СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол заседания ШМО учителей начальных классов по теме: "Учёт индивидуальных особенностей личности обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Протокол №3

заседания ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы

от 24.02.2016 года

Тема: «Учёт индивидуальных особенностей личности обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса»

Присутствовали: 10 человек

Отсутствовали: нет

Повестка заседания:

  1. Изучение истории вопроса, обмен опытом по данной теме.
  2. Обзор новинок психолого-педагогической и методической литературы.
  3. Участие учителей и обучающихся начальных классов в конкурсах и олимпиадах.
  4. Итоги работы за 2 триместр.

Слушали:

По первому вопросу выступила руководителя ШМО учителей начальных классов Пятница Е. В. Она обосновала актуальность темы «Учёт индивидуальных особенностей личности обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса»; дала теоретические аспекты понятия «личностные особенности» и «личностно ориентированное образование»; раскрыла методические требования и приёмы работы к личностно-ориентированному уроку.

1)Один из основных принципов педагогики и психологии – принцип учёта индивидуальных особенностей личности обучаемого. Почему же учёт индивидуальных особенностей важен? Во-первых, при учёте индивидуальных особенностей обучаемого повышается качество знаний; а во-вторых, учитывая индивидуальные особенности детей, мы помогаем сохранить их психологическое здоровье.

Психологическое здоровье школьника – это:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание своей собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
  • принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека независимо от возраста, статуса и национальности;
  • хороший уровень развития рефлексии, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
  • стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудных ситуациях.

К теоретическим аспектам понятия «личностные особенности» входят понятия: индивид – человек как представитель человеческого рода; личность – индивид, для которого характерно устойчивое сочетание различных психических качеств; индивидуальность – личность с ярко выраженными чертами, которые отличают его от других людей.

В структуру личностных особенностей входят:

  • Способности (общие и индивидуальные) – индивидуально-психологические особенности, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков.
  • Темперамент – индивидуально-психологическая особенность, которая определяет стиль поведения в различных ситуациях.
  • Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, которые определяют, как человек реализует свои отношения к себе, к людям, к вещам.
  • Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
  • Направленность - индивидуально-психологическая особенность, которая характеризует приоритетное направление деятельности человека (направленность на задачу, на себя, на взаимодействие с людьми).
  • Мотивация – совокупность побуждающих к действию мотивов.
  • Эмоции и чувства – переживания, возникающие у человека под влиянием состояния организма и процесса удовлетворения потребностей.
  • Социальные установки – благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на кого-либо или что-либо.
  • Устойчивость - последовательность действий и предсказуемость поведения личности.

2)Что такое личностно ориентированное образование?

Это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное развитие и выращивание личностных качеств каждого ребёнка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. Выбор педагогом личностного подхода при организации образовательного процесса означает:

1)признание авторитета личности перед коллективом;

2)создание в учебном обществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребёнок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других;

3)ученический коллектив и педагоги должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого;

4)признание того, что ученик обладает определёнными правилами, которые священны для учителя;

5)отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» - просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других, минимум отметок – максимум оценок;

6)признание, что учитель - такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя с «направляющими» функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих;

7)переход от формулы «Я тебя учу» к алгоритму «Мы с тобой вместе учимся» и «Мне интересно, что ты думаешь о…»;

8)понимание учителем того, что чем меньше он на уроке говорит и делает сам и чем больше даёт высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс;

9)понимание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать;

10)понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занять в будущем своё достойное место в жизни общества.

3)Методические требования и приёмы работы к личностно ориентированному уроку.

Одной из важных составляющих применения личностно ориентированного подхода в обучении, бесспорно, является знание предмета, способность пополнения, расширения, углубления своих знаний. И здесь важно самообучаться, и повышать уровень квалификации, ведь наука и общество не стоят на месте, выдвигая новые требования и достигая новых знаний, которыми должен обладать учитель, а значит, и ученик. Для эффективной работы важно умелое применение личностно ориентированного подхода в обучении, что является показателем высокого уровня педагогического мастерства. Для применения подхода необходимо знать и учитывать возрастные особенности обучающихся, позиции в общении, высокую степень открытости к восприятию вербальной (речевой) и невербальной (мимика, жесты) информации и определённые приёмы работы.

Приёмы работы:

  • Единство требований.
  • Адекватность требований.
  • Обеспечение для учащихся эмоционального комфорта.
  • Усиление контроля с одновременным предоставлением большей самостоятельности. Не делать за ребёнка то, что он может сделать сам.
  • Поощрение активности.
  • Избегание приклеивания ярлыков и сравнение ученика с другими сверстниками.
  • Использование похвалы и поощрения. Отмечать успехи и хвалить справедливо.
  • Признание педагогом собственных ошибок и принесение извинений.
  • Применение наказаний в необходимых случаях. Разделять личность и поступок, поведение ребёнка.
  • Опора на лучшие качества в ребёнке.
  • Признание и уважение личности ребёнка, учёт его индивидуальных особенностей.

Каждому педагогу необходимо помнить, что на результат получения знаний по конкретному предмету имеет влияние формирования преподавателем положительного образа «Я» («Я» - концепция) ученика.

По данной теме учителя начальных классов обменялись мнением, поделились опытом работы, своими наблюдениями и наработками.

Никитина Л.Н.

Психологические аспекты дифференциации полов (половые различия в доминировании базовых эмоций; половые различия в развитии основных познавательных процессах личности ребёнка; половые различия в свойствах личности)

Макарова А.Н.

«Дифференцированный подход в обучении младших школьников»

По второму вопросу выступила учитель начальных классов Новиченкова С.М. Она познакомила учителей с новинками психолого - педагогической и методической литературы. Более подробно Светлана Михайловна остановилась на журналах «Начальная школа» 2015-2016 года издания, предложив вниманию учителей интересные статьи и методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса младших школьников.

По третьему вопросу выступила руководитель ШМО Е. В. Пятница. Елена Вячеславовна подвела итоги прошедших конкурсов: Всероссийского конкурса - игры по информатике "КИТ-2015" и районных конкурсов детского творчества; проанализировала активность участия обучающихся в них. Учителя поделились опытом работы со способными "одарёнными" детьми, их подготовке к предстоящим конкурсам. Также учителя обсудили подготовку к проведению школьной олимпиады по предметам для обучающихся выпускных 4 классов.

По четвёртому вопросу слушали заместителя директора по УВР в начальных классах Курченкову Ю.А. и руководителя ШМО Пятницу Е.В. Они подвели итоги работы за 2 триместр и озвучили мониторинг учебных достижений учащихся; познакомили учителей со справками по внутришкольному контролю.

Решение:

  1. Использовать полученные в ходе заседания ШМО знания по учёту индивидуальных особенностей личности, обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Более подробно познакомиться с новинками психолого-педагогической и методической литературы.
  3. В соответствии с задачами ШМО продолжить работу по развитию интеллектуальных способностей обучающихся. Способствовать организации участия обучающихся в предметных конкурсах и олимпиадах различного уровня, в проектной и исследовательской деятельности.
  4. Принять учениками 4 классов участие в школьных олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру. Победителей и призёров направить на районные олимпиады.
  5. Принять к сведению и использовать в работе рекомендации по ВШК

Секретарь ШМО Ю.А.Курченкова

Руководитель ШМО Е.В.Пятница

05.11.2019 16:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!