СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
‘there is’ и ‘is there’ — как их применять и для чего они нужны?»
Хорошая тема! И не такая простая, какой кажется на первый взгляд.
Дело в том, что базовых структур в английском совсем немного. Самая общая, используемая постоянно — это «КТО ДЕЛАЕТ ЧТО». Вот «он» какой — деятель, исполнитель; и вот «он» что-то там делает.
Производный вариант, ничуть не менее «звёздный»: «КТО ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ»:
Конечно, у этой звезды тоже есть разновидности, например, «КТО ЕСТЬ ГДЕ»:
У всех этих фраз есть одна общая черта: мы знаем, о ком или о чём идёт речь. У нас есть какое-то представление, основанное на предыдущем опыте. Опыт берётся либо из жизни, по умолчанию (жена в курсе, что у меня есть ключи и как они выглядят), либо эта информация обрисована только что, предыдущими словами («Мой друг Лиам» — у меня есть друг и его зовут так-то).
Деятеля мы всегда держим в поле зрения, front and center («прямо по центру»). Мы его буквально видим (визуалы, понятное дело, лучше; остальные не так отчётливо). В любом случае, «какое-то представление мы имеем».
Но так бывает не всегда! Случается и наоборот.
Допустим, сидите вы дома, никого не трогаете, смотрите кино. Причём ужастик! Время — полночь. Вдруг в дверь кто-то стучится…
Между вами и неизвестным — дверь. Вы его не видите! И потому понятия не имеете, кто это.
Как назло, в подъезде на этой неделе делают ремонт, и как раз сегодня маляр по неосторожности заляпал глазок на вашей двери. А смыть краску поленился (jerk!). Поэтому вы даже выглянуть наружу не можете.
Как же быть?
Допустим, у вас хорошие отношения с соседями. Настолько, что вы можете потревожить их в столь поздний час. Потому что из их глазка видно всю площадку перед вашей квартирой. Вы набираете номер соседа и спрашиваете:
Сосед отвечает:
А сейчас — внимание!
Только что произошёл фокус. Что сделал сосед? Он помог вам представить то, чего вы сами увидеть никак не могли. Всего тремя словами он НАРИСОВАЛ картинку у вас в уме.
Штуку, с помощью которой можно проворачивать подобное волшебство, я так и называю — «рисовалка».
Рисовалка нужна, когда мы хотим передать мысль о том, что:
У рисовалки есть структура, и этот порядок железный:
Что делает рисовалка? Она создаёт декорации. Подготавливает сцену-воображение для следующей фразы.
Рисовалка вешает то самое чеховское ружьё, которое должно выстрелить в следующем акте.
Например:
Само по себе это высказывание лишено смысла («Ну и что, что есть два типа людей? Что из этого следует?»). Для полноты идеи нужна ещё одна фраза — уточняющая. В данном случае: «Первые заводят один будильник и им этого хватает, а вторые — три и всё равно встают с трудом»).
Вуди Аллен как-то сказал:
Наблюдение Фредерика Коллинза:
Естественно, рисовалку можно использовать не только для создания картинок в голове у собеседника. С помощью этой штуки можно и вопросы задавать. Как обычно, для этого достаточно двинуть глагол вперёд:
Учитывая, что дело происходит в горах, ответ отрицательный:
Обратите внимание — сначала идёт сама рисовалка (there is), потом рисуемый предмет или понятие, потом указание на место. Поэтому во фразе «Там нет никакого вайфая» слово THERE встретится дважды: как часть рисовалки и как указание на место.
Если надо нарисовать множественные предметы, глагол, естественно, тоже принимает форму множественного числа:
И конечно рисовалку можно сочетать с вопросительным словом («сколько именно ресурса там есть?»):
Применений для рисовалки — масса! Неисчерпаемый океан. Например, предостережение грабителям:
Заметили, как сработала рисовалка? Сначала она создала внутри дома «чеховское ружьё» (ну хорошо, пусть револьвер), который может пальнуть во второй части фразы (той, что про жизнь грабителей).
С помощью рисовалки можно обобщать. Например, говорить про весь мир (и тогда уточнение «где» можно опустить. Понятно, что «в мире»):
А кроме того, рисовалка отлично путешествует по слоям времени. Например, она может создавать картинки в будущем:
Или в прошлом:
А самое приятное, что опытному рисовальщику под силу не только лишь тупо утверждать что-то ("в лоб"). Мастер может плести завитушки похитрее!
Например, оценивать событие, выказывать своё отношение к чему-то («что-то может / должно быть»).
© 2017, Котлярова Анна Александровна 390