СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения качества образования в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным содержанием об­разовательного процесса должно стать создание условий для выработки у учеников универсаль­ных умений и способов деятельности. Это до­стигается тем, что урок (как предмет) перестает быть системообразующей единицей учебного процесса. Для работы, например, с параллелью будущих 5-х клас­сов должна формироваться команда учителей, которая определяет основные цели и задачи на всю ос­новную среднюю школу, защищает свою концепцию на педсовете, разрабатывает приоритетные цели и задачи на каждый год обучения и выявляет способы, которыми эти цели будут осуществляться. Ко­манда учителей определяет те умения и спосо­бы деятельности, освоению которых будет уде­ляться особое внимание. Далее обозначаются формы организации этого освоения. Главным объектом в школе выступает образовательный процесс. Целью образовательного процесса становится получение каждым ребенком востребованного им образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. Эта цель должна быть в каждой школе конкретизирована для каждого ученика. На основе изучения индивидуальности ребенка представляется возможным построение личностного маршрута его развития и обучения в школе. Запланированные результаты – это конкретные цели, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Их отбор определяется пре­жде всего требованиями общества, государства и самой личности. Ведущие программируемые и измеряемые результаты, носящие общий характер для разных школ, можно представ­ить в следующей совокупности: мотивированность на образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного про­цесса – учащихся, учителей, родителей, руководителей школы; готовность учащихся к самостоятельной образовательной дея­тельности – сформированность общеучебных умений и навы­ков, умений видеть и решать практические задачи; уровень развития познавательных интересов у учащихся; обученность, характеризующаяся системностью, действенно­стью и прочностью знаний, умений и навыков; сформированность нравственных качеств у учащихся; готовность к самоопределению жизненного пути, созданию се­мьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания; сохранение, упрочение здоровья детей и их готовность к здоро­вому образу жизни; повышение авторитета и престижа школы.

Следующим компонентом системы являются внутришкольные фак­торы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов. Представим их крупными блоками: качество образовательного процесса на учебных занятиях; качество образовательного процесса в системе дополнительно­го образования; качество психолого-педагогического и медицинского сопрово­ждения ученика и учителя; уровень созданной индивидуализированной образовательной среды. Необходимо выделить ряд конкретных условий, обеспечивающих соответ­ствующее качество образовательного процесса – это: наличие высококвалифицированных педагогических кадров; постоянное развитие профессиональной компетентности учителя; мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, то есть всеобщая ориентация, культ качества в кол­лективе (причем мотивированы должны быть не только уча­щиеся, учителя, но и родители); передача ответственности за качество самому ученику: создание системы промежуточно­го самостоятельного контроля качества знаний, интеллектуального развития и коммуникативных умений, самооценка; осуществляется это на каждом учебном занятии, и не только в конце его, а в самом образовательном процессе. И лишь потом его оценивает учитель, который также поставлен в ситуацию рефлексии своей деятельности, ее результатов, причин; вносит коррективы. В результате ученик и учитель имеют возможность оценить качество и своего результата, и процесса его достижения, определить затруднения, их причины, наметить маршрут дальнейшего движения в направлении повы­шения качества своей деятельности; постоянное обновление всех ком­понентов образовательного процесса; глубокое изучение индивидуальности и здоровья ученика, учет его результатов в построении образовательного процесса; ключевое условие – постоянная индивидуальная и кол­лективная рефлексия как результатов, так и самого образовательного процесса. Именно это лежит в основе развития образова­тельного процесса и школы в целом. Все выделенные компоненты взаимосвязаны между собой: цель определяет результаты, факторы и условия и, в свою очередь, корректируется ими. Чтобы качество образовательного процесса как система достигло вы­сокого уровня целостности, необходимо обеспечить между компонентами системы теснейшие взаимосвязи. В этом – содержание внутришкольного управления качеством образовательного процесса и главная задача руководителя: акцентировать внимание на создании условий для получения учениками знаний. Одним из таких условий является использование разнообразных средств обретения детьми опыта субъектного отноше­ния к образованию: выбор предметов, темпа ос­воения, учителей, мастерских, лабораторий, по­гружений и ролевых игр, а также участие в со­здании норм и правил общей жизни и гуманис­тического уклада жизни школы. С первого класса учащиеся должны вовлекаться в разные формы организации образовательного про­цесса. Степень его индивидуализации постепенно повышается с помощью совместного планирования отдельных эле­ментов учебного процесса, а затем и его доста­точно крупных блоков; индивидуальных планов и образовательных программ; с предоставлением учащимся максимальных возможностей выбора в рамках свободно организованного образова­тельного пространства формы обучения, предмета, учителя, программы; выбора темы и очередности изуче­ния тем, вида и способа деятельности, способа освоения учебного материала, формы отчета, выбора позиции.

Категория: Математика
21.01.2018 11:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!