СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Протокол №3
заседания ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
от 24.02.2016 года
Тема: «Учёт индивидуальных особенностей личности обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса»
Присутствовали: 10 человек
Отсутствовали: нет
Повестка заседания:
Слушали:
По первому вопросу выступила руководителя ШМО учителей начальных классов Пятница Е. В. Она обосновала актуальность темы «Учёт индивидуальных особенностей личности обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса»; дала теоретические аспекты понятия «личностные особенности» и «личностно ориентированное образование»; раскрыла методические требования и приёмы работы к личностно-ориентированному уроку.
1)Один из основных принципов педагогики и психологии – принцип учёта индивидуальных особенностей личности обучаемого. Почему же учёт индивидуальных особенностей важен? Во-первых, при учёте индивидуальных особенностей обучаемого повышается качество знаний; а во-вторых, учитывая индивидуальные особенности детей, мы помогаем сохранить их психологическое здоровье.
Психологическое здоровье школьника – это:
К теоретическим аспектам понятия «личностные особенности» входят понятия: индивид – человек как представитель человеческого рода; личность – индивид, для которого характерно устойчивое сочетание различных психических качеств; индивидуальность – личность с ярко выраженными чертами, которые отличают его от других людей.
В структуру личностных особенностей входят:
2)Что такое личностно ориентированное образование?
Это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное развитие и выращивание личностных качеств каждого ребёнка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. Выбор педагогом личностного подхода при организации образовательного процесса означает:
1)признание авторитета личности перед коллективом;
2)создание в учебном обществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребёнок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других;
3)ученический коллектив и педагоги должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого;
4)признание того, что ученик обладает определёнными правилами, которые священны для учителя;
5)отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» - просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других, минимум отметок – максимум оценок;
6)признание, что учитель - такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя с «направляющими» функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих;
7)переход от формулы «Я тебя учу» к алгоритму «Мы с тобой вместе учимся» и «Мне интересно, что ты думаешь о…»;
8)понимание учителем того, что чем меньше он на уроке говорит и делает сам и чем больше даёт высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс;
9)понимание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать;
10)понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занять в будущем своё достойное место в жизни общества.
3)Методические требования и приёмы работы к личностно ориентированному уроку.
Одной из важных составляющих применения личностно ориентированного подхода в обучении, бесспорно, является знание предмета, способность пополнения, расширения, углубления своих знаний. И здесь важно самообучаться, и повышать уровень квалификации, ведь наука и общество не стоят на месте, выдвигая новые требования и достигая новых знаний, которыми должен обладать учитель, а значит, и ученик. Для эффективной работы важно умелое применение личностно ориентированного подхода в обучении, что является показателем высокого уровня педагогического мастерства. Для применения подхода необходимо знать и учитывать возрастные особенности обучающихся, позиции в общении, высокую степень открытости к восприятию вербальной (речевой) и невербальной (мимика, жесты) информации и определённые приёмы работы.
Приёмы работы:
Каждому педагогу необходимо помнить, что на результат получения знаний по конкретному предмету имеет влияние формирования преподавателем положительного образа «Я» («Я» - концепция) ученика.
По данной теме учителя начальных классов обменялись мнением, поделились опытом работы, своими наблюдениями и наработками.
Никитина Л.Н. |
Психологические аспекты дифференциации полов (половые различия в доминировании базовых эмоций; половые различия в развитии основных познавательных процессах личности ребёнка; половые различия в свойствах личности) |
Макарова А.Н. |
«Дифференцированный подход в обучении младших школьников» |
По второму вопросу выступила учитель начальных классов Новиченкова С.М. Она познакомила учителей с новинками психолого - педагогической и методической литературы. Более подробно Светлана Михайловна остановилась на журналах «Начальная школа» 2015-2016 года издания, предложив вниманию учителей интересные статьи и методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса младших школьников.
По третьему вопросу выступила руководитель ШМО Е. В. Пятница. Елена Вячеславовна подвела итоги прошедших конкурсов: Всероссийского конкурса - игры по информатике "КИТ-2015" и районных конкурсов детского творчества; проанализировала активность участия обучающихся в них. Учителя поделились опытом работы со способными "одарёнными" детьми, их подготовке к предстоящим конкурсам. Также учителя обсудили подготовку к проведению школьной олимпиады по предметам для обучающихся выпускных 4 классов.
По четвёртому вопросу слушали заместителя директора по УВР в начальных классах Курченкову Ю.А. и руководителя ШМО Пятницу Е.В. Они подвели итоги работы за 2 триместр и озвучили мониторинг учебных достижений учащихся; познакомили учителей со справками по внутришкольному контролю.
Решение:
Секретарь ШМО Ю.А.Курченкова
Руководитель ШМО Е.В.Пятница
© 2019, Пятница Елена Вячеславовна 370