СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Музыка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шамгина, а также планируемых результатов начального общего образования.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Цели программы
Задачи программы:
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Содержание рабочей программы
В программе заложены три содержательные линии курса.
Первая линия – «Музыка в жизни человека» - обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки:
- песенность, мелодия, песня, отечественные музыкальные традиции;
- историческое прошлое в музыкальных произведениях;
- сочинения отечественных композиторов о Родине, природе, людях.
Вторая линия – «Основные закономерности музыкального искусства»:
- музыка как выражение эмоций и мыслей человека;
- интонация – источник музыкальной речи;
- средства музыкальной выразительности;
- формы построения музыки;
- элементы нотной грамоты, нотная запись.
Третья линия «Музыкальная картина мира»:
- исполнительские коллективы;
- музыка для детей;
- певческие голоса;
- выдающиеся исполнительские коллективы.
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса:
1. “Россия – Родина моя”- 3 ч.
2. “День, полный событий”-6 ч.
3. “О России петь – что стремиться в храм”-6 ч.
4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -3 ч.
5. “В музыкальном театре”-6 ч.
6. “В концертном зале”-5 ч.
7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч.
Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Раздел 1. «Россия — Родина моя». (3 ч)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (6 ч)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3 «День, полный событий» (6 ч)
«В краю великих вдохновений.». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале» (5 ч)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре» ( 6 ч)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.» (6 ч)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится 1 час в неделю (35 ч).
Требования к уровню подготовки учащихся
4 класс
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Учебно–тематическое планирование
Содержание курса |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. |
Раздел «Россия — Родина моя» 1. Мелодия. 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» 3. Я пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь! |
Уметь составить сравнительную характеристику музыки Чайковского и Рахманинова, подобрать стихи о родном крае, созвучные музыке этих композиторов. Выделить мелодию, как главное выразительное средство музыки. Знать особенности русской народной песни, уметь определять жанры, выразительно исполнять народные мелодии. В музыке Рахманинова определять мелодическое начало. |
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные традиции Отечества. |
Раздел «О России петь — что стремиться в храм» 1. Святые земли Русской. Илья Муромец. 2. Кирилл и Мефодий. 3. Праздник праздников, торжество из торжеств. 4. Ангел вопияше. 5. Родной обычай старины. 6. Светлый праздник. |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность,танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. |
Раздел «День, полный событий» 1. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» 2. Зимнее утро. Зимний вечер. 3. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. 4. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. 5. «Приют, сияньем муз одетый…» 6. Обобщающий урок. |
Знать понятие тембра и регистра. Повторить жанры народной музыки: хороводные, плясовые. Уметь определять на слух музыкальные произведения. |
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. |
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 1. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. 2. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей». 3. Народные праздники. Троица. |
Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. |
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков |
Раздел «В концертном зале» 1. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. 2. Старый замок. Счастье в сирени живет… 3. Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы… 4. Патетическая соната. Годы странствий. 5. Царит гармония оркестра. |
Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации». Выявить интонационное сходство. Закрепить музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Определить образное содержание, характер и настроение музыки. |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –оперетта, мюзикл, балет. |
Раздел «В музыкальном театре» 1. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…) 2. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). 3. Исходила младешенька. (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). 4. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. 5. Балет «Петрушка». 6. Театр музыкальной комедии. |
Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая оркестровая. |
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.» 1. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. 2. Мастерство исполнителя. 3. Музыкальные инструменты. 4. Музыкальный сказочник. 5. Рассвет на Москве-реке. 6. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. |
Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. |
© 2016, Лопатина Наталья Владимировна 941