СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мышления учащихся при изучении теории в курсе геометрии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мышления учащихся при изучении теории в курсе геометрии.

Солуян Надежда Николаевна, учитель математики

Статья отнесена к разделу: Преподавание математики

Изучение теории – один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов в преподавании геометрии в 7-8 классах.

Дело в том, что обычная методика объяснения нового материала имеет существенные недостатки, связанные, прежде всего с пассивностью обучаемых, деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и переписыванию с доски.

Устранению этих недостатков, повышению активности и мыслительной деятельности при изучении теории способствуют ряд приемов, которые я использую в своей работе.

1.Так, например, при введении того или иного геометрического понятия учу учащихся указывать ближайший род и видовые отличия по схеме:

термин = ближайший род + видовое отличие

Это позволяет более осмысленно понимать вводимое понятие. Например, изучаем определение прямоугольника, которое дается в учебнике:

Прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые.

Разбиваем по схеме:

Термин = ближайший род = видовые отличия

Прямоугольник =параллелограмм = имеет только прямые углы.

Итак, работа идет с каждым определением темы « Четырехугольники». В конце темы все основные определения занесены в таблицу, которую мы заносим в тетрадь конспектов.

Понятие

Ближайший род

Видовые отличия

Прямоугольник

Параллелограмм

Имеет только прямые углы

Квадрат

Прямоугольник

Имеет равные стороны

Ромб

Параллелограмм

Диагонали взаимно перпендикулярны

Трапеция

Четырехугольник

Две стороны параллельны, а две другие- нет

Равнобедренная трапеция

Трапеция

Боковые стороны равны

Прямоугольная трапеция

Трапеция

Один из углов прямой

На заключительном уроке темы вместе с учениками выстраиваем схему, которая выражает свойства каждого изучаемого определения темы « Четырехугольники». Эту схему, в дальнейшем, используем при повторении, подготовке к контрольной работе и экзаменам, при решении задач. При этом, достаточно вспомнить один или два элемента схемы.

2. Для повышения мыслительной деятельности Особое место в развитии мышления занимает обучение сравнению, в частности, сравнению факта, выраженного словесно, с его интерпретацией на чертеже. Чертеж - контрпример может служить опровержением какого-то общего высказывания, неверного суждения или для того чтобы показать отличие данного определения то того, которое имеется в учебнике.

Учась опровергать неверные высказывания, учащиеся постепенно привыкают к доказательствам.

Так, например, при изучении темы « Четырехугольники» формулирую учащимся задания, нацеливающие их на поиск контрпримеров.

Задание: укажите, какие из определений являются правильными, а каждому неправильному определению приведите пример, иллюстрирующий его ошибочность.

1.Прямоугольником называется параллелограмм, Верно.

имеющий хотя бы один прямой угол.

2. Прямоугольником называется четырехугольник, Неверно. – Прямоугольная

трапеция.

имеющий хотя бы два прямых угла.

3.Параллелограммом называется четырехугольник Неверно – Равнобедренная

трапеция.

две противоположные стороны, которого

равны между собой.

4. Параллелограммом называется многоугольник Неверно. Правильный

шестиугольник.

все противоположные стороны, которого равны и параллельны

.

3.Для повышения мыслительной деятельности на первых уроках геометрии учу обучающихся переводить теорему из категорической и разделительной формы в условную. Для этого прошу в текст теоремы вставить слова если ( дано), то ( доказать).

Так, первая теорема, которую изучают учащиеся это1 признак равенства треугольников анна в условной форме. Работая с ней мы составляем краткую запись разделяя: все что после слова если это дано, все что после слова то это доказать. И на примере уже изученной теоремы данной в категорической форме « Сумма смежных углов треугольника равна 180 градусов» учимся переводить ее в условную форму: « Если углы смежные, то их сумма равна 180 градусов».

Условная форма теоремы может быть эффективно использована и для того, чтобы дать ответ на вопрос: « В теореме идет речь о свойстве или признаке геометрической фигуры?» Ведь учащиеся часто путают свойство и признак фигуры. Поэтому на первых уроках геометрии учу их критерию отличия свойств от признака.

!. Если рассматриваемое понятие находится в условии теоремы, то эта теорема выражает свойство этого понятия.

2. Если рассматриваемое понятие находится в заключении теоремы, то она выражает его признак.

Данный способ применяю при изучении признаков и свойств параллельных прямых

Признаки

Свойства

1. Если внутренние накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.

2. Если сумма внутренних односторонних углов равна 180 градусов, то прямые параллельны.

3. Если соответственные углы равны, то прямые параллельны.

1. Если две параллельные прямые пересечены третьей, то внутренние накрест лежащие углы равны.

2. Если две параллельные прямые пересечены третьей, то сумма внутренних односторонних углов равна 180 градусов.

3. Если две параллельные прямые пересечены третьей, то соответственные углы равны

В своей работе учитываю уровень развития, личностные качества, интересы учащихся, что позволяет мне использовать дифференцированный подход в воспитательно-образовательном процессе. В основу деятельности ставлю знание современных психолого-педагогических концепций обучения, технологию сотрудничества

Категория: Математика
28.03.2016 12:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!