СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Главным содержанием образовательного процесса должно стать создание условий для выработки у учеников универсальных умений и способов деятельности. Это достигается тем, что урок (как предмет) перестает быть системообразующей единицей учебного процесса. Для работы, например, с параллелью будущих 5-х классов должна формироваться команда учителей, которая определяет основные цели и задачи на всю основную среднюю школу, защищает свою концепцию на педсовете, разрабатывает приоритетные цели и задачи на каждый год обучения и выявляет способы, которыми эти цели будут осуществляться. Команда учителей определяет те умения и способы деятельности, освоению которых будет уделяться особое внимание. Далее обозначаются формы организации этого освоения. Главным объектом в школе выступает образовательный процесс. Целью образовательного процесса становится получение каждым ребенком востребованного им образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. Эта цель должна быть в каждой школе конкретизирована для каждого ученика. На основе изучения индивидуальности ребенка представляется возможным построение личностного маршрута его развития и обучения в школе. Запланированные результаты – это конкретные цели, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Их отбор определяется прежде всего требованиями общества, государства и самой личности. Ведущие программируемые и измеряемые результаты, носящие общий характер для разных школ, можно представить в следующей совокупности: мотивированность на образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей, родителей, руководителей школы; готовность учащихся к самостоятельной образовательной деятельности – сформированность общеучебных умений и навыков, умений видеть и решать практические задачи; уровень развития познавательных интересов у учащихся; обученность, характеризующаяся системностью, действенностью и прочностью знаний, умений и навыков; сформированность нравственных качеств у учащихся; готовность к самоопределению жизненного пути, созданию семьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания; сохранение, упрочение здоровья детей и их готовность к здоровому образу жизни; повышение авторитета и престижа школы.
Следующим компонентом системы являются внутришкольные факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов. Представим их крупными блоками: качество образовательного процесса на учебных занятиях; качество образовательного процесса в системе дополнительного образования; качество психолого-педагогического и медицинского сопровождения ученика и учителя; уровень созданной индивидуализированной образовательной среды. Необходимо выделить ряд конкретных условий, обеспечивающих соответствующее качество образовательного процесса – это: наличие высококвалифицированных педагогических кадров; постоянное развитие профессиональной компетентности учителя; мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, то есть всеобщая ориентация, культ качества в коллективе (причем мотивированы должны быть не только учащиеся, учителя, но и родители); передача ответственности за качество самому ученику: создание системы промежуточного самостоятельного контроля качества знаний, интеллектуального развития и коммуникативных умений, самооценка; осуществляется это на каждом учебном занятии, и не только в конце его, а в самом образовательном процессе. И лишь потом его оценивает учитель, который также поставлен в ситуацию рефлексии своей деятельности, ее результатов, причин; вносит коррективы. В результате ученик и учитель имеют возможность оценить качество и своего результата, и процесса его достижения, определить затруднения, их причины, наметить маршрут дальнейшего движения в направлении повышения качества своей деятельности; постоянное обновление всех компонентов образовательного процесса; глубокое изучение индивидуальности и здоровья ученика, учет его результатов в построении образовательного процесса; ключевое условие – постоянная индивидуальная и коллективная рефлексия как результатов, так и самого образовательного процесса. Именно это лежит в основе развития образовательного процесса и школы в целом. Все выделенные компоненты взаимосвязаны между собой: цель определяет результаты, факторы и условия и, в свою очередь, корректируется ими. Чтобы качество образовательного процесса как система достигло высокого уровня целостности, необходимо обеспечить между компонентами системы теснейшие взаимосвязи. В этом – содержание внутришкольного управления качеством образовательного процесса и главная задача руководителя: акцентировать внимание на создании условий для получения учениками знаний. Одним из таких условий является использование разнообразных средств обретения детьми опыта субъектного отношения к образованию: выбор предметов, темпа освоения, учителей, мастерских, лабораторий, погружений и ролевых игр, а также участие в создании норм и правил общей жизни и гуманистического уклада жизни школы. С первого класса учащиеся должны вовлекаться в разные формы организации образовательного процесса. Степень его индивидуализации постепенно повышается с помощью совместного планирования отдельных элементов учебного процесса, а затем и его достаточно крупных блоков; индивидуальных планов и образовательных программ; с предоставлением учащимся максимальных возможностей выбора в рамках свободно организованного образовательного пространства формы обучения, предмета, учителя, программы; выбора темы и очередности изучения тем, вида и способа деятельности, способа освоения учебного материала, формы отчета, выбора позиции.
© 2018, Пирмурадова Барият Агаховна 236