СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одним из путей совершенствования процесса обученияявляется улучшение содержания и организации домашних заданий по школьным дисциплинам. Целесообразная система домашних заданий в каждом классе и совокупности всех классов – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала. Разнообразие содержания программного материала по предметам позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий в зависимости от изучаемого материала для развития естественнонаучной грамотности учащихся.
Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – развитие функциональной грамотности учащихся.
О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают (и, возможно, небезосновательно), что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но личные наблюдения и исследования функциональной грамотности учащихся показывают, что домашнее задание в повышении компетентности учащихся занимает не последнее место.
Огромный вклад в разработку проблемы обучения через домашнее задания внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К. Д. Ушинский (1824- 1871). Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения «без домашних уроков учение может продвигаться вперед лишь очень медленно». К. Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:
Цели,виды и уровни домашних заданий
Выделяют шесть главных целей домашних заданий:
1.Усвоениефактическогоматериала.Впервуюочередьздесьпредлагаетсязакреплениезнанийинавыков,полученныхнауроке.Этодостигаетсяразличными письменнымиупражнениями,решениемзадач,работойнадтекстомучебника,наблюдениямизаокружающимиявлениями.
2.Усвоениезнанийвсистеме.Имеютсяввидутакиезаданиякоторыетребуютустановленияпричинно-следственныхидругихсвязейиотношениймеждуизучаемымиявлениямиилипроцессами.Учащиесядолжнывыделитьвизучаемомматериаленаиболеесущественныепонятияилизакономерности,определитьпоследовательностьсобытий,классифицироватьфактическиеданные.
3.Формированиеобобщения.Здесьречьидетосложноймыслительнойработе,предполагающейдостаточнопрочныенавыкииумения,связанныесприменениеммыслительныхопераций,особенносравнения,анализа,синтеза,обобщения.Ученикдолженсамостоятельноизучитьматериал,выделитьизнегосущественное,установитьимеющиесясвязимеждурассматриваемымиявлениямиисделатьобобщающиевыводы.
4.Применениезнаний.Здесьречьидеторазличныхпрактическихработах,позволяющихустановитьтеснуюсвязьмеждутеориейипрактикой.Обычноподобныезаданиязавершаютизучениетеоретическогоматериалаитребуютотучащихсяцелогорядапрактическихуменийинавыков,которыевырабатываютсякаквклассной,таки вовнекласснойработе.
5.Контрользнанийучащихся.Здесьпредполагаютсятакиезадания,которыеспециальнопредназначеныдляпроверкизнаний,уменийинавыков.Отучащихсятребуетсянетолькознаниефактовипонятий,ноидостаточноглубокоеихосознание,умениеприменятьзнаниявразличныхусловиях,устанавливатьнеобходимыесвязиит.д
6.Нравственноевоспитаниеучащихся.Речьидетозаданиях;специальнонаправленныхнаформированиенаучногомировоззренияучащихсяинанравственноевоспитаниеих.Несомненно,чтопочтивсевидызаданийспособствуютрешениюэтойзадачи,новданномслучаеучительподчеркиваетспециальнуюцельиприпроверкезаданияакцентируетнанейвниманиеучащихся.
К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования.
Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки, учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.
Домашние задания могут быть обязательными для выполнения всеми учащимися, индивидуальными или заданиями «для желающих», – в любом случае они оказываются дифференцированными, т.к. каждый учащийся работает в соответствии со свои способностями и возможностями.
Например:
1. Придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления и т.п
2. Составить задачу по теме.
3. Составить кроссворд по теме.
4. Написать рассказ, стихотворение, поэму.
5. Придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства.
6. Составить тест.
7. Придумать контрольные вопросы для проверки знаний по теме.
8. Предложить способ. (экономии электрической или тепловой энергии дома);
9. Исследовать зависимость.
10. Усовершенствовать прибор или техническую установку, например, приборы школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты и т.п.).
11. Составить синквейн, кластер по теме …….
12. Написать эссе по теме….
Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития естественнонаучной грамотности школьников, их познавательной деятельности, что является принципом методики преподавания предметов на современном этапе.
Виды домашних заданий по физике, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности учащихся.
Работа с книгой.
В начальный момент обучения после изложения нового материала необходимо на уроке не только указать ученикам, какой параграф задается на дом, но и научить найти его, пол, какие задачи решать. Если подобную работу провести несколько раз, то учащиеся научатся самостоятельно выделять главное в тексте параграфа, выбирать из большого объема основное содержание для заучивания. Именно работа с учебником способствует самостоятельному изучению нового материала по учебнику. Отбирая параграфы для самостоятельного изучения, нужно помнить, что ученики должны понять содержание прочитанного, уметь выделить главные моменты, уметь приводить примеры, находить связь с предыдущим материалом, изложить прочитанное. Полезно требовать от учеников делать записи последовательных этапов изложения материала, выводов, выполнять чертежи.
Самостоятельное изучение материала учебника труднее, чем его восприятие со слов учителя, но лишь в ходе преодоления трудностей ученик сможет развить свои умственные способности.
Широкие возможности для самостоятельной работы учащихся с книгой дома – это подготовка докладов к урокам.
Сочинения.
Одним из видов домашних заданий, развивающих самостоятельность мышления школьников и умение кратко изложить текст в письменной форме, является сочинение. При написании сочинения учащиеся проделывают полезную работу – изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большого из большого материала необходимый минимум.
Составление задач.
Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессах, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью. В школьной практике указанный вид домашней работы не находит широкого применения. Между тем, самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемый материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты. При составлении задач у учащихся вырабатывается навык творческой работы. Давая возможность учащимся внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, мы не только побуждаем их работать упорнее, но, и развиваем у них желательный склад ума.
Практические работы.
Большие возможности в приобретении навыков в прикладной физике предоставляют домашние практические работы учащихся. В процессе их выполнения, учащиеся совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться ими, обнаруживают связь физики с жизнью.
Примеры практических работ:
Лабораторные работы.
Положительную роль в развитии мышления школьников играют лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые физические определения. Учитель должен стремиться к тому, чтобы в процессе домашней работы учащиеся как можно больше открыли сами. Проведение лабораторных работ на уроках дает возможность широко практиковать этот вид домашнего задания. Учителю необходимо тщательно отбирать факты, которые учащиеся смогут открыть самостоятельно в процессе выполнения домашней лабораторной работы, и предоставить им такую возможность.
С точки зрения формирования осознанных умений большую роль играют домашние наблюдения и опыты на «подручных» материалах и простейших самодельных приборах. Домашние опыты пробуждают творческую мысль, заставляют решать несложные конструктивные задачи.
Экспериментальные задания
Исключительный интерес вызывают у школьников задания типа экспериментальных задач. Вот один пример. В классе (при изучении темы «Свободное падение») можно поставить экспериментальную задачу по определению быстроты реакции отдельных учеников. Учитель ладонью прижимает к стене метровую линейку. Отвлекая рядом стоящего ученика разговором, в какой-то момент времени отпускает линейку. Линейка падает, а ученик должен ударом руки остановить её, прижав к стене. После измерения пути, пройденного линейкой при падении, по формуле подсчитывается время падения. Таково и время реакции. Попутно можно выяснить, люди каких профессий должны обладать хорошей быстротой реакции. Работу можно продолжить во время перемен и дома.
К категории заданий, при разумном применении которых не создаётся дополнительная нагрузка и вместе с тем досуг школьника становится интересным, надо отнести чтение научно-популярной литературы по физике.
Использование разных видов домашних заданий по физике формируют у учащихся следующие компетенции:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция.
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция.
7. Компетенция личностного самосовершенствования.
8. Природоведческая и здоровьесберегающая компетенция.
Мнение учителей-практиков о роли домашнего задания
1. Домашнее задание необходимо. Оно дисциплинирует учащихся, приучает их к самостоятельности. Но задание на дом должно играть творческий характер, стимулировать у учащихся интерес к учебе.
2. Домашнее задание не должно быть "наказанием" для ребенка. Творческие домашние задания, интересные формы дают более прочный результат, развивают самостоятельность учащихся. Без домашних заданий никак нельзя.
3.Роль домашних заданий ясна. Они, конечно же, должны быть. Домашнее задание ребёнок выполняет легче, когда он его понимает, и оно ему интересно.
4. Выполнению домашней работы надо учить, за неё надо ребёнка поощрять, её надо обсуждать перед классом, задания должны способствовать росту самостоятельности ребёнка, работа должна быть интересной и творческой. Домашние задания могут преследовать разные цели: приучить к усидчивости, сплотить коллектив, приобщить родителей к участию в жизни класса, выявить лидеров, развить творческие способности, мышление.
5. Домашнее задание необходимо именно для того, чтобы ребёнок не "отключился", а смог повторить и закрепить изученный материал. Но домашнее задание должно быть посильно для ребёнка, ибо мы его задаём именно для ученика, а не для его родителей.
Так, прибегая к разнообразным по форме и содержанию видам домашних заданий, всемерно связывая их с жизнью, можно вызвать неподдельный интерес учащихся и охотное выполнение ими домашних заданий. И это способствует развитию функциональной грамотности школьников и подготовку к международному исследованию PISA.
© 2017, Воробей Марина Макаровна 1341