СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих РТ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№49 «Чулпан»

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Приобщение к истокам

национальной культуры народов,

населяющих РТ

Воспитатель: Шагидуллина Л.Ш.

2015 г.

Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Национально-региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре; воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.

Приобщение детей к национальной культуре – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе в силу коренных изменений, происходящих в нашем обществе. Большое значение в национальном воспитании детей придается приобщению ребенка к искусству, насыщению предметной среды предметами национальной культуры, звучанию национальной музыки.

Огромный потенциал национальной культуры воспитания детей сосредоточен в народной культуре, языке, так называемом национально-региональном компоненте образования. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями татарского народа мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к татарской культуре.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский, проведя сопоставительный анализ, европейских и северо - американской систем образования, пришел к выводу, что, несмотря на сходство преподаваемых предметов и исползуемых методик, педагогические системы обладают четкой национальной спецификой, которая отражает “душу народа”, его менталитет. Любовь к Отечеству, к культуре и обычаям своего народа не разъединяет, а наоборот, объединяет людей.

Понятно, что всю народную педагогику невозможно “втиснуть” в деятельность детского сада, ибо многое в ней определено стандартом программы воспитательной работы. Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал ее сущность, и, при включении в учебно-воспитательную систему, способствовал бы повышению эффективности работы детского учреждения, давая новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка. Хамитов выделяет такие средства народной педагогики:

1. Родной язык. Человек, который стремится красиво говорить, в значительной степени умеет и красиво думать.

2. Народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д. В них народ выражает свои представления о совершенном человеке, исполняя их совершенствуется развитие народа.

3. Народные танцы. Они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики.

4. Устное народное творчество. Оно помогает детям познавать нравственные идеи, развивать нравственные, эстетические чувства.

6. Этика, эстетика быта народа.

В процессе приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре необходимо учитывать педагогические условия, способствующие успешной реализации задач национального воспитания.

Я считаю, что одним из условий является среда развития и воспитания ребенка.

Педагогическая грамотность, осведомленность педагогов в данном вопросе, а также доступность получаемых знаний, умений и навыков детьми дошкольного возраста являются важными условиями приобщения детей к национальной культуре.

Среда, формирующая ребенка, есть, прежде всего, среда социальная, представляющая конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается личность. Задача педагога заключается в переводе социальной среды в среду педагогическую.

В дошкольном учреждении создание оптимальной среды обеспечивает психологический комфорт личности ребенка, направляет его творческую активность. В среде происходит взаимодействие, сотворчество и сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса, развитие социокультурного опыта ребенка.

Вопрос о создании социально-педагогической развивающей среды в дошкольных учреждениях находит отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Развивающая среда создает благоприятные условия для приобщения детей к национальной культуре, для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, постигает социальные отношения между людьми. Иными словами, среда развития ребенка обеспечивает разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования.

В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к развивающей среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке, о истории и национальной культуре. Исходя из этого, я считаю, что в детском саду необходимо иметь следующее:

1. Подборки книг и открыток, комплекты репродукции, игры и игрушки, знакомящие с особенностями национальной культуры, трудом, бытом народа, с техническими достижениями человечества.

2. Уголок краеведения («изба», комната быта, музей и др.).

3. Образцы предметов народного быта.

4. Образцы национальных костюмов (куклы в национальных одеждах и др.).

5. Произведения художественной литературы (народные и авторские сказки).

В государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены следующие требования к развивающей среде дошкольного учреждения, в том числе для осуществления задач приобщения к национальной культуре:

- Специальные образовательные помещения для изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности;

- Эстетическое оформление помещений;

- Разнообразное оснащение художественных видов деятельности, в том числе материалы и оборудование для свободной изобразительной деятельности; для разыгрывания различных сценок и спектаклей; атрибуты для различных детских игр; музыкальные инструменты и т.д.

Как дополнение выступает специально организованное пространство - комната национального быта для приобщения к национальной культуре. Среда, дающая представления о той или иной национальной культуре, содержит в той или иной мере такие компоненты, как предметы, вещи, произведения искусства, символы, знаки, отражающие ее суть и другое, то есть все перечисленное может быть представлено как предметное содержание среды.

Обычаи, традиции, праздники, обряды, игры, танцы также характеризуют национальную культуру, они могут быть усвоены в различных видах художественной деятельности, протекающих в специально созданной среде. И, наконец, социальные отношения, определенные взаимосвязи, общение, без которых не может состояться приобщение детей к национальной культуре. Личность ребенка формируется не только под воздействием специально созданных условий (в частности в дошкольных учреждениях), но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но и также среда этническая. Корни национальной специфики, формирующей целостный образ мира ребенка, национальное самосознание кроются в естественных условиях его окружения и проживания. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной этнопедагогической среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется нам стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, с воспитателями, с другими детьми, т.к. процесс приобщения детей к национальной культуре происходит эффективнее, когда он обоюдный. При этом происходит взаимное обогащение, создается эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для приобщения к национальной культуре и всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в процессе приобщения детей к национальной культуре. Здесь ребенок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, знакомятся с особенностями национальной культуры, фольклором, традициями, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективным будет этот процесс, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без участия родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения невозможно.

Таким образом, можно заключить, что среда, в которой находится ребенок, имеет важное значение для приобщения ребенка к национальной культуре. Развивающая среда создает благоприятные условия для ознакомления детей с особенностями татарской национальной культуры.

Наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты национального воспитания – это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Рассмотрим их более подробно.

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. В процессе исполнения произведений народной словесности и музыкального фольклора на различных занятиях и в досуговой деятельности происходит восстановление эмоционально-этической преемственности между взрослыми и детьми.

В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей того или иного акта творчества, а все присутствующие являются его участниками и создателями. Этот процесс является весьма существенным, поскольку снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается, и сам процесс его участия в песне, танце, игре наделяется смыслом.

В фольклоре есть танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже самым маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку такие танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они пробуждают в ребенке положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, хороводе, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального микроклимата в детской группе.

Уже в глубокой древности народные музыкальные инструменты играли немаловажную роль. Они развивали у детей (сначала на уровне первичной рефлекторной реакции) координацию движений, чувства ритма, а в дальнейшем – интерес к музыкальной деятельности. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для татарской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное музыкальное мышление.

Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представителен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, чистоговорки, пословицы и поговорки, загадки).

Большие потенциальные возможности заключаются и в народной музыке. Народная песня – живой подлинный свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песни отражают душевный строй и мир эмоций, горе, радость, печаль, веселье, раздумье, юмор. Песня раскрывает душу народа, рассказывает о его чаяниях, думах и мыслях. Народные песни можно классифицировать по-разному:

- по возрастному признаку (для кого предназначены): колыбельные, детские, молодежные и т.д.

- по содержанию: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.

- по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни и т.д.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась в старину и к возрасту ребенка, условиям жизни, семьи и общины. Поэтому и ныне в детском саду и семье возможно самое разное использование песни – от ее разучивания и использования до анализа содержания музыки и настроения.

Детская народная песня, начиная с колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и в принципе не требует – как всякое истинно народное музыкально-поэтическое искусство – музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя, музыкального руководителя, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песня танцевальными движениями. Кроме того, народную песню ребенок может использовать сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.

Всякая народная песня, позволяет ее исполнителю вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит основная особенность народной песни. Второй особенностью являются анонимность и коллективность автора, ибо каждый исполнитель вносил и может внести в нее что-то свое.

Музыкальные деятели, ученые (Б.Асафьев, Р.Исхакова-Вамба, Д.Кабалевский, Г.Остроух, Д.Шарафутдинов мн.др.) утверждают, что язык песен интернационален. Музыка – более универсальное средство общения народов, отражает единство людей земли, помогает сблизить народы.

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба», «Скачки на конях»). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей. Немаловажное значение имеют игры с пением. Они легко входят в детский быт и предоставляют простор для коллективного творчества. Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей к самым различным видам творческой деятельности. Например, можно обучить детей сознательному подбору и отбору движений, наиболее подходящих к данной песне.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Народные игрушки, по словам И.И. Алпощкого, синкретическое явление, в котором соединилось материальное и духовное, труд и ремесло, искусство и игра. Первые исследования, направленные на изучение народной игрушки, проведены такими исследователями, как А.В.Бакушинский, Н.Д.Бартрам, Л.Г.Оршанский, Е.А.Покровский, А.П.Усова, Е.А.Флерина.

Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания. Как считает Е.А.Покровский, игрушка сама по себе представляет и цель, и действие, и наслаждение. Среди детских игрушек разных народов республики Татарстан, преобладают подражательные: соха, барона, мельница, тележка, корзины, ушаты, кошелки, колыбельки. Кукла была основной игрушкой. Во многих народных куклах (деревянных, глиняных, тряпичных, соломенных) ничего не было национального, зато в раскраске кукол, одежды до сих пор сохраняются следы национальных традиций.

Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник, по определению большой советской энциклопедии, - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям».

Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. По утверждению фольклориста И.М.Снигерева, народные праздники – это сильнейший и обильнейший источники к познанию народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье,предания и сказания и с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы.

Все жанры, формы и элементы фольклора совокупно используются при проведении досугов и праздников на традиционной основе.

I форма – затейничество, в ее основе лежит игровая идея, затея, соответствующая содержанию праздника, развивающаяся в определенном сюжете. Это такие развлечения как, «Аулак ?й», «Капка т?бенд?», «Каз ?м?се», «?биемне? к??ел сандыгы», «Бэби ашы» и т.д.

II форма – наиболее популярная в настоящее время – концерт самодеятельности, демонстрирующий индивидуальные творческие возможности юных артистов.

III форма – театрализованное представление, в основе которого игра драматизация по мотивам народной сказки. Игра драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выученного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ». Например, сказки «Шалкан», «Т?г?р?к к?м?ч», «Б?ре бел?н т?лке» и т.д.

IV форма – организация праздничных утренников строится на основе народных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям их проведения. Например, праздник урожая «С?мбел?», зимы «Нардуган», встреча весны «Н??р?з», встреча перелетных птиц «Карга боткасы», «Сабантуй» и т.д.

В практике можно широко использовать выше перечисленные татарские народные праздники. Подготовка к празднику включает разучивание соответствующих стихотворений, пословиц-поговорок, частушек, песен, игр, загадок, хороводов, драматизацию сказок, игру на музыкальных инструментах. Воспитанники принимают активное участие в украшении помещения накануне праздника, готовят свои рисунки, поделки и т.д. При этом важно создать радостную атмосферу. Дети празднично одеты (используются татарские народные костюмы), находятся в хорошем настроении. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные и содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника. Каждый праздник можно превратить в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и взрослые. Такое проведение праздников оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Целью проведения таких праздников является приобщение детей к татарской национальной культуре, к традициям и обычаям татарского народа.

08.01.2016 19:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!