СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по патриотическому воспитанию «История и традиции карачаевского народа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Срок реализации программы 4 года

Возраст обучающихся 7-11 лет

Разработчик:

Учитель начальных классов

МКОУ КГО «СОШ№5им.С.К.Магометова»

Кумукова М.К.

1. Пояснительная записка

Семейные традиции – бесценная часть нашего культурного наследия, живой исток, без которого у народа нет будущего.

Целью данной программы является возрождение и сохранение традиций карачаевской семьи, воспитание на их основе личности, способной помогать ближнему и служить Отечеству.

Задачи:

1. Возрождение основ карачаевской семьи.

2. Оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественной культуре.

3. Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению культуры и истории Карачаево-Черкесии.

4. Творческое развитие ребенка на основе знаний о культуре и истории карачаевцев.

Содержание данной программы рассчитано на работу с учащимися 1-4 классов.

Программа направлена на знакомство с духовными ценностями карачаевской мусульманской семьи через изучение традиций, обрядов, быта жителей родного края.

Программа тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, семьёй, направлена на воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.

Особенно актуальна данная программа в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей семейные, межнациональные, социальные конфликты.

Программа рассчитана на 4 года обучения (135 часов). Группа занимается один раз в неделю, в году – 34 занятия.

Наиболее подходящая форма для реализации данной программы – кружок.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Первый год обучения. «В гостях у карачаевцев»

Тема 1.

Усадьбы и подворья. Традиционное убранство карачаевского дома.

9

7

2

Тема 2.

Блюда карачаевской кухни.

8

7

1

Тема 3.

Костюм – документ эпохи.

8

6

2

Тема 4.

Занятия карачаевцев.

9

6

3

Второй год обучения. «Карачаевские обычаи и традиции»

Тема 1

Этнические основы ислама – источник нравственности.

7

6

1

Тема 2.

Календарные праздники.

9

6

3

Тема 3.

Религиозные праздники.

9

7

2

Тема 4

Семейные праздники. Карачаевская свадьба в эстетическом и нравственном аспектах.

9

7

2

Третий год обучения. «Семья – идеал народной педагогики»

Тема 1

Карачаевская семья.

8

5

3

Тема 2.

Воспитание девочек и мальчиков.

9

6

3

Тема 3

Отношение к старшим.

9

7

2

Тема 4.

Заповеди воспитания.

8

6

2

Четвертый год обучения. «Родовое предание»

Тема 1.

Родословная. Моя родословная.

8

5

3

Тема 2.

Семейные реликвии.

9

7

2

Тема 3.

Значение имени и фамилии.

8

6

2

Тема 4

. История воинской славы карачаевского народа.

9

6

3

3. Содержание курса

Первый год обучения

«В гостях у карачаевцев» (34 ч.)

Тема 1. Усадьбы и подворья. Традиционное убранство карачаевского дома (9 ч)

Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Как строились дома с земельными крышами. Как возводились общественные здания. Специальные обряды при закладке дома. Обряд при строительстве жилья. Внутреннее убранство карачаевского дома. Интерьер карачаевского жилища. Центральное место в доме.

Тема 2. Блюда карачаевской кухни (8 ч)

Основой питания карачаевской семьи являлись кукурузный хлеб, продукты животноводства. Наиболее популярные блюда: гырджын, айран, шорпа, хычин. Простейшая утварь.

Тема 3. Костюм – документ эпохи (8 ч)

Карачаевский костюм. Влияние культуры кавказских народов. Традиционный женский костюм. Значение одежды в системе материальных ценностей карачаевской семьи

Тема 4. Занятия карачаевцев (9 ч)

Главная обязанность карачаевца - военная служба. Роль женщины в ведении домашнего хозяйства. Приобщение детей к труду. Полевые работы в страдную пору.

Второй год обучения

«Карачаевские обычаи и традиции» (34 ч)

Тема 1. Этнические основы ислама – источник нравственности (7ч)

Что такое духовная жизнь человека. Мусульманская вера карачаевцев и ее роль в жизни человека. Обозначение святого, праведного и грешного.

Тема 2. Календарно-религиозные праздники (9 ч)

В Карачае чтили и широко отмечали календарно-религиозные праздники: Ораза-байрам, Курман-байрам.

Тема 3. Карачаевские народные праздники (9 ч)

Праздник начала сенокоса. Праздник вызывания дождя. Праздник первого зубика. Праздник пеленания. Праздник первой борозды.

Тема 4. Семейные праздники. Карачаевская свадьба в эстетическом и нравственном аспектах. (9 ч)

Различные обряды Карачая: свадебный, родильный, имянаречение, похороны. Свадьба - сложный и длительный обряд со своими строгими правилами.

Третий год обучения

«Семья – идеал народной педагогики» (34 ч)

Тема 1. Карачаевская семья (8 ч)

Семейный быт. Традиционно большие карачаевские семьи. Роль главы семьи.

Тема 2. Воспитание девочек и мальчиков (9 ч)

Раннее приобщение детей к труду. Подготовка мальчиков к тяжелому труду. Отец и дед традиционно обучали сыновей и внуков выживанию в опасных условиях. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Тема 3. Отношение к старшим (9 ч)

Особым уважением в семье пользовались старики, которые выступали хранителями обычаев. Отношение к предкам – показатель нравственного состояния общества. У карачаевцев к предкам всегда относились с особым почтением.

Тема 4. Заповеди воспитания (8 ч)

Горская карачаевская педагогика, в основе которой идеалы строгой доброты и послушания, доверия, справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду.

Четвертый год обучения

«Родовое предание» (34 ч)

Тема 1. Родословная. Моя родословная (8 ч)

Родословное дерево семьи. Понятие семьи у карачаевцев. Как рождается семья.

Тема 2. Семейные реликвии (9 ч)

Что такое семейные реликвии. Передача семейных реликвий от родителей к детям – древняя традиция, сохраняющая память о предках. Для чего нужно беречь семейные реликвии.

Тема 3. Значение имени и фамилии (8 ч)

Что такое фамилия. Фамилия – наследственное имя семьи. Происхождение фамилий. Значение имени. Знаменитые однофамильцы.

Тема 4. История воинской славы карачаевского народа (9 ч)

Герои ВОВ среди карачаевцев. Воины-интернационалисты. Легендарные воины-карачаевцы. Х.У.Богатырев, С.К.Магометов, О.М.Касаев, Д.Т.Узденов, В.М.Семенов и др.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Овладение теоретическим и практическим материалом о жизни, быте, традициях, семейном укладе карачаевского народа, развитие на этой основе духовных и культурных ценностей учащихся, воспитание патриотизма и гражданской позиции.

5. Формы и виды контроля

  1. Беседа
  2. Практическое занятие
  3. Тестирование
  4. Викторина
  5. Индивидуальная работа с учащимися

6. Методические рекомендации

Содержание программы закладывает основы духовного развития на основе мусульманских семейных ценностей карачаевского народа.

Младший школьный возраст характеризуется конкретно-образным восприятием и мышлением, поэтому предполагается при обучении исходить от близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира.

1. Общие требования к обстановке в кабинете:

- техническое обеспечение кабинета в соответствии с содержанием программы;

- чистота, проветриваемость помещения;

- физкультпаузы.

2. Техническое и материальное обеспечение:

- кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами;

- средства мультимедиа.

3. Кадровое обеспечение:

Руководитель, реализующий программу, должен владеть следующими профессиональными и личностными качествами:

- знание психологических возрастных особенностей учащихся;

- наличие общей культурологической подготовки;

- владение методиками духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.

4. Методическое обеспечение программы:

- методические разработки и планы-конспекты занятий;

- методические рекомендации и указания к практическим занятиям.

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд

Методические пособия

3

Справочные пособия

4

Энциклопедии

2

2. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи

4

Видеофильмы

3

Презентации

9

3. Учебно-практическое оборудование

Телевизор

1

Компьютер

1

Мультимедийное оборудование

1

Библиографический список

1. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». http://www.mojgorod.ru/karacherk_r/karachajesk/

2. http://www.travellers.ru/city-karachaevsk

3. Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодёжи «Эльбрусоид»

4. Электронная свободная энциклопедия Википедия

5. Биттирова Т. Карачаево-Балкарские деятели культуры конца ХIX - начала XX в. т.2. Нальчик. «Эльбрус». 1996.

6. Караева З. Б. Исмаил Семенов. Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/ismail-semenov#ixzz3QU1PFP7E

7. Кулаев Ч.С. Народы Карачаево-Черкесии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Черкесск. 1990.

8. Люди. peoples.ru. http://www.peoples.ru/state/statesmen/mikoyan/

9. Уголок большой России – горный край родной. Карачаево-Черкесия. 1922-1982. Издательство: Книжное издательство. 1982 г. Серия: Карачаево - Черкесия. 1922-1982.

23.12.2015 20:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!