СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональный рост педагога дополнительного образования: от молодого специалиста к профессионалу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальный вопрос о повышении профессионализма педагогов дополнительного профессионального образования зависит от: перемен в системе профессионального образования; введения новых государственных образовательных стандартов всех уровней профессионального образования; использования и реализации инновационных процессов в содержании и технологиях обучения; повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров. Можно говорить о профессионализме педагога дополнительного образования с точки зрения стандарта его составляющих, которые в сущностном плане являются обязательными компонентами профессионализма и характеризуют понятие «профессионализм» педагога. Только тогда, когда теоретические знания педагога претворяются в практику воспитания и обучения, можно говорить о педагоге как состоявшемся профессионале.

Анализ последних исследований в области профессиональной педагогики (И. А. Ивлиева, И. В. Романов, А. А. Хван) позволяет охарактеризовать изменения, произошедшие в профессиональной структуре российского общества в период социально-экономических преобразований. Основные из них выражаются в массовом распространении профессий, которые ранее либо отсутствовали, либо считались большой редкостью, например: предприниматель, менеджер, дизайнер, визажист, фотомодель и др. В системе педагогического образования спектр педагогических специальностей существенно расширился и включает в себя свыше 40 специальностей: учитель общеобразовательной школы, коррекционных и вспомогательных образовательных учреждений, воспитатели различных образовательных учреждений, преподаватели средних специальных и высших учебных заведений, мастер производственного обучения, инструктор, тренер, социальный педагог, школьный психолог и т.д.

Учителя всегда были и будут востребованы. Каждое новое поколение нуждается в получении базовых и узкоспециализированных знаний. Именно учитель помогает осуществить желаемое. Учителя нужны как в государственных учреждениях, так и в частных коммерческих школах.

Профессия учителя – это очень сложный труд. Ведь он связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением. Для успешной организации труда, важно выполнение всех этапов:

1. Планирование учебного процесса. Каждый вечер педагог планирует уроки следующего дня. Он тщательно готовит материал для его успешного изложения.

2. Психологический подход. Каждый учитель – это великолепный психоаналитик. Он умеет ориентироваться в ситуации и принимать быстрые решения.

3. Каждый учитель должен в совершенстве владеть ораторским искусством. Если вы не умеете звучно донести мысль до аудитории, то ваш предмет попросту не будут знать. Если тему не усвоил никто, то это вина учителя.

4. Учитель должен свободно ориентироваться в своей области знаний. Он по совместительству и историк, и биолог, и экономист и т.д. Все зависит от того, какой предмет он ведет.

5. Умение ладить с детьми. Этому обучают в вузах и училищах. Не стоит выбирать данную специализацию, если вы не готовы к тому, что дети не слушаются и разговаривают на уроках. Для педагога важно завоевать доверие учеников и доказать свой авторитет.

6. Научная деятельность. Подготовка к урокам представляет собой и постоянный поиск информации. Она нужна для того, чтобы заинтересовать детей и дать им что-то новое.

7. Справедливость характеризует хорошего педагога. Вы должны уметь оценивать знания учеников исходя из результатов их деятельности, а не из поведения на уроках и вне их.

Подструктурой профессионала является про­фессиональная компетентность. В толковых словарях компетентность определяют как осведомленность, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компе­тентности являются:

  • социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также вла­дение приемами профессионального общения и поведения;
  • специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  • персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  • аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций.

Э.Ф.Зеер выделяет еще один вид компетентности – экстремальную профессиональную компетентность, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов

В логике адаптации индивидуальные стратегии направлены на вхождение молодого или нового учителя в систему отношений и деятельности конкретного учебного заведения. Для молодого специалиста, проходящего период адаптации (с последних курсов педагогического учебного заведения до 2–3-го года работы), важна психологическая и информационная поддержка со стороны администрации и органов управления и институтов повышения квалификации. Главные задачи: «ориентация» в пространстве «должного и возможного», поиски собственного места и специализации, переход от режима учебы к режиму работы, подготовка к аттестации. Адаптационная/ознакомительная активность направлена: на смягчение стресса, связанного со вступлением в должность, ознакомление с ситуацией в конкретной школе, разработку плана развития молодого специалиста. Активность такого рода существенным образом способствует предотвращению ухода молодых специалистов из профессии в первый год работы. Аттестационная/проверочная активность подобного рода выполняет функции испытательного срока, выявляет соответствие молодого педагога принятым стандартам работы, его сильные и слабые стороны. Адаптация обычно заканчивается признанием – формальным (с присвоением статуса учителя и определением уровня квалификации) или неформальным (признанием коллег, учеников, родителей).

Современная образовательная ситуация требует от педагогов - практиков постоянного совершенствования их знаний и умений. Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег, родителей педагог системы дополнительного образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня своего мастерства.

Эффективной формой передачи знаний и умений является проведение мастер – классов, как для детей, так и для педагогов. Это и обмен опытом, и обучение и воспитание и здесь центральным звеном является демонстрация оригинальных практических методов обучения.

Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться. Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни: карьеру, любовь, дружбу, увлечения и т.п. Без стремления к самосовершенствованию, личностному росту невозможна успешная профессиональная деятельность. В свою очередь, личностный рост – стремление к идеалу, стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. По сути, это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой.

Личностный рост необходим для профессионального успеха, он дает возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность. Постепенный личностный рост молодого специалиста, безусловно, влечет за собой изменение содержания его профессиональной деятельности.

Профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития.

Назначение данных методических рекомендаций – помочь педагогу в составлении индивидуального плана профессионального развития по результатам самоанализа и самооценки профессиональной деятельности.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии, ведь зачастую педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Чтобы стать педагогом недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».

Первым шагом в педагогической деятельности молодого педагога является знакомство с методическими материалами по направлению деятельности, учебными кабинетами.

Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Вторым шагом является организация наставничества. Работу педагогов наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие педагоги. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом.

Оптимальным приемом формирования пары «педагог-наставник – молодой учитель» может стать анкетирование и психологическое тестирование. Анкета для педагога-наставника поможет определить готовность педагога к выполнению должности наставника, навыки межличностного общения, уровень профессиональной компетентности. Анкета для молодого специалиста выявит пробелы в педагогической подготовке выпускника вуза, поможет определить, насколько он готов повышать свой профессиональный уровень.

В зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют педагогической деятельности молодого специалиста, осуществляется подбор опытного педагога на роль наставника. Ошибка в выборе роли может привести к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута.

И в заключении стоит отметить, что администрации образовательных организаций надо задуматься, как мотивировать педагогов на обучение, рассмотреть возможность как выезда педагогов за пределы района, так и использования возможностей дистанционного обучения. Лишь 10% педагогов считают для себя целесообразным самообразование, хотя в современных быстро меняющихся условиях, с учетом стажа работы педагогов, именно самообразование является главным источником и ресурсом повышения профессиональной компетентности.

Практическая значимость повышение квалификации педагогического работника является одним из ведущих требования, предъявляемых к нему на современном рынке труда. Педагог организации дополнительного образования должен самостоятельного заниматься самообразованием и выстраивать траекторию своего профессионального роста.

Таким образом, мы рассмотрели возможности профессионального развития педагогов. Осознание педагогом своей деятельности, средств и методов ее осуществления составляет основу профессионального педагогического роста. Способность педагога находить наиболее оптимальные пути разрешения педагогических ситуаций будет свидетельствовать об уровне его педагогического мастерства. Главное — это способность педагога осознавать, рефлексировать особенности своего индивидуального стиля деятельности и в соответствии с этим осуществлять выбор средств решения педагогических проблемных ситуаций. Решающую роль в формировании психолого-педагогической компетентности играют черты характера и личность педагога. При этом черты характера отражают действия человека, а черты личности - то, ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: так, применяя одни и те же способы, добиваешься личных целей и, наоборот, добиваться одной и той же цели различными способами. Важно, чтобы в работе педагога способы были адекватны целям и основывались на высших ценностях личности.

Ценностные ориентации являются внутренним регулятором деятельности педагога, который определяет его отношение к окружающему миру, к себе, к другим людям. Необходимо подчеркнуть, что «у человека между фактором рождения и обретением своей родовой сущности - пропасть. В отличие от животного человек не снабжён набором инстинктов и врождённых навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществлять свою родовую природу». Человек не становится тем, кем является по сути вне культурной среды, вне воспитания. Исходя их этого, огромную роль и ответственность в формировании личности своих воспитанников играет педагог. Ведь одна Личность может быть воспитана лишь только другой Личностью. К условиям и критериям развития личности относятся: «отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»; способность к самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий, характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни».

Необходимо, чтобы педагоги руководствовались, в первую очередь, этическими, эстетическими и экзистенциальными ценностями, к которым относятся: любовь, смысл жизни, ответственность, справедливость, отзывчивость, благородство, бескорыстие, гражданственность, патриотизм и др. Одна из сторон направленности личности педагога – это педагогическая направленность - комплекс профессиональных интересов, профессионально ориентированных мотивов и психологическая установка на работу со школьниками. Основой профессиональной направленности является интерес к профессии педагога, находящий своё выражение в положительно-эмоциональном отношении к воспитанникам, родителям, педагогической деятельности в целом и к определённым её видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями. Базой педагогического признания является любовь к другим людям. Это базовое качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития основных профессионально-значимых качеств, которые характеризуют профессионально-педагогическую направленность.

Личная направленность является «вертикалью» человека. «Высота» идеалов и ценностей определяет «величину» личности педагога. В истории часто великие личности имеют сложный, плохой характер и они могут себе это позволить, но педагог должен иметь равные друг перед другом главные составляющие характера и личности. Если педагог обладает «золотым» характером, но «мелкой» личностью - его интересы не выше «привычного» уровня и такому педагогу не дано воспитать другую Личность. Способы поведения, обусловленные во многом характером человека, должны соответствовать профессии. Черты характера отражают отношение человека к другим людям, вещам, себе, к труду. Характер педагога должен являться фундаментом, базой, инструментом личности. Отличие педагогического призвания от педагогического интереса (что может быть созерцательным) заключается в склонности, которая вырастает из конкретных способностей к педагогическому делу. Таким образом, все эти специальные способности и качества относятся к трём взаимосвязанным сторонам деятельности по получению знаний, умений и навыков таких, как: обучение, учение, научение.

Развитие личности каждого человека обеспечивается через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально - экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен постоянно быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы педагогической пауки.

Таким образом, педагогические способности и личностные качества учителя играют важнейшую роль в успешности осуществления профессиональной деятельности, являются залогом его профессионального становления и развития.

Педагог – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Для развития личности педагога дополнительного образования необходимо наличие конкретной сферы его интересов, направления деятельности. Для благоприятного развития личности ребенка также совершенно необходимы особые условия, на базе которых будет происходить усвоение знаний и способов деятельности в предлагаемых областях образования, развитие психологических механизмов применения усвоенных способов; развитие общих свойств личности. В ценностных приоритетах учреждение дополнительного образования отдает предпочтение личностно- ориентированному подходу в воспитании и образовании, концепции гуманизма по отношению к личности. При этом личное осознание каждым педагогом ценностей результатов развития и саморазвития является необходимым условием, обеспечивающим процесс развития личности обучаемого.

Категория: Всем учителям
17.01.2023 14:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!