СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль художественной литературы в развитии диалогической речи детей 2-3 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Художественное слово открывает прекрасную возможность речевого общения ребёнка, а именно развитие речевого общения является одной из главных задач образовательной деятельности в детском саду. Эта задача включает в себя ряд специальных, частных задач: -воспитание звуковой культуры речи, -обогащение, закрепление и активизация словаря, -формирование грамматического строя речи, -развитие связной (диалогической, монологической) речи. Чтение художественной литературы вносит большой вклад в работу по становлению речевой активности детей 2-3летнего возраста. Речь для которых становится средством установления контактов с окружающим: выражением мыслей, переживаний становится язык, а вне речевые формы становятся второстепенными. В процессе восприятия произведений художественной литературы ребёнок не только получает знания, умения и навыки, но у него ещё формируются познавательные умения (слушать, запоминать), передача текста (выразительность речи) и отношения (эмоциональный отклик). У ребёнка вырабатываются качества необходимые для ведения диалога: умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения. Анализ методической литературы по проблеме развития родной речи детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что на сегодняшний день отсутствуют какие – либо учебные или методические пособия с целевым освещением методики развития диалогической речи у детей. Например, А.М.Богуш считает, что обучение связной речи в детском саду должно начинаться с построения диалогов, поскольку это наиболее простой и доступный вид речи. В работе по развитию диалогической речи у дошкольников она рекомендует такие приёмы и методы, как рассматривание картинок и беседа по их содержанию, дидактические игры (типа «Магазин», «Разговор по телефону»), игры – инсценировки по сюжетам художественного текста, игры – драматизации, тематические беседы. А.М.Богуш предложила обязательные программные темы по каждой возрастной группе, в ходе которых предлагается использовать речевые ситуации для диалогического общения, но методика построения таких ситуаций и приёмы обучения диалогу автором не описаны. В пособии Г.А.Волковой имеется раздел по обработке вопросно – ответной речи. Игры – инсценировки и игры – драматизации, предложенные автором, могут быть использованы в обучении диалогу только в качестве дополнительного материала, поскольку дети в них не учатся построению диалога, употреблению различных типов реплик. Они воспроизводят готовые диалоги, составленные автором в стихотворной форме, которые содержат длинные и сложные периоды (до нескольких фраз в реплике), и в которых отсутствует столь типичные для диалогической речи различного рода «усечения», разговорные клише и т.д. В пособиях В.В.Гербовой определяются некоторые диалогические навыки для детей четырёх лет и старше. Л.П.Якубинский дал такое определение диалогу: «Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения». Как форма поведения с другими людьми он требует от ребёнка особых социальных речевых умений, освоение которых происходит постепенно». Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предположений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики). Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной формой языкового общения, классической формой речевого общения. В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребёнок идёт от части к целому: от слова к соединению двух – трёх слов, далее к простой фразе, а позже – к сложным предложениям. С.А.Рубинштейн выделил две формы связной речи: контекстную и ситуативную. Речь маленького ребёнка ситуативная. По мнению Д.Б.Эльконина, диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Так, в раннем возрасте речь ребёнка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребёнка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослым, или с их помощью, поэтому его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим, речь ребёнка раннего возраста, указывает Д.Б.Эльконин, «представляет собой ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникшими в ходе деятельности, или требований об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами, явлениями окружающей действительности». А.Г.Арушанова исследуя своеобразие детского диалога, отмечает, что овладение диалогом – больше чем овладение просто композиционной формой речи. Это, прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнёру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе, к своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему. Образцы ведения диалога ребёнок получает в общении со взрослым. Именно в общении со взрослым дошкольник очень рано научится говорить о предметах, не находящих в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. Но парадокс состоит в том, что именно со взрослым речь ребёнка более ситуативна, свёрнута, чем в общении с ребёнком. Общение со сверстником – область развития подлинной детской речевой самостоятельности, важнейший показатель сформулированности коммуникативной способности. Посредством диалога один ребёнок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что даже хорошо говорящим детям порой бывает трудно поддерживать разговор в форме диалога не только с другими детьми, но и с взрослым. Общение с окружающими людьми, социальная сфера, определяет речевое развитие. В процессе развития ребёнок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта. Дети младшего дошкольного возраста находятся на начальном этапе развития диалогической речи, именно здесь закладываются основы речевого общения детей: научить каждого малыша легко и свободно вступать в общение с взрослыми и детьми, научить выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми, формируя потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формами этикета (здороваться, прощаться), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?). Несмотря на то, что в нашей жизни произошли большие изменения: появились мобильные телефоны, компьютеры, в нашу жизнь вошёл Интернет, проблем с развитием речи детей не стало меньше, более того, количество «неговорящих» детей может увеличиваться, например, в наборе этого года в моей группе из 14 детей четыре ребёнка общались только звуками, отдельными слогами, говоря практически только слова: мама, папа, дай. Поставив для себя в качестве основной проблемы развития диалогической речи детей, основной упор в своей работе я сделала на работу с художественной литературой, т.к. художественная литература открывает прекрасную возможность речевого общения, а слушание художественных произведений даёт детям образцы диалогического взаимодействия. В начальном этапе работы с художественными произведениями я проанализировала программные произведения; определила цели, над которыми буду работать, осуществляя задачу формирования диалогической речи детей, выбрала дополнительно произведения. На начальном этапе работы с художественной литературой учитывая, что уровень развития речи у большинства детей низкий, старалась как можно больше включать во все режимные моменты коротких стихов о животных, игрушках, о природе, побуждая детей проговаривать окончания стихотворений, сюда же включила стихи, побуждающие к звукоподражанию, для привлечения внимания детей к слушанию и рассказыванию использую игрушки, картинки, кубики – картинки, «фартук сказочницы». Сделала подбор потешек которые дети с удовольствием обыгрывают («Ладушки», «Ладушки – ладошки», «Сорока», «Пальчик – мальчик» и т.д.). Затем начинаю включать стихи, потешки в которых содержатся диалоги («Кисонька – мурысенька», «Кузнец», «Перчатки», игры «Цыплята», «Гуси – гуси»). Знакомство со сказками на начальном этапе сводиться к усвоению происходящей последовательности, с этой целью использую иллюстрации книги, картинки из серии «Расскажи сказку», просматриваем мультфильмы, диафильмы по любимым сказкам. Вместе со слушанием стихов, сказок, обыгрыванием потешек идёт и развитие речи детей. Дети поднимаются на новый уровень работы с художественными произведениями – театральному представлению коротких диалогических миниатюр потешек, сказок. Здесь большую помощь в активизации детей имеет групповое пространство: различного вида театры, яркие иллюстрации к произведениям, уголок ряженья, выставки книг с иллюстрациями разных художников, используем мы и «телевизор», красивые картинки на экране которого побуждают детей к ролевому рассказыванию, например, произведения Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Так как в настоящее время д.о. является первой ступенью в образовательном процессе - развитие диалогической речи в д/с это важное условием для успешного развития ребёнка в школе.

04.05.2023 23:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!