СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с родителями в начальной школе

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности.

Известный школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.

Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка.

Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.

Для организации совместной деятельности классного руководителя и родителей считаю необходимым использовать активные формы взаимодействия с семьями учеников, поддерживать инициативу родителей в делах класса и школы. При этом добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.

Можно выделить несколько направлений моей работы с родителями:

  • Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
  • Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
  • Привлечение родителей к организации работы с классом.

Формы работы с родителями, которые я использую разнообразны:

- родительские собрания,

- посещение семей учащихся,

- совместные мероприятия,

- индивидуальные беседы,

- анкетирование,

- семейные праздники,

- походы, экскурсии.

Знакомство с родителями будущих первоклассников происходит часто на этапе предшкольной подготовки, организованной в нашей школе, и первом собрании, где родители знакомятся с нормативными документами учреждения.

Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня волнует в одинаковой степени, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками. С этой целью провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы я узнаю информацию не только о своих будущих учениках, но и о семьях, с которыми мне предстоит сотрудничать: уровень образования, условия жизни и материального обеспечения. Включаю вопрос: какую помощь родители могут предложить по организации мероприятий с классом. Итоги анкетирования я активно использую при составлении плана воспитательной работы.

Родительское собрание как одна из форм работы с родителями ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы.

Уже несколько лет мы практикуем предварительное собрание родителей будущих первоклассников, которое проводим в мае предыдущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.

На протяжении всех лет работы ставлю перед собой задачу - проводить встречи с родителями так, чтобы уходя, с собрания они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.

Родительские собрания провожу разные по содержанию.

  • Организационные «Права и обязанности родителей»
  • Тематические «Трудности адаптации первоклассников» «Первые уроки школьной отметки»
  • Обмен мнениями «Первые дни ребенка в школе»
  • Беседа с элементами игры «О детской агрессии»
  • Собрание-практикум «Как готовить домашнее задание»
  • Деловая игра «Поговорим о дружбе»
  • Круглый стол «Методы воспитания» «Поощрения и наказания в семье»

Накануне родительского собрания я обычно провожу анкетирование детей, подвожу итоги для себя, а затем эти же вопросы задаю родителям и раздаю им ответы их детей для сравнения. После этого обсуждаем возникшие вопросы, разногласия, и я даю рекомендации или советы родителям, список литературы по проблеме. На мой взгляд, такие родительские собрания проходят очень интересно и полезно. Для подготовки к собраниям использую книгу Н.И.Дереклеевой «Новые родительские собрания».

После каждого собрания стараюсь приготовить советы родителям, оформляю буклеты.

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительный орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, учащимися класса. В классе работает «телефонная цепочка оповещения». Обязанности между членами комитета распределяем в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными моими помощниками. Многие родители знают о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказывают, чтобы тактично и своевременно вмешаться, оказать помощь. (Должников Саша)

Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

Большой эффект в воспитании, укреплении связей взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты, походы с родителями на природу, экскурсии в музеи, театры. Они также способствуют формированию коллектива в классе. Мои родители активно участвуют в проведении классных и школьных мероприятий: помогают готовить поделки, костюмы, проекты, принимают участие в школьных акциях: «Разноцветная неделя» (посадка деревьев), «Помоги ребенку».

Праздники в начальной школе любят не только дети, но и их родители. В тёплой дружеской обстановке отмечаем «Праздники осени», «День именинника», 23 февраля и 8 марта, «День матери». Наши детские праздники превращаются в открытые уроки, так как многие из них подводят итог совместной деятельности детей и родителей. Чаще всего - это конкурсно – игровая программа с участием взрослых и детей. Утренники часто заканчиваются чаепитием.

В нашей школе традиционно проводятся дни открытых дверей, когда родители могут прийти на урок. Это позволяет родителям лучше понять возможности своих детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание.

Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка.

Сотрудничество семьи и школы выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса.

Работа с родителями - это экзамен, который должны выдержать обе стороны: и учитель, и родители.

И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитания младших школьников во многом зависит от личных качеств учителя, его авторитета в глазах детей и родителей.

На первой встрече с родителями говорю, что рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Поэтому предлагаю родителям выяснять какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе или хотя бы позвонить.

И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.

Выступала учитель начальных классов Г.Р.Калабаева

30.10.2015 13:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!