СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Биологическое краеведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная программа курса

"Биологическое краеведение"

Примерная программа "Биологическое краеведение" составлена по курсу краеведческой направленности, являющегося составной частью регионального компонента Базисного учебного плана (РБУП).

Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Ивановской области.

Пояснительная записка

Для обеспечения преемственности образовательной политики в Ивановской области, совершенствования образовательного процесса, удовлетворения образовательных потребностей жителей региона в число предметов, составляющих региональный компонент, введен учебный предмет (модуль) "Биологическое краеведение". С целью выполнения задач РБУПа и обеспечения знаниями краеведческой направленности учащихся общеобразовательной школы составлена программа по курсу "Биологическое краеведение", рассчитанная на 34 часа в год в 6 классе (1 час в неделю).

Изучение курса "Биологическое краеведение" в основной школе имеет основную цель – формирование у школьников экологической культуры, бережного отношения к природе, чувства любви к родному краю и личной ответственности за состояние окружающей среды.

Программа курса помогает решить следующие задачи:

  • изучение характерных представителей растительного и животного мира Ивановской области;
  • формирование практических навыков в изучении природы (растительного и животного мира) Ивановской области;
  • овладение знаниями, необходимыми для ответственного отношения к природе Родины (Ивановской области, своего населенного пункта).

Программа курса "Биологическое краеведение" включает в себя учебный план, содержание, требования к знаниям и умениям учащихся. Требования к обязательному минимуму содержания курса "Биологическое краеведение" определяются обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по биологии.

Программа курса "Биологическое краеведение" включает следующие темы:

  1. Введение в биологическое краеведение
  2. Мир растений Ивановской области
  3. Мир грибов и лишайников родного края
  4. Животный мир Ивановской области

Содержание курса "Биологическое краеведение" должно обеспечить устойчивые знания о многообразии живой природы родного края, об особенностях сред жизни и факторов, влияющих на организмы, о результатах антропогенного воздействия на флору и фауну Ивановской области. Реализация курса позволит обогатить биологические знания учащихся. Особенность данной программы: увеличение объема экологического содержания, усиление внимания к биологическому разнообразию растений местного края и бережному отношению к ним. Программа ориентирована на системно-деятельностный подход в обучении, что обеспечивается включением в нее ряда практических работ, экскурсий. Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ. Она определяет инвариантную (обязательную) часть курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания. При этом педагоги школ могут использовать свой подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого информационного пространства, при этом предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

По результатам работы учащиеся

должны знать:

- цели и задачи

биологического краеведения;

- основные понятия: зональность, фауна,

растительность,

- методы биологического краеведения:

наблюдение, описание, сравнение,

измерение,

ведение календарей;

- основные объекты живой природы родного

края;

  • охраняемые группы организмов родного края;
  • структуру «Красной книги»;
  • ядовитые растения, грибы, опасные животные родного края;

- съедобные растения, грибы, промысловые

животные родного края;

должны уметь:

- работать с

гербарным материалом;

- определять деревья и кустарники

в разные сезоны года;

- определять виды птиц и

животных по следу;

- вести наблюдения за объектами

живой природы;

  • оказать первую доврачебную помощь в природе;
  • пользоваться элементарными методами полевых исследований;
  • использовать знания по сохранению биоразнообразия.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии и биологическому краеведению являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Содержание курса

"Биологическое краеведение", 6 класс

34 часа в год (1 час в неделю).

Тема 1. Введение в эколого-биологическое краеведение (4 часа)

Предмет эколого-биологического краеведения, его цели и задачи. История изучения природы родного края. Вклад ученых в развитие биологического и экологического краеведения. Природные условия как причины биологического разнообразия Ивановской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).

Методы исследования: наблюдение (в том числе фенологическое) описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент.

Тема 2. Мир растений Ивановской области (14 часов)

Разнообразие растений Ивановской области. Характеристика и типичные представители основных отделов растений родного края: водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных. Сезонные изменения в жизни растений. Основные экологические группы растений.

Практическое значение растений в жизни человека. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения. Растения как материал для получения волокна, красок, лаков. Эстетическая ценность растений. Наиболее важные сельскохозяйственные растения края. Охраняемые растения Ивановской области: растения Красной книги, редкие и исчезающие виды растений.

Рекомендуемые практические работы.

1. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.

2. Определение и описание растений, обитающих на территории проживания.

Рекомендуемые экскурсии:

1. «Разнообразие растений своего населенного пункта».

Тема 3. Мир грибов и лишайников родного края (3 часа)

Биологическое разнообразие грибов Ивановской области и их экологические группы. Практическое значение грибов в жизни человека (съедобные, ядовитые, паразитические).

Биологическое разнообразие лишайников Ивановской области. Экологическая роль лишайников. Лишайники как биоиндикаторы загрязнения окружающей среды.

Рекомендуемые практические работы.

  1. Изучение разнообразия экологических групп грибов.

Тема 4. Животный мир Ивановской области (13 часов)

Разнообразие животных Ивановской области. Основные группы животных родного края: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенологические наблюдения за животными. Экологические группы животных.

Практическое значение животных в жизни человека. Домашние питомцы. Промысловые животные области. Основные сельскохозяйственные животные края. Охраняемые животные нашего края (животные Красной книги, редкие и исчезающие виды). Опасные животные: беспозвоночные (клещи, насекомые), пресмыкающиеся (змеи), млекопитающие (грызуны, хищные и т.п.). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).

Рекомендуемые практические работы.

  1. Изучение местных насекомых (моллюсков и т.п.) по коллекциям, собранным учащимися.
  2. Определение и описание животных, обитающих на территории проживания.

Рекомендуемые экскурсии.

  1. «Животные родного края» в местный краеведческий музей или зоомузей Ивановского госуниверситета.

Итоговое занятие (1 час)

Летние задания.

Примерное тематическое планирование

Биологическое краеведение (6 класс)

(34 часа, 2 часа резервного времени, 1 час в неделю)

Урок

Содержание

Тема 1. Введение в биологическое краеведение (4 часа)

1.

История изучения природы родного края.

2.

Природные условия Ивановской области

3.

Природные зоны Ивановской области.

4.

Что такое биологическое краеведение. Основные методы краеведческой работы по биологии.

Тема 2. Мир растений Ивановской области (14 часов)

5.

Характеристика и типичные представители водорослей Ивановской области.

6.

Характеристика и типичные представители мхов родного края.

7.

Характеристика и типичные представители хвощей и плаунов, обитающих на территории Ивановской области.

8.

Характеристика и типичные представители папоротникообразных родного края.

9.

Характеристика и типичные представители голосеменных Ивановской области.

10.

Характеристика и типичные представители покрытосеменных родного края (класс однодольные).

11.

Характеристика и типичные представители покрытосеменных родного края (класс двудольные).

12.

Сезонные изменения в жизни растений.

13.

Экскурсия: «Разнообразие растений своего населенного пункта».

14.

Ядовитые и лекарственные растения. Пр./р. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.

15.

Практическое значение растений Ивановской области. Пр./р. Определение и описание растений, обитающих на территории проживания.

16.

Структура «Красной книги». Редкие и исчезающие растения Ивановской области.

17.

Охраняемые растения нашего края.

18.

Обобщающий урок по теме «Мир растений Ивановской области».

19.

Тема 3. Мир грибов и лишайников родного края (3 часа)

Биологическое разнообразие грибов Ивановской области.

Пр./р. Изучение разнообразия экологических групп грибов.

20.

Практическое значение грибов Ивановской области.

21.

Лишайники Ивановской области, их экологическая роль.

Тема 4. Животный мир Ивановской области (13 часов).

22.

Разнообразие животных Ивановской области: типичные представители беспозвоночных. Пр./р. Изучение местных насекомых (моллюсков и т.п.) по коллекциям, собранным учащимися.

23.

Разнообразие животных родного края: типичные представители позвоночных (рыб, амфибий, рептилий).

24.

Птицы нашего края.

25.

Млекопитающие Ивановской области.

26.

Экскурсия «Животные родного края» в местный краеведческий музей или зоомузей Ивановского госуниверситета.

27.

Сезонные изменения в жизни животных. Пр./р. Определение и описание животных, обитающих на территории проживания.

28.

Опасные животные: беспозвоночные (клещи, насекомые), пресмыкающиеся (змеи), млекопитающие (грызуны, хищные и т.п.). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).

29.

Промысловые животные Ивановской области.

30.

Основные сельскохозяйственные животные родного края.

31.

Животные – домашние питомцы.

32.

Охраняемые животные нашего края (животные Красной книги, редкие и исчезающие виды).

33.

Обобщающий урок по теме «Животный мир Ивановской области».

34.

Заключительный урок. Летние задания.

Рекомендации по оснащению учебного процесса:

Интерактивное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, программное обеспечение, цифровой микроскоп.

Электронные образовательные ресурсы

1.Виртуальный живой уголок

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c18f9c03-c7d3-1f36-55ea-baec59269170/?interface=pupil&class[]=48&subject[]=26&subject[]=29

2. «Глобальная школьная лаборатория. Естествознание» 5-6 класс

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a603d263-6446-466e-9a2a-8069b00cd3b4/108154/?interface=pupil&class=48&subject[]=26&subject[]=29

3.«Мультимедийный справочник-определитель «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b36dfbe4-6e34-474b-9554-a473505d9a69/101483/?interface=pupil&class=48&subject[]=26&subject[]=29

Литература

  1. Верзилин Н. М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2005.
  2. Герасимов Ю.Н., Сальников Г.М., Буслаев С.В. Птицы Ивановской области. М., 2000.
  3. Доклады о состоянии и об охране окружающей природной среды Ивановской области в 200-2004 гг. Иваново, 2001-2005.
  4. Ивановская область: Географ. атлас. Иваново, 1996.
  5. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии: Кн. для учителя. М.: «Просвещение», 1983.
  6. Исаев В.А., Шилов М.П. Оценка состояния биоразнообразия и перспективы его сохранения и развития в Ивановской области // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете. Иваново, ИвГУ, 2002. С. 79-80.
  7. Историко-географический атлас Ивановской области. Иваново, 2007.
  8. Краеведческое записки. Вып. IX. Иваново: ИвГУ, 2006.
  9. Природа Ивановской области. Иваново, 1968.
  10. Природа Ивановской области. Вып. 2. Ярославль, 1976.
  11. Природа Ивановской области. Вып. 3. Ярославль, 1984.
  12. Природа и человек: Материалы науч.-практ. конфер. Иваново: ИвГУ, 2005. Тихомирова А. В.
  13. Фенологические наблюдения за растениями.- М., 1998.
  14. Худяков Н.Б. Памятники природы Ивановской области. Иваново, 1981.
  15. Шилов М.П. Памятники природы Ивановской области: Учеб. пособие. Иваново, 1980.
  16. Шилов М.П. Охрана природы Ивановской и Владимирской областей: Учеб. пособие. Иваново, 1981.
  17. Шилов М.П. Местная флора: Учеб. пособие. Иваново, 1981.
  18. Шилов М.П., Борисова Е.А.Ботанический сад Ивановского государственного университета. Иваново, 2003.
  19. Экология растений. 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. Н.М. Черновой. М.: Вентана-Граф, 2007.
  20. Экология Животных. 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. Н.М. Черновой. М.: Вентана-Граф, 2007.
Категория: Биология
07.02.2017 09:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!