СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие памяти детей младшего школьного возраста посредством тренировочных упражнений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день существует объективная необходимость обучения детей младшего школьного возраста способам и приёмам эффективного, осознанного запоминания учебного материала. Это будет способствовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности.

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд.

Память - когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала: - образная, - эмоциональная, - двигательная, - словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.

В младшем школьном возрасте происходят большие изменения в процессах памяти. Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, но это умение несовершенно. Так первоклассник часто не помнит, что ему задали на дом, но зато легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства. Они оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызываю яркие образы и сильные переживания. Некоторые психологи утверждают, что у детей младшего школьного возраста доминирует механическое запоминание, также утверждают, что понимание смысла слов в детском возрасте имеет малое значение. Изучения советских психологов показывают, что механическое заучивание у детей менее результативно, чем осмысленное [4]. А.А. Смирнов отмечает, что, как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то младший школьный возраст уже оставляет много ярких воспоминаний.

Важно активизировать, как можно больше видов памяти при организации учебной деятельности, при этом, следует учитывать особенности:

1. Четкость установки на запоминание (цель, значение запоминания, длительность, дифференциация сроков запоминания);

2. Смысловая обработка, структурирование, обобщение, сравнение материала, использование в стандартных и нестандартных ситуациях, дозировка по объему информации для запоминания;

3. Самостоятельное заполнение таблиц;

4. Работа в парах, рассказ или объяснение учителя, одноклассника и т.п.;

5. Запись в тетради понятий и др.;

6. Опора на эмоциональный опыт ребенка, приведение ярких, образных примеров;

7. Использование мнемонических (эффективных) приемов запоминания (ассоциации, и т.д.);

8. Учет «закона края» при организации запоминания материала;

9. Использования загадок, стихотворений, игр при изучении правил, решении задач;

10. Запоминание формул, словарных слов;

11.Использование иллюстраций, выделение цветом главного.

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.

Память составляет основу интеллекта человека. По этой причине обязательным условием высокой успеваемости в школе является хорошая память. У каждого ребенка свои индивидуальные возможности, однако какой бы слабой памятью не наделила природа ученика - это вовсе не повод сразу же записывать его в «двоечники». Все дело в том, что ее можно улучшить, и для этого существуют различные упражнения развития памяти у школьников.

Рекомендуется выполнять упражнения, которые способствуют

увеличению объема памяти, скорости воспроизведения, формированию

устойчивых ассоциативных цепочек.

Упражнение №1

Что изменилось?

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунок и запомнить все,

что он видит. Через 30 секунд рисунок переворачивается. Затем школьнику

предлагается другой рисунок, на котором изображение отличается от

предыдущего только отдельными деталями. Нужно вспомнить содержание

первой картинки и назвать отличия.

Упражнение №2

«Что запомнил?»

Школьнику в течение 20 секунд показывают картинку, на которой

изображено несколько разных предметов. Ему дается установка: все

внимательно рассмотреть и постараться запомнить как можно больше объектов.

По окончании отведенного времени картинка убирается, а ребенку

предлагается нарисовать (написать, назвать) те предметы, которые он запомнил.

Упражнение №3

«Назови, что видел или слышал»

Во время прогулки или посещения малознакомого места ребенку

предлагается закрыть глаза и постараться назвать как можно больше предметов,

которые он заметил. Чтобы тренировать слуховую память, ученика просят

назвать звуки, которые он слышал за это время.

Упражнение №4

«Запах дождика»

Игра проводится в виде беседы. Ученика просят дать ответы на вопросы.

Представь, что за окном идет дождь. Ты стоишь и смотришь на улицу.

Расскажи, что ты видишь.

Постарайся вспомнить, как капли ударяются по стеклу. На что похож

шум дождя? Из каких звуков он состоит?

Вспомни, как пахнет земля после дождя? Как пахнет трава?

Опиши, как выглядит все вокруг после дождя.

Упражнение №5

«Память на движения»

Данное упражнение направлено на тренировку двигательной памяти. Есть

два варианта его проведения.

1 вариант. Ребенок должен вспомнить и показать:

 как собака прыгает за костью;

 как кошка греется на солнце;

 как мы поднимаемся по лестнице;

 как полицейский останавливает автомобиль;

 как бабушка поправляет на носу очки.

2 вариант. Ребенок должен представить, что он мяч и показать:

 как его перебрасывают от одного игрока к другому;

 как его ударяют об пол, и он подскакивает вверх;

 как он влетает в футбольные ворота.

В процессе обучения младшему школьнику необходимо развитие памяти. Поэтому важно знать, какой уровень памяти у ребёнка, чтобы развить её. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти.

Задача учителя - формировать у учащихся определённые установки запоминания, обучая их приёмам и средствам успешного запоминания.

26.03.2024 21:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!