СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной информационной грамотности как необходимое условие формирования компетенций и компетентностей учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:

  • Готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования,
  • Способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей,
  • Готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности,
  • Способность к коммуникативной деятельности.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

  • Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.
  • Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
  • Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

  • Обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; Используются продуктивные формы групповой работы;
  • Обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Для этого необходимо: использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line. Психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения. Совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.

Среди ключевых компетенций ученика средней школы выделяют технологические - способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя.

Формирование технологических компетенций является актуальной задачей современности. От того, насколько успешно она будет решена, зависит эффективность широкого использования вычислительной техники, и, в конечном счете, перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества. Важная роль в решении этой задачи принадлежит урокам информатики.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.

Одна из основных задач, которые мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Содержание курса информатики складывается сложно и противоречиво. Оно должно соответствовать социальному заказу общества в каждый момент его развития. Быстрый прогресс в области информационных технологий заставляет также быстро изменять содержание курса информатики. Планируя курс информационных технологий, возникает проблема не как научить, а как правильно сформировать практические задания и оценить креативные способности обучающихся во время проведения занятий. Ориентируясь на цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых предметов «Информатика и информационные технологии», ставлю цель подготовить учеников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся информационному миру.

Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи: способствовать формированию самостоятельности, творческого потенциала, коммуникабельности через выполнения практических работ.

С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Способность человека делать открытия – не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Задача учителя создать творческую атмосферу, помочь учащимся само реализоваться. На уроках информатики можно использовать различные творческие задания:

В графическом редакторе Paint «создать» мозаику; Создать визитную карточку; Оформить титульный лист книги; Создать БД «Ученик», содержащую информацию о ваших одноклассниках; Придумать стихотворение (или рассказ), реализующее заданную алгоритмическую конструкцию; Создать кроссворд; Создать презентацию на заданную тему и т.д.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.

Категория: Информатика
04.12.2023 22:35


© 2023 33

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!