СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичная презентация результатов моей педагогической деятельности на педагогическом совете Центра образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

«Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы»

Автор доклада: Боднарюк Марина Исаевна, учитель русского языка и литературы

Дата: 15 апреля 2019 года

Современная концепция образования ставит ключевой целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает формирование навыков смыслового чтения и развитие коммуникативной компетентности школьников на уроках русского языка и литературы. ФГОС ООО включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Чтение теперь рассматривается не только как чтение литературных произведений, но и как работа с информацией, и как общеучебное умение.

XXI век начался с привлечения внимания к чтению и письму, составляющих в их неразрывном единстве понятие грамотности. В настоящее время происходит переосмысление социальной, экономической, политической и культурной роли чтения как в нашей стране, так и во всём мире. 2003-2012 годы были объявлены ООН Десятилетием грамотности, чтобы все дети нашей планеты научились к 2015 году читать и писать. День 8 сентября был объявлен ЮНЕСКО Днём грамотности. Он празднуется с 1967 года во всём мире. В нашей стране по инициативе Русской ассоциации чтения с 2000 года проводится Неделя чтения и грамотности под названием: «От Дня знаний ко Дню чтения и грамотности». Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 2015 год был объявлен «Годом литературы» в России.

Тема моей методической разработки: «Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы» является актуальной, поскольку современную ситуацию в России можно определить как кризис читательской культуры. Количество нечитающего населения постоянно увеличивается, число пользователей библиотек стремительно уменьшается, у обучающихся школ отсутствует интерес к чтению современной и классической литературы, что, в свою очередь, ведёт к безграмотной письменной речи и примитивному словарному запасу школьников. Проведя исследования уровня читательской грамотности в разных странах, международная программа по оценке образовательных достижений учащихся РISA приводит неутешительные данные: Россия из 70 стран заняла 43 место!

В нашей школе ежегодно проводятся комплексные метапредметные работы для школьников, обучающихся по новым стандартам. Анализ выполнения учащимися комплексной работы, направленной на оценку достижений планируемых метапредметных результатов, показывает недостаточный уровень сформированности умений читать и понимать текст, использовать полученную информацию для проведения рассуждений.

Будучи экспертом на устном собеседовании по русскому языку в 9-х классах, наблюдаю то же самое: ученики зачастую не понимают прочитанный текст и не могут его пересказать.

В 2017 – 2018 учебном году Центр образования признан образовательной организацией со стабильно низкими образовательными результатами ввиду того, что основной контингент школы составляют дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и проживающие в приюте «Солнечный», дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках реализации дорожной карты по выходу из кризиса в Центре образования разработан и реализуется проект «Формирование мотивации ученика» (утверждённый приказом МОБУ ЦО от 28.12.2017 г. № 656-од), участником которого я являюсь. Я работаю в классах, в которых обучается перечисленные категории учеников. Они испытывают значительные затруднения при работе с художественными текстами, медленно читают, не всегда понимают смысл прочитанного и, как следствие, не могут высказать свои мысли связно и последовательно. Этим и объясняются низкие результаты на устном собеседовании и при выполнении метапредметных работ. Таким ученикам крайне необходима помощь при овладении навыками чтения и письма.

Поэтому целью моей педагогической деятельности в последние 3 года стало овладение стратегиями по формированию у обучающихся навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

В ходе учебного процесса были реализованы следующие задачи:

1) отобрать и на практике апробировать формы и методы обучения чтению, которые формируются в образовательном процессе, позволяют эффективно осуществлять развитие познавательных способностей учащихся в процессе учебной деятельности, способствуют развитию кругозора;

2) продумать систему заданий, направленных на развитие читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации текста, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждений о нем;

3) работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода;

4) научить учеников пользоваться полученными знаниями, чтобы они чувствовали себя уверенно и активно участвовали в различных конкурсах, проектах, олимпиадах и нестандартных жизненных ситуациях. В ходе работы я изучила теоретический материал по этой теме, определила эффективные приёмы формирования этих навыков, спроектировала и апробировала уроки русского языка и литературы на основе использования стратегий смыслового чтения и работы с текстом, обобщила опыт работы в виде открытых уроков, выступлений, публикаций.

Моя работа в этом направлении дает свои положительные результаты: успеваемость учащихся по русскому языку и литературе за 2017-2018 учебный год составила 100%, качество знаний по русскому языку выросло до 45% и по литературе до 68 %.

Ежегодно мои ученики являются победителями и призёрами конкурса юных чтецов «Живая классика», муниципального конкурса грамотного письма «Грамотей», международной игры-конкурса по языкознанию «Медвежонок», блиц-турниров по русскому языку и литературе проекта «Новый урок», областных конкурсов стихов «Земля Амурская, родная» и «Базовые национальные ценности», международного онлайн-конкурса «Лига эрудитов», активными участниками Всероссийской олимпиады школьников и международного краудсорсингового интернет-проекте «Страна читающая; выпускники 9-х классов успешно сдают ОГЭ по русскому языку.

Эффективно формировать и развивать навыки смыслового чтения мне помогает технология «Стратегиальный подход к обучению чтению» профессора Сметанниковой Н.Н. и её книга «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя».

Теоретическую базу при подготовке разработки составили следующие теории и концепции:

теории развития личности, деятельности, общения (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн);

• теория речевой деятельности (Н.А.Горлова, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Е.В. Маякова, А.М. Шахнарович); • концепция универсальных учебных действий (А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др.);

• психофизиологические основы формирования навыка чтения (Л.В.Соколова);

Итогом проделанной работы стала методическая разработка «Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы» для педагогов, представленная в апреле текущего года на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы.

Методическая разработка получила положительные отзывы коллег как школьного, так и городского педагогического сообщества.

В ней подробно описываются применяемые мной стратегии смыслового чтения на этапах предчтения («Мозговой штурм», «Глоссарий» и т.п.), во время чтения («Чтение в кружок», «Чтение с остановками» и т.п.) и после прочтения текста («Паутина вопросов», «Синквейн» и т.п.), а также стратегии работы с объёмными текстами и развития словаря. Приведены примеры наиболее эффективных, применяемых мною приёмов. Все описываемые стратегии используются на разных этапах урока, апробированы в обычных классах и в классах интегрированного, инклюзивного обучения.

По результатам мониторинга я сделала вывод, что данные стратегии способствуют развитию навыков смыслового чтения и повышают учебную мотивацию, а также помогают сформировать и развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные универсальные учебные действия обучающихся. Результаты итогового мониторинга за три года свидетельствуют: дети достигли значительных успехов в усвоении русского языка и литературы. Повысился уровень сформированности следующих умений: определять тему и главную мысль текста - на 30 %, умение определять тип и стиль текста – 25 % умение составлять план – на 15 %, восстанавливать последовательность событий - на 25 %, объяснять новые слова, опираясь на контекст – на 15 %, устно высказывать своё отношение к тексту – на 15 %.

Использование стратегий смыслового чтения помогает мне решать следующие педагогические задачи: учить учащихся определять свои учебные цели, отстаивать свои взгляды, определять смысл прочитанного, учить учащихся культуре понимания текста и поддерживать положительную мотивацию к чтению. А для учащихся - это возможность освоения и развития интеллектуальных (сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, определять содержание понятий) и коммуникативных (формулировать и задавать вопросы, определять смысл прочитанного, работать в группе, выступать с сообщениями) компетенций.

У обучающихся с ОВЗ также наблюдается положительная динамика в обучении и в развитии жизненных компетенций. Сегодня уже отмечается заинтересованность этих детей в участии в различных видах деятельности: они стали общаться между собой и в сети Интернет, переживают друг за друга. Все обучающиеся переведены в следующие классы для продолжения обучения по адаптированным основным образовательным программам. Родители удовлетворены реализацией индивидуальных маршрутов своих детей, их успехами, отмечают у некоторых повышение собственно-учебной мотивации.

Категория: Литература
15.05.2019 17:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!