СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технология проблемного обучения включает понятие проблемной ситуации, в которой учащиеся, применяя практические или теоретические познания, сталкиваются с ситуацией выбора, хотят решить поставленные задачи, но из-за недостатка данных, вынуждены сами их искать, развивая таким образом активную познавательную деятельность. |
Приемы создания проблемной ситуации можно разделить на два способа:
При этом в первом случае результатом деятельности окажется то, что дети могут сами «открыть» понятия и закономерности процесса (чаще применяется на уроках истории, биологии, географии). Во втором варианте самостоятельно формулируют правила и алгоритмы (русский язык, математика, иностранные языки). Идея урока с проблемной ситуацией На каких этапах урока возможно создание проблемных ситуаций? Оказывается, на любых: сообщение темы, объяснение нового материала, контроль и закрепление.
Пример: История. Реформы Ивана Грозного. Этап опричнины. Учитель приводит противоречивые факты из истории правления Ивана Грозного. Учащиеся делают ошибочный вывод (на основе фактов) о ненависти царя к дворянству и боярству. Учитель углубляет создавшуюся проблемную ситуацию. Задает вопрос: «В интересах какого класса проводил свою политику опричнины Иван IV? Если в интересах бояр и дворян, почему он буквально вырезал целые боярские роды?». Предполагаемый ответ: «Иван Грозный стремился к усилению центральной власти и ослаблению местничества». Подготовка к уроку
Анализ урока При анализе урока, построенном на создании проблемной ситуации, необходимо отталкиваться от того, что на таком уроке педагог ставит основной своей целью не результат, а наблюдение за тем, как проходит процесс мышления, каким путем дети идут к ключевым смыслам. Задавая проблему, педагог не должен становиться манипулятором, но и не должен устраняться. Его роль — управляющий процессом. Как это лучше сделать? Находиться рядом с группой, внимательно слушая детей, в Опасности, ошибки, рекомендации
Пример логического задания, принимаемого за проблемную ситуацию: урок истории, учитель задает ситуацию: «Раннее новое время, XVI-XVIII век. С началом эпохи великих географических открытий в Европе произошел резкий скачок цен на продукты и товары. Казалось бы, корабли везли пряности, товары и золото, а цены росли. Почему?» Здесь нет необходимого противоречия фактов, необходимого для создания проблемной ситуации. Есть только задание логического характера, на которое будет получен примерный ответ: «Ограбление колоний дало приток в Европу большого количества золота. Происходит рост цен на продукты и товары»
Таким образом, учитель может создать проблемную ситуацию на любом этапе урока. Проблемные ситуации стимулируют учеников выдвигать гипотезы, обсуждать мнения. Чтобы побудить детей добывать знания, учителю необходимо мастерски овладеть приемом создания проблемных ситуаций. |
© 2016, Денисова Галина Анатольевна 537