СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представления студентов колледжа о семье и ее функциях

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

О СЕМЬЕ И ЕЕ ФУНКЦИЯХ.

Обсуждая тему семьи, семейных ценностей на занятиях по обществознанию, философии, истории и в процессе воспитательной работы в колледже, нами были выделены основные вопросы для анализа отношения студентов к семье и ее функциям, на основе которых проведено анкетирование обучающихся 1 – 2 курсов общей численностью около 170 человек.

Исходя из анализа результатов исследования, можно выделить следующие положния. Cтуденты 1 курса, определяя семью, почти в половине случаев используют перечисления: мать, отец, дети, иногда включая в этот ряд еще и квартиру, машину, собаку. Только около 30% студентов в своих определениях семьи делают упор на отношения доверия, любви, взаимоподдержки, уважения. Как черту семьи - заключение брака между супругами отметили лишь 10 % анкетируемых. Отсюда уже неудивительным оказался и факт, что около 80% опрашиваемых «положительно» или «нейтрально» определили свое отношение к проживанию в гражданском браке.

Подавляющее большинство студентов считают, что основанием для создания семьи является любовь, общие ценности и интересы, желание иметь совместных детей. Одна студентка указала, что для создания семьи необходим материальный достаток, а любовь может прийти и потом.

Описывая функции жены в семье, большинство студентов употребляют слова «стирка», «готовка», «уборка». Большинство студенток отмечают, что до рождения детей женщина может работать. Функции мужа в семье почти все определяют как материальное обеспечение, зарабатывание денег. Трое из анкетируемых считают, что в современных условиях функции мужа и жены в семье становятся одинаковыми.

Большие затруднения вызвали у наших студентов вопросы о роли матери и отца в воспитании детей. Две трети студентов не смогли выразить свое мнение, ограничившись словами «большая», «важная». Многие считают, что воспитание матери особенно важно для девочек. Около 10 студентов подчеркнули, что воспитание отца необходимо именно для мальчиков. Девочек отец должен просто любить и баловать. Очень часто при описании роли отца употребляется слово «идеал», то есть отец должен быть эталоном мужчины, мужа, отца для мальчика и для девочки. Двое студентов, описывая функции родителей, употребили слово «ремень». Большинство же упоминали о недопустимости физических наказаний ни со стороны матери, ни со стороны отца.

Если проанализировать ответы студентов на вопрос, что бы они хотели изменить в своей семье, чаще всего встречаются пожелания, чтобы родители (или конкретно – мать, отец) проявляли больше внимания, спрашивали, что их беспокоит, проводить вместе с семьей больше свободного времени. Большинство их желаний ориентированы на самих себя. Только одна студентка написала, что хотела бы сделать маму более счастливой. Желание изменить положение в семье выразили около четверти анкетируемых. Четверо студентов хотят оставить все в неизменном виде, даже учитывая наличие проблем.

В завершение студентам было предложено описать, какую семью они бы хотели создать. Наиболее откровенными оказались студенты 1 курса. Но будущую семью как образ, картинку смогла описать только одна студентка. Большинство девушек представили свою будущую семью в виде плана, где выделили период предполагаемого создания брака, чаще всего в возрасте 20-25 лет, и количества детей, чаще всего – двух. Среди качеств предполагаемого супруга чаще всего называют: любящий, заботливый, внимательный, материально обеспеченный. Студенты мужского пола чаще хотят иметь рядом добрую, верную, ласковую, реже – еще и воспитанную, красивую супругу.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что представления студентов нашего колледжа об основаниях для создания семьи, функциях мужа и жены в семье остаются в большей степени традиционными. Отрадным является и факт планирования большинством студентов двоих или троих детей в своей будущей семье. Реалии современной жизни повлияли на формирование более терпимого отношения молодого поколения к представителям нетрадиционной ориентации, лояльного отношения к незарегистрированным бракам, допущение добрачных интимных отношений по обоюдному согласию. Вызывает беспокойство отсутствие у большинства студентов понимания роли матери и отца в воспитании детей, следовательно, они, понимая роль семьи в физическом воспроизводстве, плохо представляют себе ее роль в социализации подрастающего поколения. Большинство студентов, которые смогли достаточно полно сформулировать свои представления о семье и планы создания собственной семьи, живут в семьях, по их же признанию, близких к идеалу, то есть имеют положительный семейный опыт. Констатируемые студентами недостаток внимания к ним со стороны родителей, потребность в проявлениях безусловной любви и заботы, а также критическое состояние их семей, вызывающее разочарование, боль и состояние тревоги, могут сказаться на их дальнейшем общении с другими людьми или привести к асоциальному поведению. В связи с этим, видимо, необходимо продумать варианты оказания психологической помощи нашим студентам и, возможно, их родителям, так как семья – часть общества и проблемы семьи, это и общественные, общегосударственные проблемы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

О СЕМЬЕ И ЕЕ ФУНКЦИЯХ.

Как известно, семья, один из древнейших институтов человеческого общества. За свою историю этот социальный институт претерпевал значительные изменения, которые были обусловлены в первую очередь изменяющимися условиями жизни людей. В ходе исторического развития процесс изменений постоянно ускоряется. В настоящее время культурно-исторические циклы меняются уже на протяжении жизни одного поколения. В связи с этим небезынтересно проанализировать, как эти ускоряющиеся изменения отражаются на представлениях о семье, в особенности среди молодежи, которая стоит на пороге создания своих «ячеек общества».

Обсуждая тему семьи, семейных ценностей на занятиях по обществознанию, философии, истории и в процессе воспитательной работы в колледже, нами были выделены основные вопросы для анализа отношения студентов к семье и ее функциям, на основе которых проведено анкетирование обучающихся 1 – 2 курсов общей численностью около 170 человек.

Исходя из анализа результатов исследования, можно выделить следующие положния. Отвечая на вопрос «что такое семья?» студенты 1 курса часто пользуются обыденным языком, студенты 2 курса применяют различные определения из социологии. Студенты 1 курса, определяя семью, почти в половине случаев используют перечисления: мать, отец, дети, иногда включая в этот ряд еще и квартиру, машину, собаку. Только около 30% студентов в своих определениях семьи делают упор на отношения доверия, любви, взаимоподдержки, уважения. Как черту семьи - заключение брака между супругами отметили лишь 10 % анкетируемых. Отсюда уже неудивительным оказался и факт, что около 80% опрашиваемых «положительно» или «нейтрально» определили свое отношение к проживанию в гражданском браке. Правда, почти половина из них сделали оговорку, что лучше бы зарегистрироваться. Около 90% анкетируемых допускают добрачные половые связи. Трое студенток считают такие отношения до свадьбы неприемлемыми по религиозным убеждениям. Один из студентов полагает, что это допустимо для юношей. Около 10% студентов полагают это допустимым еще и в связи с существованием людей нетрадиционной ориентации, не имеющих возможности в нашей стране зарегистрировать брак.

Подавляющее большинство студентов считают, что основанием для создания семьи является любовь, общие ценности и интересы, желание иметь совместных детей. Одна студентка указала, что для создания семьи необходим материальный достаток, а любовь может прийти и потом.

Описывая функции жены в семье, большинство студентов употребляют слова «стирка», «готовка», «уборка». Большинство студенток отмечают, что до рождения детей женщина может работать. Функции мужа в семье почти все определяют как материальное обеспечение, зарабатывание денег. Трое из анкетируемых считают, что в современных условиях функции мужа и жены в семье становятся одинаковыми.

Большие затруднения вызвали у наших студентов вопросы о роли матери и отца в воспитании детей. Две трети студентов не смогли выразить свое мнение, ограничившись словами «большая», «важная». Оставшиеся, при характеристике ролей, от мамы в большинстве ответов ждут просто любви, заботы, внимания к детям, помощи в выполнении уроков, привития морально-нравственных качеств. Многие считают, что воспитание матери особенно важно для девочек. Около 10 студентов подчеркнули, что воспитание отца необходимо именно для мальчиков. Девочек отец должен просто любить и баловать. В функции отца трое студентов отнесли заботу о хорошем образовании, совместный отдых и развитие детей. Очень часто при описании роли отца употребляется слово «идеал», то есть отец должен быть эталоном мужчины, мужа, отца для мальчика и для девочки. Двое студентов, описывая функции родителей, употребили слово «ремень». Большинство же упоминали о недопустимости физических наказаний ни со стороны матери, ни со стороны отца.

С сожалением приходится констатировать, что более 70% студентов не считают свою семью близкой к идеалу. Трое указали, что их семья находится в критическом состоянии, то есть на грани распада. Более половины опрошенных студентов живут в неполных семьях.

Если проанализировать ответы студентов на вопрос, что бы они хотели изменить в своей семье, чаще всего встречаются пожелания, чтобы родители (или конкретно – мать, отец) проявляли больше внимания, спрашивали, что их беспокоит, проводить вместе с семьей больше свободного времени. Большинство их желаний ориентированы на самих себя. Только одна студентка написала, что хотела бы сделать маму более счастливой. Желание изменить положение в семье выразили около четверти анкетируемых. Четверо студентов хотят оставить все в неизменном виде, даже учитывая наличие проблем.

В завершение студентам было предложено описать, какую семью они бы хотели создать. Наиболее откровенными оказались студенты 1 курса. Но будущую семью как образ, картинку смогла описать только одна студентка. Большинство девушек представили свою будущую семью в виде плана, где выделили период предполагаемого создания брака, чаще всего в возрасте 20-25 лет, и количества детей, чаще всего – двух. Пять студенток планируют иметь 2-3 детей. Две студентки хотят родить близнецов. Среди качеств предполагаемого супруга чаще всего называют: любящий, заботливый, внимательный, материально обеспеченный. Студенты мужского пола чаще хотят иметь рядом добрую, верную, ласковую, реже – еще и воспитанную, красивую супругу. Две студентки написали, что вообще не планируют иметь семью. Одна из них аргументировала свою позицию в настоящее время разочарованием в этом социальном институте из-за ситуации в ее родной семье, находящейся на грани развода. Более половины студентов 2 курса, принявших участие в анкетировании, заявили, что никаких планов по поводу создания семьи сейчас не имеют, так как предполагают заняться этим после получения высшего образования и приобретения стабильного дохода и соответствующего материального положения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что представления студентов нашего колледжа об основаниях для создания семьи, функциях мужа и жены в семье остаются в большей степени традиционными. Семья, семейные отношения продолжают восприниматься как вечные ценности, с помощью которых человек может преодолеть возникающие трудности. Отрадным является и факт планирования большинством студентов двоих или троих детей в своей будущей семье. Реалии современной жизни повлияли на формирование более терпимого отношения молодого поколения к представителям нетрадиционной ориентации, лояльного отношения к незарегистрированным бракам, допущение добрачных интимных отношений по обоюдному согласию. Вызывает беспокойство отсутствие у большинства студентов понимания роли матери и отца в воспитании детей, следовательно, они, понимая роль семьи в физическом воспроизводстве, плохо представляют себе ее роль в социализации подрастающего поколения. Большинство студентов, которые смогли достаточно полно сформулировать свои представления о семье и планы создания собственной семьи, живут в семьях, по их же признанию, близких к идеалу, то есть имеют положительный семейный опыт. Констатируемые студентами недостаток внимания к ним со стороны родителей, потребность в проявлениях безусловной любви и заботы, а также критическое состояние их семей, вызывающее разочарование, боль и состояние тревоги, могут сказаться на их дальнейшем общении с другими людьми или привести к асоциальному поведению. В связи с этим, видимо, необходимо продумать варианты оказания психологической помощи нашим студентам и, возможно, их родителям, так как семья – часть общества и проблемы семьи, это и общественные, общегосударственные проблемы.

23.11.2015 17:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!