СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Срок реализации программы 4 года
Возраст обучающихся 7-11 лет
Разработчик:
Учитель начальных классов
МКОУ КГО «СОШ№5им.С.К.Магометова»
Кумукова М.К.
1. Пояснительная записка
Семейные традиции – бесценная часть нашего культурного наследия, живой исток, без которого у народа нет будущего.
Целью данной программы является возрождение и сохранение традиций карачаевской семьи, воспитание на их основе личности, способной помогать ближнему и служить Отечеству.
Задачи:
1. Возрождение основ карачаевской семьи.
2. Оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественной культуре.
3. Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению культуры и истории Карачаево-Черкесии.
4. Творческое развитие ребенка на основе знаний о культуре и истории карачаевцев.
Содержание данной программы рассчитано на работу с учащимися 1-4 классов.
Программа направлена на знакомство с духовными ценностями карачаевской мусульманской семьи через изучение традиций, обрядов, быта жителей родного края.
Программа тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, семьёй, направлена на воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.
Особенно актуальна данная программа в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей семейные, межнациональные, социальные конфликты.
Программа рассчитана на 4 года обучения (135 часов). Группа занимается один раз в неделю, в году – 34 занятия.
Наиболее подходящая форма для реализации данной программы – кружок.
2. Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Первый год обучения. «В гостях у карачаевцев» |
||||
Тема 1. |
Усадьбы и подворья. Традиционное убранство карачаевского дома. |
9 |
7 |
2 |
Тема 2. |
Блюда карачаевской кухни. |
8 |
7 |
1 |
Тема 3. |
Костюм – документ эпохи. |
8 |
6 |
2 |
Тема 4. |
Занятия карачаевцев. |
9 |
6 |
3 |
Второй год обучения. «Карачаевские обычаи и традиции» |
||||
Тема 1 |
Этнические основы ислама – источник нравственности. |
7 |
6 |
1 |
Тема 2. |
Календарные праздники. |
9 |
6 |
3 |
Тема 3. |
Религиозные праздники. |
9 |
7 |
2 |
Тема 4 |
Семейные праздники. Карачаевская свадьба в эстетическом и нравственном аспектах. |
9 |
7 |
2 |
Третий год обучения. «Семья – идеал народной педагогики» |
||||
Тема 1 |
Карачаевская семья. |
8 |
5 |
3 |
Тема 2. |
Воспитание девочек и мальчиков. |
9 |
6 |
3 |
Тема 3 |
Отношение к старшим. |
9 |
7 |
2 |
Тема 4. |
Заповеди воспитания. |
8 |
6 |
2 |
Четвертый год обучения. «Родовое предание» |
||||
Тема 1. |
Родословная. Моя родословная. |
8 |
5 |
3 |
Тема 2. |
Семейные реликвии. |
9 |
7 |
2 |
Тема 3. |
Значение имени и фамилии. |
8 |
6 |
2 |
Тема 4 |
. История воинской славы карачаевского народа. |
9 |
6 |
3 |
3. Содержание курса
Первый год обучения
«В гостях у карачаевцев» (34 ч.)
Тема 1. Усадьбы и подворья. Традиционное убранство карачаевского дома (9 ч)
Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Как строились дома с земельными крышами. Как возводились общественные здания. Специальные обряды при закладке дома. Обряд при строительстве жилья. Внутреннее убранство карачаевского дома. Интерьер карачаевского жилища. Центральное место в доме.
Тема 2. Блюда карачаевской кухни (8 ч)
Основой питания карачаевской семьи являлись кукурузный хлеб, продукты животноводства. Наиболее популярные блюда: гырджын, айран, шорпа, хычин. Простейшая утварь.
Тема 3. Костюм – документ эпохи (8 ч)
Карачаевский костюм. Влияние культуры кавказских народов. Традиционный женский костюм. Значение одежды в системе материальных ценностей карачаевской семьи
Тема 4. Занятия карачаевцев (9 ч)
Главная обязанность карачаевца - военная служба. Роль женщины в ведении домашнего хозяйства. Приобщение детей к труду. Полевые работы в страдную пору.
Второй год обучения
«Карачаевские обычаи и традиции» (34 ч)
Тема 1. Этнические основы ислама – источник нравственности (7ч)
Что такое духовная жизнь человека. Мусульманская вера карачаевцев и ее роль в жизни человека. Обозначение святого, праведного и грешного.
Тема 2. Календарно-религиозные праздники (9 ч)
В Карачае чтили и широко отмечали календарно-религиозные праздники: Ораза-байрам, Курман-байрам.
Тема 3. Карачаевские народные праздники (9 ч)
Праздник начала сенокоса. Праздник вызывания дождя. Праздник первого зубика. Праздник пеленания. Праздник первой борозды.
Тема 4. Семейные праздники. Карачаевская свадьба в эстетическом и нравственном аспектах. (9 ч)
Различные обряды Карачая: свадебный, родильный, имянаречение, похороны. Свадьба - сложный и длительный обряд со своими строгими правилами.
Третий год обучения
«Семья – идеал народной педагогики» (34 ч)
Тема 1. Карачаевская семья (8 ч)
Семейный быт. Традиционно большие карачаевские семьи. Роль главы семьи.
Тема 2. Воспитание девочек и мальчиков (9 ч)
Раннее приобщение детей к труду. Подготовка мальчиков к тяжелому труду. Отец и дед традиционно обучали сыновей и внуков выживанию в опасных условиях. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.
Тема 3. Отношение к старшим (9 ч)
Особым уважением в семье пользовались старики, которые выступали хранителями обычаев. Отношение к предкам – показатель нравственного состояния общества. У карачаевцев к предкам всегда относились с особым почтением.
Тема 4. Заповеди воспитания (8 ч)
Горская карачаевская педагогика, в основе которой идеалы строгой доброты и послушания, доверия, справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду.
Четвертый год обучения
«Родовое предание» (34 ч)
Тема 1. Родословная. Моя родословная (8 ч)
Родословное дерево семьи. Понятие семьи у карачаевцев. Как рождается семья.
Тема 2. Семейные реликвии (9 ч)
Что такое семейные реликвии. Передача семейных реликвий от родителей к детям – древняя традиция, сохраняющая память о предках. Для чего нужно беречь семейные реликвии.
Тема 3. Значение имени и фамилии (8 ч)
Что такое фамилия. Фамилия – наследственное имя семьи. Происхождение фамилий. Значение имени. Знаменитые однофамильцы.
Тема 4. История воинской славы карачаевского народа (9 ч)
Герои ВОВ среди карачаевцев. Воины-интернационалисты. Легендарные воины-карачаевцы. Х.У.Богатырев, С.К.Магометов, О.М.Касаев, Д.Т.Узденов, В.М.Семенов и др.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Овладение теоретическим и практическим материалом о жизни, быте, традициях, семейном укладе карачаевского народа, развитие на этой основе духовных и культурных ценностей учащихся, воспитание патриотизма и гражданской позиции.
5. Формы и виды контроля
6. Методические рекомендации
Содержание программы закладывает основы духовного развития на основе мусульманских семейных ценностей карачаевского народа.
Младший школьный возраст характеризуется конкретно-образным восприятием и мышлением, поэтому предполагается при обучении исходить от близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира.
1. Общие требования к обстановке в кабинете:
- техническое обеспечение кабинета в соответствии с содержанием программы;
- чистота, проветриваемость помещения;
- физкультпаузы.
2. Техническое и материальное обеспечение:
- кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами;
- средства мультимедиа.
3. Кадровое обеспечение:
Руководитель, реализующий программу, должен владеть следующими профессиональными и личностными качествами:
- знание психологических возрастных особенностей учащихся;
- наличие общей культурологической подготовки;
- владение методиками духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.
4. Методическое обеспечение программы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий;
- методические рекомендации и указания к практическим занятиям.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
1. Библиотечный фонд |
||
|
Методические пособия |
3 |
|
Справочные пособия |
4 |
|
Энциклопедии |
2 |
2. Экранно-звуковые пособия |
||
|
Аудиозаписи |
4 |
|
Видеофильмы |
3 |
|
Презентации |
9 |
3. Учебно-практическое оборудование |
||
|
Телевизор |
1 |
|
Компьютер |
1 |
|
Мультимедийное оборудование |
1 |
Библиографический список
1. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». http://www.mojgorod.ru/karacherk_r/karachajesk/
2. http://www.travellers.ru/city-karachaevsk
3. Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодёжи «Эльбрусоид»
4. Электронная свободная энциклопедия Википедия
5. Биттирова Т. Карачаево-Балкарские деятели культуры конца ХIX - начала XX в. т.2. Нальчик. «Эльбрус». 1996.
6. Караева З. Б. Исмаил Семенов. Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/ismail-semenov#ixzz3QU1PFP7E
7. Кулаев Ч.С. Народы Карачаево-Черкесии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Черкесск. 1990.
8. Люди. peoples.ru. http://www.peoples.ru/state/statesmen/mikoyan/
9. Уголок большой России – горный край родной. Карачаево-Черкесия. 1922-1982. Издательство: Книжное издательство. 1982 г. Серия: Карачаево - Черкесия. 1922-1982.
© 2015, Кумукова Маргарита Кемаловна 2101