СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шамгина, а также планируемых результатов начального общего образования.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Цели программы

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умении;
  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Содержание рабочей программы

В программе заложены три содержательные линии курса.

Первая линия – «Музыка в жизни человека» - обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки:

- песенность, мелодия, песня, отечественные музыкальные традиции;

- историческое прошлое в музыкальных произведениях;

- сочинения отечественных композиторов о Родине, природе, людях.

Вторая линия – «Основные закономерности музыкального искусства»:

- музыка как выражение эмоций и мыслей человека;

- интонация – источник музыкальной речи;

- средства музыкальной выразительности;

- формы построения музыки;

- элементы нотной грамоты, нотная запись.

Третья линия «Музыкальная картина мира»:

- исполнительские коллективы;

- музыка для детей;

- певческие голоса;

- выдающиеся исполнительские коллективы.

Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса:

1. “Россия – Родина моя”- 3 ч.

2. “День, полный событий”-6 ч.

3. “О России петь – что стремиться в храм”-6 ч.

4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -3 ч.

5. “В музыкальном театре”-6 ч.

6. “В концертном зале”-5 ч.

7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч.

Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.

Раздел 1. «Россия — Родина моя». (3 ч)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образ­ные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (6 ч)

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, мо­литва, величание.

Раздел 3 «День, полный событий» (6 ч)

«В краю великих вдохновений.». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдох­новения композиторов. Интонационная выразительность народ­ных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы­кантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских на­родных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В концертном зале» (5 ч)

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфониче­ской музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драма­тургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 6. «В музыкальном театре» ( 6 ч)

Линии драматургического развития в опере. Основные те­мы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.» (6 ч)

Произведения композиторов-классиков и мастерство извест­ных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка раз­ных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонат­ная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится 1 час в неделю (35 ч).

Требования к уровню подготовки учащихся

4 класс

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;
  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
  • развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
  • совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

Учебно–тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Раздел «Россия — Родина моя»

1. Мелодия.

2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

3. Я пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь!

Уметь составить сравнительную характеристику музыки Чайковского и Рахманинова, подобрать стихи о родном

крае, созвучные музыке этих композиторов. Выделить мелодию, как главное выразительное средство музыки. Знать особенности русской народной песни, уметь определять жанры, выразительно исполнять народные мелодии. В музыке Рахманинова определять мелодическое начало.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные традиции Отечества.

Раздел «О России петь — что стремиться в храм»

1. Святые земли Русской. Илья Муромец.

2. Кирилл и Мефодий.

3. Праздник праздников, торжество из торжеств.

4. Ангел вопияше.

5. Родной обычай старины.

6. Светлый праздник.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность,танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Раздел «День, полный событий»

1. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

2. Зимнее утро. Зимний вечер.

3. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

4. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

5. «Приют, сияньем муз одетый…»

6. Обобщающий урок.

Знать понятие тембра и регистра. Повторить жанры народной музыки: хороводные, плясовые. Уметь определять на слух музыкальные произведения.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

2. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей».

3. Народные праздники. Троица.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков

Раздел «В концертном зале»

1. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

2. Старый замок. Счастье в сирени живет…

3. Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы…

4. Патетическая соната. Годы странствий.

5. Царит гармония оркестра.

Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации». Выявить интонационное сходство. Закрепить музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Определить образное содержание, характер и настроение музыки.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –оперетта, мюзикл, балет.

Раздел «В музыкальном театре»

1. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…)

2. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу).

3. Исходила младешенька. (Опера М.Мусоргского «Хованщина»).

4. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы.

5. Балет «Петрушка».

6. Театр музыкальной комедии.

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая оркестровая.

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.»

1. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

2. Мастерство исполнителя.

3. Музыкальные инструменты.

4. Музыкальный сказочник.

5. Рассвет на Москве-реке.

6. Обобщающий урок 4 четверти.

Заключительный урок – концерт.

Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

14.01.2016 20:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!