СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы достижения метапредметных результатов при работе с одаренных и высокомотивиранными обучающимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Приемы достижения метапредметных результатов в работе высокомотивированными и одаренными учащимися»

из опыта работы учителя химии МАОУ «Гимназия №1» города Балаково Саратовской области

Каршиной Татьяны Евгеньевны,

Они на всё смотрят как-то оригинально, во всём видят именно то, что без них никто не видит, а после них все видят и все удивляются, что прежде этого не видели. В.Г.Белинский

Многолетний опыт моей работы показывает, что на уроках часто предоставляется возможность менее сильному ученику достигнуть более высокого уровня и недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Разнообразие творческого проявления таких учащихся требует развития их креативности через пространство творческой свободы, внимательного, доверительного отношения, а также возможности создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда. Метапредметные технологии позволяют мне достигать более высокого качества обучения химии. С большим пониманием осознаю необходимость в учебном процессе выполнять мною роль координатора идей, который мотивирует учащихся к интеллектуальному развитию. На слайде отражены Участие во Всероссийском проекте «Школа Росатома» позволило предложить собственную программу «Формирование исследовательской компетенции обучающихся через метапредметный подход в обучении химии». Цель программы: распространение опыта работы по построению проектно-исследовательской деятельности, разработки дидактических структур, которые способствуют формированию у школьников исследовательских компетенций и росту уровня творческого мышления. Учебный план программы имеет следующие модули:

№ Тема Количество часов лекция семинар проба он-лайн- занятие 1 Модуль 1.Теоретико-методологические аспекты метапредметного подхода в образовательном процессе. (6 часов) 1 1 2 1 1 2 Модуль 2. Формирование исследовательской компетенции средствами исследовательских технологий. (7 часов) 4 2 1 3 Модуль 3. Создание проектно-исследовательского образовательного пространства. (4часа) 2 1 1 4 Модуль 4. Разработка и презентация разработанных стажерами проектов по формированию у учащихся исследовательских компетенций. (5часов)

2 2 1

Отрадно было стать финалистом конкурса учителей химии, внедряющих эффективные образовательные технологии реализации требований ФГОС основного и среднего общего образования. Получить очередное денежное вознаграждение. Мыследеятельностный подход при интегрированном типе изучения химии позволяет мне накапливать опыт по данной проблеме. Опираясь на метапредметные категории «модель и способ», «знание и информация», «изменение и развитие», «простое и сложное», «определение и понятие», разрабатываю метапредметные уроки и учебные занятия. Методическое построение тем «Сокрытое знание. Загадки воды», «Тайны простых вещей. Мыльное чудо», «Законы Тепла и Света. Свеча», «Палитра сада и огорода», «Гетероциклы-растительные пигменты», «Альтернатива материнскому молоку», «Мыльный пузырь и нанотехнологии», «Цвет и вещество», «Противоречивые витамины», «Многогранный алюминий», «Окисление органических веществ» позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания, а также формировать у обучающихся целостное представление видения мира и понимания места и роли человека в нём. Проблемность - обязательная составляющая этих метауроков, и внеурочных занятий по химии. Проблемность в старшей школе аккумулирую на занятиях в виде парадоксов. Развитие одаренности и высокомотивированности учащихся гимназии по химии проводится не только на уроках продвинутого уровня и элективных курсах, но и на занятиях летней профильной школы, а также в рамках деятельности НОУ «Эврика». Сотрудничество с младшими школьниками осуществляется при проведении «Эвристического часа», совмещенного с занятиями МДО. Участие в научных чтениях, научно-практических конференциях, молодежных форумах, предметной олимпиаде различных уровней создает возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся. Основным связующим звеном которых, является мотивация учащихся. В работе с гимназистами, которые активно участвуют во внеурочной деятельности по химии, использую диагностические приемы. Анализ и обработку провожу совместно с психологом гимназии. Например, методика «Оценка общей одаренности» позволяет мне видеть примерную картину сформированносттаких качеств учащегося как: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, целеустремдённость, перфекционизм. Методика «Интеллектуальный портрет» дает представление об умственных способностях, определяет основные мыслительные операции и характеристики мышления ученика. Анализ качественной и количественной оценки степени сформированности исследовательской компетентности опирается на следующие критерии: способ получения знаний, характер мотивации, степень проявления самостоятельности в деятельности. Что приводит к определению уровней А,Б,В сформированности исследовательской компетентности. Обработка «Результативной ведомости» исследовательской работы «Радужное чудо», в которой принимали учащиеся 9-11 классов, показывает наличие Б и В уровней. Для учащихся с уровнем Б возникает необходимость коррекции моей работы с ними. Я ставлю задачу в направлении формирования у этих гимназистов таких качеств, как стремление выражать свою собственную истину, способность находить проблемы, проявление самостоятельности. Но добьюсь положительных моментов только при условии формирования у них внутренней мотивации. В период подготовки и проведения мероприятий практикую использование теста-опросника А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова. С помощью теста диагностирую мотивы стремления к успеху и мотивы избегания неудачи у гимназистов. Отрадно отметить, что из числа гимназистов участвующих в опросе, преобладает мотив стремления к успеху (в 77% случаев), в то же время для 23% испытуемых ведущим оказывается мотив избегания неудачи. Думаю, что одним из средств, обеспечивших развитие и преобладание мотива к успеху, является использование в моей практике проблемного, эвристического, исследовательского методов обучения. При работе с учащимися химико-биологических классов «Тест структуры интеллекта» Р.Амтхауэ, позволяет увидеть картину взаимодействия врождённых познавательных способностей и той среды, которая активизировала эти способности. Не менее доказательны мои наблюдения и наработки, которые показывают, что так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. Думаю, что по-настоящему одаренные гимназисты редко обладают школьной одаренностью. Количество гимназистов (высокомотивированных и одаренных) успевающих по химии на ≥4,5 баллов составляет 39%, 4-4,5 баллов -32% и ˂ 4баллов -29%. Отсюда анализ связи мотивации с успеваемостью соответствует показателям: 38%, 32%, 30%. Если рассматривать связь одаренности и результатов интеллектуальных состязаний по предмету побеждают 26,5% и не побеждает 73,5% данной категории обучающихся. Использование мною диагностики при обучении химии, не ставит задачи подведения учащегося не к некому заданному уровню, а вывести личность каждого гимназиста в режим развития и самосовершенствования. Совместная деятельность ученик-учитель в проектно-исследовательской деятельности продвинутых гимназистов по темам, например, «УНТ в лечении головного мозга», «Использование эндопротезов в маммопластике», «Какого цвета хлорофилл?», «Амигдалин- вещество косточковых», «Рождение антоциановой акварели и яичной темперы», «Душистый ванилин или ваниль душистая?», «Металлы саратовского тыла», «Любовь-это химия», «Эксперименты с кофесодержащими напитками», «Медовые истории», (для младших школьников) «Чудеса «Кока-колы», «Мыльный пузырь и мороз», «Свеча глазами юного химика», «Подземные дворцы» направлены на развитие у гимназистов навыков самостоятельного овладения знаниями, навыков аналитического и критического мышления, проведение и анализа проблемного эксперимента, создание алгоритмов познавательной деятельности, творческое восприятие современных наук. Использование целенаправленных приёмов в работе с наиболее продвинутыми учениками позволяет решить судьбоносные моменты самих учеников. На протяжении ряда лет отмечается высокий уровень сдачи ЕГЭ по химии. Ребята занимают призовые места на муниципальном, региональном и международном уровнях, участвуя в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях и олимпиадах. Протестировав себя лично по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми (по Богоявленской Д.Б., Брушлинскому А.В.), получила результат: у вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Необходима корректировка правильного выбора объекта направленности творческого интереса учащихся. Диагностика и аналитика полезны во всем.Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя. Потому стремлюсь соответствовать таковому статусу, совершенствуя опыт по проблеме развития оценочной самостоятельности наиболее способных гимназистов. Считаю, что оценочная самостоятельность характеризуется сформированностью универсальных умений аналитического и оценочного характера, которые проявляются в самооценке учебного прогресса и познавательной мотивации. Развитие оценочной самостоятельности - это решение задач модернизации школьного образования. В настоящее время в моей педагогической практике приобретение опыта по проблеме развития оценочной самостоятельности наиболее способных гимназистов является определяющей, так как характеризует уровень сформированности универсальных умений аналитического и оценочного характера, которые проявляются в самооценке учебного прогресса и познавательной мотивации. Считаю, что реализация стандартов второго поколения обеспечивает адаптацию высокомотивированных, одаренных гимназистов к социуму в настоящем времени и в будущем.

Категория: Химия
14.05.2018 14:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!