СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интереса по русскому языку у младших школьников посредством лингвистических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИГР 1.1. Интерес: понятие, специфика………………………………………………8 1.2. Психолого-педагогические аспекты развития интереса у младших школьников………………………………………………………………………16 1.3. Лингвистические игры как средство развития интереса к русскому языку у младших школьников…………………………………………………………23 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИГР

2.1. Диагностика уровня развития интереса к русскому языку у младших школьников………………………………………………………………………38 2.2. Реализация комплекса упражнений, направленного на развитие интереса к русскому языку у младших школьников посредством лингвистических игр…………………………………………………………………………….…49 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………………. 73

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……….……………………………………………………….77

ВВЕДЕНИЕ

Повышение качества школьного образования является одной из основных задач, что подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами в развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Явным примером является принятие Министерством образования Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования. Данный документ в качестве основного принципа школьного образования направлен на формирование интереса и познавательных интересов младшего ученика в различных видах школьной деятельности. Кроме того, стандарт школьного образования направлен на развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Согласно стандарту, программа должна обеспечить развитие личности младших школьников в различных видах деятельности и обеспечить его познавательное развитие в образовательной области, сущность которой раскрывает следующим образом:

- развитие любознательности и развитие заинтересованности;

- формирование познавательной способности, становление сознания;

- развитие творческой активности, воображения;

- формирование первичных представлений о себе, и о людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, размере, цвете, материале, ритме, звучании, количестве, темпе, числе, части и целом, о пространстве и времени, о движении и покое, о причинах и следствиях и др.), о нашей планете Земля, которая является общим домом для жителей Вселенной, об особенностях её природы, многообразии стран и народов и т.д.

Познавательное развитие ученика младшего школьного возраста как эволюционный процесс проходит в несколько стадий: 1 стадия: любознательность, 2 стадия: стадия развития интереса, любопытство, а так же 3 стадия: стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной, специально организованной деятельности значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства школьник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, который связан с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой интерес ребенка младшего школьного возраста к знаниям и науке, активное видение мира, характеризующееся стремлением проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого им, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости, восторга, удовлетворенности своей деятельностью. Новым качеством познавательного развития учащихся младшего школьного возраста является интерес, который характеризуется повышенной заинтересованностью, ясной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, главное место в которой занимают познавательные мотивы; интерес подталкивает школьника познанию сущности действия, отношения, связи, а так же к освоению действительности. К уровню высокого познавательного развития учеников младшего школьного возраста относится познавательная активность, основой развития которой служит целый акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности ребенка является его познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется через поиск, направленный на выявление, выяснение, открытие неизвестного и его усвоение.

Методика познавательного развития учеников школьного возраста включает следующие компоненты:

  • когнитивный, который направлен на получение учеником информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и который формирует целостную картину мира;
  • деятельностный, который отражает организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность учащихся школьного возраста, экспериментирование), которая направлена на формирование познавательной активности учащихся;
  • эмоционально-чувственный, который определяет отношение младшего школьника к познанию окружающего мира.

В работе с младшими школьниками проблема развития интереса к русскому языку является наиболее значимой. Учителя, а так же родители учащихся часто жалуются на «невнимательность», «несобранность», на «отвлекаемость» своих детей. Внимание детей, их возраста действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Проблема развития интереса у младших школьников к русскому языку с помощью лингвистической игры относится к числу основный проблем современной педагогической науки и практики, объясняется это:

Во-первых, тем, что особое место среди психических процессов занимает внимание. Внимание входит в практическую деятельность, познавательные процессы, с его помощью выражается интерес личности ученика. Когда говорят о внимании, то подчеркивают сосредоточенность, направленность сознания ученика на определенном объекте или действии.

Во-вторых, как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы. Если падает интерес к русскому языку то, снижается грамотность, увеличивается косноязычие и умение правильно выразить свои мысли.

Одним из путей проявления интереса к русскому языку у младшего школьника является использование учителями в учебной деятельности лингвистических игр, которые смогут развить качественные характеристики свойств внимания и вызвать интерес русскому языку как к учебному предмету.

Современная научная литература делает упор на том, что игровая форма обучения занимает важное место на уроках в начальной школе, и не только в ней, т.к. дает возможность сделать процесс подачи материала урока более интересным, занимательным и разнообразным. Однако, несмотря на особое внимание исследователей к лингвистической игре и ее применение, остаются не исследованными вопросы о влиянии лингвистических игр на развитие внимания ребенка и увеличение его познавательного интереса к предмету.

Актуальность проблемы, это ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие интереса к русскому языку у младших школьников посредством лингвистических игр».

Объект исследования: процесс обучения ребенка русскому языку в начальных классах.

Предмет исследования: это развитие интереса к русскому языку у младших школьников посредством лингвистической игры.

Цель исследования: теоретически изучить и путем эксперимента проверить эффективность проявления интереса у младших школьников к русскому языку посредством проведения лингвистических игр.

Гипотеза: развитие интереса к русскому языку у младших школьников будет эффективнее при условии:

  1. учета возрастных особенностей младших школьников.
  2. при систематическом использовании лингвистических игр на уроках русского языка.

Для выполнения поставленных задач необходимо:

1. Изучить необходимую литературу по теме исследования.

2. Определить сущность понятия «лингвистическая игра».

3. Рассмотреть особенности детей младшего школьного возраста с психолого-педагогической точки зрения.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме развития разнообразия речи младших школьников на уроках русского языка посредством лингвистической игры.

Методы исследования: анализ, синтез, тестирование, анкетирование, статистическая обработка полученных данных.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы студентами педагогического факультета в период педагогической практики, учителями начальных классов и руководителями методических объединений.

Структура квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

08.11.2018 15:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!