СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа в классе развивает профессионализм быстрее, чем репетиторство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Репетитор и преподаватель вуза Александр Чернышёв когда-то преподавал и в школе. Но мизерная зарплата помешала ему быть учителем. Александр уже рассказывал, как скучал без уроков в классе, поэтому однажды вернулся в школу. Он размышляет, зачем ему всё-таки эта работа и рассказывает, как готовит к олимпиадам и к ЕГЭ своих лицеистов и частных учеников: Влада, Диму, Настю, Юлю, Илью, Максима.

Ведь дал себе зарок больше не работать в бюджетной сфере, тем более возвращаться в школу. И вот надо же, с 1 сентября по совместительству - учитель в 10-11 классах. Впервые после двадцати лет отсутствия в школе! Почти сотня ребят и девушек, старшеклассников, нацеленных на поступление в вуз и на ЕГЭ по моему предмету. Эх, раздолье!

Кажется, я их уже всех люблю. Уже веду их на фестиваль документального кино "Флаэртиана". Вот где потенциальные олимпиадники и стобалльники, а не только на одиночном репетиторстве! Столько работы! Уже записался на курсы повышения квалификации "без отрыва от производства" (ура, теперь бесплатные), готовлюсь к краевой учительской олимпиаде, "чтобы повышать рейтинг учебного заведения", зарегистрировался на городском сайте электронных портфолио. Пытаюсь что-то вбивать, раскопал какие-то сертификаты. Включаюсь в олимпиадное движение: стал председателем жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию. Сформировал лицейскую олимпиадную сборную. Что это? Глупость? Азарт? Даже не знаю, сколько буду зарабатывать в итоге. Смешно. Но интересно, что получится.

…Иду домой и размышляю: что даёт мне работа в лицее? Постоянно теперь об этом думаю. Ощущения абсолютно противоречивые. Если честно, кое-кто из моих бывших учеников не поверил, что я пошёл работать в школу.

- Зачем вам это нужно, Александр Юрьевич? - спрашивали. - Ведь вы мечтаете о своём собственном классе, самостоятельно набранном.

И что же действительно даёт работа в школе? Сразу же прошёл курсы повышения квалификации в Высшей школе экономики. Бесплатно. Приглашают на семинары и конференции через администрацию лицея. Работаю сразу с несколькими олимпиадниками, которых на репетиторстве мог бы ждать годами. В феврале аттестуюсь. Работа в лицее придаёт моей деятельности больше публичности. Мы, репетиторы, зачастую изолированы от профессионального сообщества. Я вышел из тени, и меня это радует. Если, конечно, не думать о злосчастной "базовой части" зарплаты. Но ведь не за деньгами я пошёл в государственное учебное заведение на десять часов (смешно, право). Попробую посмотреть на свою работу в нём по-другому. Школа - это не доход и не затраты. А вложение, инвестиция. В конечном итоге, в себя, в своё дело, в своё развитие.

Всё, что я делаю сейчас в школе, важно для меня как частнопрактикующего педагога. Мне не надо дрожать за место. Поэтому можно смело экспериментировать на уроке. То ли в шутку, то ли всерьёз (сам не понимаю) говорю коллегам: "Я - начинающий учитель. Приглашайте на занятия в лицейскую Школу молодого педагога". Мне важно ощущать себя частью профессионального сообщества. Только есть ли оно, это сообщество?

Заказал в "Лабиринте" учебник Хуторского "Дидактика". В 44 года. Впервые. Учиться никогда не поздно.

Как репетитор я лишён многих возможностей, какие даёт только формальная организация. Как учитель лицея я могу, например, участвовать в учительских олимпиадах и профессиональных конкурсах. А репетитором - нет. И побеждать, как на "Профи-Край" в 2015 году! Участвовать в научных конференциях и публиковаться. Без оргвзносов. Посещать методические семинары и открытые уроки. Пользоваться библиотекой учебного заведения. Реализовывать нужные мне исследовательские проекты вместе с учениками. Самое главное - методически оттачивать уроки в больших, разноуровневых и разномотивированных аудиториях.

Работа в классе развивает профессионализм быстрее и кардинальнее, чем репетиторство. Репетиторство - это ремесленничество

Поэтому и выхожу на формирование собственных групп учеников из разных школ, чтобы прекращать ездить по домам. Главное - педагогическая среда, профессиональное общение, которого мне, как репетитору, не хватает уже несколько лет.

В лицее я быстрее добьюсь высоких результатов в профессиональной деятельности, чем на одиночном репетиторстве. Ведь это добрая сотня учеников одновременно! Вот бы дать лицею первого стобалльника! Главное, поверить друг другу и в себя, и у нас всё получится. Двенадцать человек у меня в олимпиадной сборной. Их победы станут моими победами. Это честолюбие.

…Второй год подряд участвовал в учительской олимпиаде "Профи-Край". Олимпиады, несмотря на качество заданий, - это драйв! Особенно на разборе заданий после решения. Люблю схлёстываться с составителями. Вот и на этот раз постфактум организатор подошла и признала мою правоту по одному из заданий. Мне это, правда, не помогло. На этот раз остался без победы. Даже в призёры не попал. Каких-то двух баллов не хватило. Но какой процесс волнительный!

Зато сегодня мои лицейские ученики писали муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Сам не победил - верю, победят мои ученики! Передо мной лежат 17 работ. Сейчас буду проверять. Лепота.

. Половина первого ночи. Мой десятиклассник из лицея Влад сел писать эссе на "Покори Воробьёвы Горы". У него есть 12 часов, чтобы написать и отправить. Нет, шесть. Уроки с утра ведь никто не отменил. Во "Вконтакте" накидываем идеи, даю ссылочки на источники. Пытаемся сформулировать проблему. Полуночники! А вставать в 6.30. Всё, решил его оставить. Я знаю, что он справится сам, мы с ним, наверное, уже четвёртую олимпиаду преодолеваем. Иду в ванную. Всё равно сразу не лягу. Ещё надо "Дидактику" Хуторского почитать.

Олимпиадники не дают даже спокойно болеть. Только что дистанционно проводил на самолёт Диму и Влада, улетающих на олимпиаду РАНХиГС. Ещё книжку скинул им в самолёт о том, как писать эссе. Тут на связь вышла Настя, пребывающая немного в растерянности от того, что прошла в очный тур "Ломоносовки". Полтора часа её мотивировал, смотрел с ней задания прошлого года, подбирали литературу, подыскивали онлайн-лекции, порылись на образовательных страницах во "ВКонтакте", на которые я подписан. Кажется, девушка воодушевилась. Кира, неугомонная, уже в Москве, завтра писать в РАНХиГС, но умудряется одновременно подыскивать литературу для очного тура олимпиады МГИМО, на который мы ещё даже не прошли, и советуется со мной. Составляю и ей подборку.

…Воскресенье. Единственный день, когда не хожу на уроки. Зато готовлюсь к ним. Сразу на всю неделю. Сегодня, наверно, с 11 часов не отходил от компьютера. Делал только перерывы. Целое искусство - делать несколько дел одновременно! Проверяю накопившиеся ученические контрольные работы и набиваю отчёт по олимпиадной подготовке для завтрашнего совещания у директора лицея. Заполняю электронные дневники и консультирую учеников во "ВКонтакте". Дописываю статью на конференцию в Вышке (завтра последний день сдачи) и распечатываю раздаточный материал на уроки. С приходом в лицей нагрузка значительно выросла. Стал дольше сидеть ночами. Не понимаю, зачем мне это надо?

…Каникулы, а я провёл сегодня восемь уроков. С Юлей разбирались в гражданском праве, с Егором - в конституционном и международном. Право без примеров - скука. Поэтому с Юлей для иллюстрации используем наш договор образовательных услуг, а о правах человека с Егором судачим на примерах преступлений на Донбассе и преследований властями участников антикоррупционных митингов 26 марта.

Постоянно сравниваю себя и учеников на школьном уроке и с глазу на глаз. Как всё-таки атмосфера, общий настрой влияют на совместную деятельность! Скучно ученикам - скучно учителю. И, наоборот, взрыв эмоций, когда интересно всем. Есть у меня ученик, Илья, непростой старшеклассник, нервный и довольно закрытый. Но нам друг с другом легко. Он выговаривается, не зажимается, надо видеть его нетерпеливость, когда пытается сформулировать ответ, я перебиваю его, спохватываюсь, он одёргивает меня (экая наглость!). Я не вижу такую мимику и жесты на школьных уроках. Другой мой ученик, Максим, едва не подпрыгивает от радости, если Александр Юрьевич ошибся, если Александру Юрьевичу приходится подсказывать. Вот это учёба!

Репетитор ни в коем случае не должен напоминать ученику школьного учителя, а урок с ним - школьный урок. В школе же мы другие. Скучные и затянутые. И ученик, и учитель

А можно было бы попытаться "взорвать". Получится ли?

У этой оптимистичной истории есть продолжение и окончание. После серии удручающих записей мне захотелось добавить в свой блог света.

30.05.2018 11:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!