СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа с технологическими картами на уроках математики по УМК " Школа России".
Хомякова Людмила Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
г. Юрги"
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Современный урок в рамках ФГОС призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Изучая формулировки нового ФГОС ННО, я осознала важность и необходимость в умении планировать и строить урок, так чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достижения трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных, сформулированных не в виде ЗУН, а в виде формируемых способов деятельности. А проанализировав (открытые источники сети Интернет) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-предметниками, пришла к выводу, что унифицированной формы подобной карты в настоящее время не существует. На основе множества Технологических карт урока я смогла подобрать для своей работы данную структуру, на мой взгляд, удачно реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока можно менять.
Готовиться к урокам необходимо. Это понимает каждый учитель, кто честно относится к своему делу. Показатель эффективности такой работы – хорошо проведённый урок, выразившийся в реальных учебных результатах обучающихся. Как будет выглядеть на бумаге процесс его подготовки: план-конспект, технологическая карта – это уже вторично. В текстовый конспект могут закрасться существенные несоответствия: цели и задачи урока поставлены одни, а потом в объёмном изложении хода урока уже и не вполне ясно, реализованы они или нет в содержании материала. Кроме того, в привычном нам конспекте урока мы, к сожалению, описываем собственную деятельность, а не деятельность детей. Почему можно заменить конспект технологической картой? Потому что никакого федерального документа, который бы закреплял требования к конспекту урока, у нас с вами нет. Поэтому учитель предоставляет конспект в той форме, которая удобнее ему. Многие преподаватели сочли полезным для себя пользоваться технологической картой урока. Сегодня постараемся рассмотреть более подробно преимущества технологической карты.
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сегодня предлагается два вида технологических карт: технологическая карта с методической структурой и технологическая карта с дидактической структурой.
1. Организационный момент: тема;
цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи;
мотивация их принятия;
планируемые результаты: знания, умения, навыки;
личностно формирующая направленность урока.
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4. Сообщение нового материала.
5. Решение учебной задачи.
6. Усвоение новых знаний.
7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
8. Закрепление изученного материала.
9. Обобщение и систематизация знаний.
10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта может содержать дополнительно:
4. Школьное математическое образование - ключевой ресурс развития детского интеллекта, важнейшая область умственной деятельности, в которой за годы школьного образования происходит становление таких ресурсов мышления, как память. внимание, логика, абстрактное моделирование, воображение. Каждый из них представляет собой необходимое условие не только успешности процесса школьного образования, но и готовности ученика к тому, чтобы видеть и понимать " математическую картину мира", уметь самостоятельно управлять своим умом и развивать его в течение всей жизни.
Изучение математики в первые четыре года школьной жизни должны происходить так, чтобы переживаемые учеником опыт систематического сложного интеллектуального труда создавал основу положительного. радостного отношения к интеллектуальной деятельности, как таковой.
Учитель, работающий с технологическими картами урока ( ТКУ), знает, что это - удобный, полезный, эффективный инструмент, позволяющий осуществлять проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Работая с ТКУ на основе УМК " Школа России", учитель может быть уверен в осуществлении задачи формирования у учащихся универсальных учебных действий.
Работая по УМК " Школа России" с помощью технологических карт уроков, учитель на практике реализует системно-деятельностный подход к обучению.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся,
организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
· реализовать планируемые результаты ФГОС;
· определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
· системно формировать у учащихся УУД;
· осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
· определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
· освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
· определить возможности реализации меж предметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
· на практике реализовать мета предметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
· решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
· соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
· обеспечить повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах. Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит развитие личности.
© 2023, Хомякова Людмила Александровна 159