СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект
«История происхождения русского языка»
Выполнили:
ученики 4 класса
Руководитель:
Учитель-логопед
Санкт-Петербург
2022
Паспорт проекта:
Тема: История происхождения русского языка
Авторы: Собенина А., Бурцева Е., ОшаринаСофья
Возраст: 11-12
Руководитель: Фролова В.К. учитель-логопед.
Тип проекта по содержанию: Практически - исследовательский
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный
Ресурсы: человеческие, технические
Продукт: презентация, рисунок «Древо русского языка»
Актуальность:
Русский язык является государственным языком, принятым на территории Российской Федерации и самым многочисленным по географическому распространению и числу носителей по всей Европе.
Русский язык - один из группы восточнославянских языков, наряду с украинским и белорусским. Это самый распространенный славянский язык, один из самых распространенных языков в мире по количеству людей, которые говорят на нем и считают его своим родным языком. В свою очередь, славянские языки относятся к балто-славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Чтобы понять, откуда появился русский язык, нужно совершить путешествие в глубокую древность.
Чтобы освоить возможности, тех инструментов, что есть в нашем языке, мы должны знать себе его историю. Вот история языка и становятся актуальной для нас, пользователей русского языка.
Цель: Пробуждение мотивации учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
1. Образовательные:
- научить применять знания на практике;
- оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной жизненной ситуации;
-закрепить умения и навыки работы с информацией;
2. Воспитательные:
- вовлечь в активную познавательную деятельность;
- формировать культуру взаимоотношений между сверстниками;
- совершенствовать навыки общения;
- воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа;
3. Развивающие:
- совершенствовать умения работы с источниками знаний (учебником, энциклопедиями, дополнительной литературой, Интернет - ресурсами);
- совершенствовать навыки анализа, умение выступать и защищать свою точку зрения;
- развивать творческие способности и познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах на этапе рефлексии;
Реализация проекта:
Январь: выбор темы проекта
Февраль: сбор информации
Март: подготовка презентации
Глава 1. Русский язык и его корни
1.1. История возникновения русского языка
Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского. Русский - один из официальных и рабочих языков ООН. Число говорящих на русском языке около 180 млн. чел. Относится к восточной группе славянских языков. Среди славянских языков русский - самый распространенный.
Славянский язык происходит изиндоевропейской языковой семьи. В эту семью также входят индийская (или индоарийская), иранская греческая, италийская, романская, кельтская, германская, балтийская группы языков,армянский, албанский и другие языки. Из всех индоевропейских языков славянским наиболее близки балтийские языки: литовский, латышский и мертвый прусский язык, окончательно исчезнувший к первым десятилетиям XVIII века. Распад индоевропейского языкового единства относят обычно к концу III — началу II тысячелетия до нашей эры. Видимо, тогда же проходили процессы, приведшие к возникновению праславянского языка, к его выделению из индоевропейского.
Праславянский язык — это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Однако его можно восстановить путем сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками. Иногда для обозначения праславянского используется менее удачный термин общеславянский: как представляется, общеславянскими лучше называть языковые особенности или процессы, свойственные всем славянским языкам даже после распада праславянского.
Общий источник — праславянский язык — роднит все славянские языки, наделяя их множеством сходных признаков, значений, звучаний. Сознание славянского языкового и этнического единства нашло отражение уже в древнем самоназвании всех славян — словене(*s1оvěnе).
По мнению академика О. Н. Трубачева, это этимологически что-то вроде «ясно говорящие, понятные друг другу». Это сознание сохранялось и в эпоху образования древних славянских государств и народов. В «Повести временных лет», древнерусском летописном своде начала XII в., говорится: «А словеньскый язык и рускый одно есть…». Слово язык употреблено здесь не только в древнем значении «народ», но и в значении «речь
Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку — белорусский и украинский. Втроём эти языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи.
1.2. Территория происхождения
Прародина славян, то есть территория, где они сложились как особый народ со своим языком и где жили вплоть до своего разделения и переселения на новые земли, точно не определена до сих пор — из-за отсутствия надежных данных.
И все же с относительной уверенностью можно утверждать, что находилась она на востоке Центральной Европы, к северу от предгорий Карпат. Многие учёные считают, что северная граница прародины славян проходила по реке Припять (правый приток Днепра), западная граница — по среднему течению реки Вислы, а на востоке славяне заселяли украинское Полесье до самого Днепра.
Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную (от распада праславянского языка до конца X в.) и письменную. Каким был этот язык до возникновения письменности, можно узнать лишь путём сравнительно-исторического изучения славянских и индоевропейских языков, т. к. никакой древнерусской письменности в то время не существовало.
1.3. Бытовая письменность в древней Руси
Из источников по бытовой письменности XI-XV веков наибольший интерес представляют берестяные грамоты и памятники эпиграфики (эпиграфика — историческая дисциплина, изучающая надписи на твердом материале). Культурно-историческое значение этих источников чрезвычайно велико. Памятники бытовой письменности позволили покончить с мифом о чуть ли не поголовной безграмотности в Древней Руси.
Впервые берестяные грамоты были обнаружены 1951 году во время археологических раскопок в Новгороде. Затем они были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве, чем в Новгороде) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Твери, Торжке, Москве, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком (под Львовом). В настоящее время собрание текстов на бересте насчитывает свыше тысячи документов, и их число постоянно растет с каждой новой археологической экспедицией.
Берестяные грамоты дают богатый материал для изучения некнижных, бытовых графических систем. В Древней Руси элементарный курс грамотности ограничивался одним обучением читать. Но закончив его, ученики, хотя и непрофессионально, могли писать, перенося навыки чтения на письмо. Искусству писать и правилам правописания учили специально, главным образом будущих книгописцев. В отличие от книжных текстов, созданных писцами-профессионалами, берестяные грамоты созданы людьми, в своем большинстве специально не учившимися писать. Не проходя через фильтр книжных орфографических правил, берестяные грамоты отразили многие местные особенности живой речи XI-XV веков.
1.4. Взаимодействие русского языка с внешним миром
Уникальность русского языка состоит в том, что, будучи по своей природе глубоко национальным явлением, он оказал поистине судьбоносное влияние на мировую культуру.
В то же время он сделался проводником культур и народов, развивающихся в стороне от магистральных направлений мировой жизни. Значительная часть этой его заслуги приходится на XX век.
Литература многих народов, входивших в состав СССР, стала известна миру, будучи переведённой на русский язык, и в этом состоит ещё один исторический подвиг русского языка.
К русскоговорящим странам помимо России относятся Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Молдавия и другие.
В Белоруссии большинство населения говорит в быту и вообще в повседневном общении по-русски, и в городах у молодежи и многих людей среднего возраста в русской речи практически отсутствует даже характерный в прошлом белорусский акцент.
Языковая ситуация в Казахстане более сложна. В девяностые годы доля русских в населении Казахстана заметно сократилась, и казахи впервые с тридцатых годов прошлого века стали национальным большинством. По Конституции единственным государственным языком в Казахстане является казахский. Однако с середины девяностых существует закон, приравнивающий русский язык во всех официальных сферах к государственному.
Даже молодежь, родившаяся в Латвии и Эстонии уже в период независимости, владеет русским языком в достаточной мере, чтобы можно было понять друг друга.
1.5. Памятники русскому языку
В мае 2007 года в Белгороде в рамках Дней российской литературы в Центральном Федеральном округе был торжественно открыт памятник «Русское слово».
«Этот памятник единственный в России. В его композиции отражена святость русского языка, его исторические корни, тесная связь языка с православием», - сказал губернатор Белгородской области Евгений Савченко, выступая на церемонии открытия памятника.
Памятник работы белгородского скульптора Анатолия Шишкова выполнен в виде четырехметровой бронзовой библии, на раскрытой странице которой выделяются буквы русского алфавита. Над книгой - голубь, несущий золотое перо - символ благой вести. Венчают памятник слова из Евангелия – «В начале было слово.». Памятник отражает дух величия и нерушимости русского языка и его связь с православными ценностями.
Памятник букве О находится в Вологде, в одном из городских скверов на Соборной горке. Он является символом специфического вологодского говора и призван увековечить самую любимую в регионе букву алфавита. Памятник представляет собой прописную букву О высотой около 2,5 м, стоящую на металлическом постаменте и украшенную витиеватым орнаментом. Буква О тесно связана с Вологдой: почти во всех названиях брендов города встречается эта буква. Инициаторами памятника выступили студенты Вологодского института бизнеса.
Буква Ё, введенная в обращение Н. М. Карамзиным в XVIII веке, как известно, постепенно исчезает из печати. В Ульяновске, на родине Карамзина, с таким положением дел не стали мириться. 4 сентября 2005 года перед новым зданием Ульяновской областной научной библиотеки состоялось торжественное открытие памятника букве «Ё». Это знаменательное событие пришлось на день 160-летия со дня открытия и освещения памятника Н. М. Карамзину.
Памятник увековечил букву именно такой, какой она увидела свет впервые в слове «слёзы» на 166-й странице альманаха «Аониды». Увеличенная буква воспроизводит даже все неровности того первого типографского оттиска 1797 года.
Заключение
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:
Русский язык – воистину могучий язык, он отражает историю русского общества, изучая язык, мы узнаем прошлое нашей страны.
Если углубиться в изучение языка, то можно узнать интересные факты из истории развития русского языка, узнать о происхождении слов и выражений, понять связь всех родственных языков.
Изучая информацию в Интернете, мы узнали, как сильно изменился язык со древних времен, но это язык, на котором мы говорили и будем говорить всю жизнь.
Русский язык сейчас заметно деформируется, теряет идентичность с предшествующим своим видом. Оставаясь самим собой во всех сущностях, он эволюционирует явно быстрее, чем положено.
Так давайте же и мы, русские люди, которым выпало на долю счастье по рождению знать наш язык, изучать его глубоко и пристально, по – настоящему, чтобы наша речь была достойна его великой истории.
© 2022, Фролова Валентина Константиновна 504