционного закона, т. е. чёткого руководства к действию по реализации различных законов и постановлений или их отмене»[9][11]. Первая часть Декларации, заканчивающаяся словами «на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН», представляет собой историко-идеологическое введение, которое отражает историю еврейского народа и его «естественное право. быть хозяином своей судьбы в своём суверенном государстве». Третья часть Декларации, начинающаяся со слов «Государство Израиль будет открыто для еврейской репатриации», провозглашает основополагающие принципы построения государства и его политики, включая принципы «свободы, справедливости и мира», а также его отношение к правам человека[8][9]. При толковании законов суд опирается не только на вторую, но и на первую и третью часть Декларации[9]. Правовой статус Декларации был уточнен судьёй Цви Берензоном, который в 1971 году вынёс решение по делу «Рогозинский и др. против Государства Израиль»[12]. Согласно этому решению: «Каждый закон, по возможности, должен истолковываться в свете Декларации независимости и в соответствии с её руководящими принципами». Вместе с тем судья Берензон постановил в этом деле, что если закон Кнессета содержит явное распоряжение, не имеющее различных толкований, следует действовать в соответствии с этим распоряжением, даже если оно противоречит Декларации независимости[9][11]. Прецедентные решения Верховного суда, основанные на принципах Декларации независимости Израиля, стали основой защиты прав человека ещё до того, как эти права были закреплены в основных законах. Д-р Зеэв Сегаль, автор книги «Израильская демократия», считает, что Декларация позволяет в определённых случаях толковать законы в соответствии с заложенными в ней принципами, несмотря на то, что Декларация не является ни конституцией, ни законом. В качестве примера Зеэв Сегаль приводит решение суда по делу «Коль ха-Ам»[13], в котором свобода слова была объявлена одной из высших ценностей израильского права. Далее он отмечает, что решение по делу «Коль ха-Ам» не только является важным судебным прецедентом защиты свободы слова, но оно также служит основой для целого ряда судебных решений, опирающихся на первую и третью части Декларации[8]. После принятия «Основного закона о достоинстве и свободе человека» в 1992 году и «Основного закона о свободе деятельности» в 1994 году отдельные принципы, заложенные в Декларации независимости, стали частью законодательства[14], однако не все права человека закреплены в законах и они по-прежнему опираются на прецедентные решения Верховного суда. Несмотря на то, что юридическая сила принципов и ценностей Декларации независимости нашла широкое отражение в законодательстве и судебных прецедентах, полемика о правовом статусе Декларации продолжается. В 2005-2006 годах Кнессету в очередной раз были представлены проекты конституции Израиля. Эти проекты, среди прочего, отличались тем, какую роль они отводили Декларации независимости: если в проекте Института сионистской стратегии Декларация независимости являлась неотъемлемой частью конституции, то в проекте Израильского института демократии текст Декларации приводился как введение, не имеющее обязательную силу[15].
Категория: Всем учителям
07.02.2017 00:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!