СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие познавательной и творческой деятельности воспитанников на занятиях изобразительной деятельности.
"Способности человека не являются врожденными. «Врожденными могут быть лишь анатомо- физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом"
Б. М. Теплов
Способности существуют только в развитии, поскольку развитие осуществляется в процессе той или иной деятельности, то отсюда следует, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности
«Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на определенных этапах вполне возможны противоречия между способностями и склонностями».
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной.
К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний.
Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий "убивает" у детей интерес к обучению. Творческое мышление, характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличии от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения.
Дополнительное образование создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные качества личности, нормы социального общения, но и постоянно реализуются в практической деятельности детей достижения и ценности науки, культуры, производства, так же позволяет в отличие от других видов образования объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы воспитанников – одарённых, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки и т.д.
Цель:
Задачи:
Деятельностный подход, который является основным по новым стандартам, мы можем реализовывать через дополнительную творческую деятельность воспитанников.
Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества.
В зарубежной психологии творческие способности обозначаются термином - «креативность» (Э. Фромм, Д. Гилфорд)* Одним из весьма эффективных средств формирования креативности воспитанников традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней психических функций: восприятие, воображение, гибкость мышления и др. Занятия изобразительным искусством в дополнительном образовании являются ценнейшей возможностью формирования креативности детей.
Креативность, отмечает Э. Фромм, - это способность удивляться и познавать, умение находить решен глубокому осознанию своего опыта.
Здесь также важно отметить, что для объяснения роли развития творчества *Е. П. Торренсом была предложена модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, умениям и мотивации.
Высокий уровень творческих достижений можно ожидать только при совпадении всех этих трех факторов.
Другими словами при отсутствии творческой мотивации (стремлении к новому и т.п.) высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности.
Таким образом, творческие способности и познавательная деятельность — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Развитие творческих способностей и познавательной деятельности – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы:
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности воспитанников, и это наиболее существенное его проявление. Познавательный интерес раньше других мотивов осознаётся в первую очередь младшими воспитанниками. Интересно или неинтересно – основные критерии оценки занятия.
Мотивация к занятию по изобразительному искусству основывается на следующих критериях:
Очень часто использую познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приёмами, формами и методами работы, пробуждающими непосредственный интерес воспитанников к изобразительному искусству.
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству» Юный художник» реализуются через технологии:
Например: Выполненная скульптура из глины дала трещину при сушке.
Например :Воспитанники ищут необходимую информацию(учебник, журнал о скульптуре), исследуют её, изучают, чтобы правильно определить направление собственных действий во восстановлении этой скульптуры.
Например: Выявляют все возможные варианты в решении проблемы.
Например: Выбрать средства (глина, клей и т.д.) и решиться на одно из возможных действий с точным указанием причин( трещина).
При развитии познавательного интереса опираюсь на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов (эффективный опыт, яркий факт, неожиданные сравнения, интересный фильм, впечатляющее слово):
Нарисуй предметы, сгруппировав их по формам: квадрат, треугольник, окружность, прямоугольник.
Самое главное, из выше сказанного, важно понять, как ребёнок познает действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Взрослым, которые причастны к изобразительной деятельности детей и хотят им в этом помочь, прежде всего, необходимо понимание того, как рисует и почему они так рисует:
И.П. Волков*- писал, «Мы считаем, - что творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия в процессе работы, над которыми самостоятельно
применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен перенос их, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи».
Усвоение базы знаний у воспитанников в детском творческом объединении, необходимы для компетентного выполнения познавательной деятельности на занятиях изобразительного искусства, исходят из личностно- деятельностного подхода в обучении, что является опорой на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития. Этот же взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребенка позволяет увидеть деятельностный подход к воспитанию, как подход личностно - ориентированный.
Анализируя систему работы в детском творческом объединении "Юный художник" по изобразительной деятельности, хочу отметить, что:
Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
© 2023, Лашина Татьяна Викторовна 73