СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль педагога в современной школе: от учения до увлечения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исходя из основных целей и задач образования, роль педагога в образовательном процессе сейчас принципиально меняется. Связано это с тем, что реализация основных образовательных программ в логике компетентностного и системно-деятельностного подходов предусматривает субъект - субъектные отношения педагога и обучающегося.

Субъектность в педагогической литературе рассматривается, как способность превращать свою деятельность в предмет практического преобразования, то есть управлять своими действиями, планировать их способы, реализовывать намеченные цели, контролировать ход и оценивать результаты. Быть субъектом – значит занимать активную, авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. Развитие такой позиции у обучающихся является важнейшей задачей каждого педагога.

Сейчас обучение не рассматривается как простая трансляция знаний, а выступает как сотрудничество - совместная работа педагога и обучающихся. Педагогам в современной школе необходимо осваивать новые профессиональные роли, связанные с реализацией системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовательном процессе: организатора, консультанта, фасилитатора, тьютора, эксперта и другие.

Еще в Симон 70-х годах прошлого века Симон Львович Соловейчик написал роман «Учение с увлечением» о том, как проходит трансформация понимания от простого заучивания до осознанного восприятия, принятия и любви. Главной ролью педагога является сейчас мотивация ребенка. Создание ситуации, когда обучающемуся самому захочется учиться, когда учеба перейдет в увлечение, станет его хобби, а его любимые предметы станут его помощниками в будущей профессии.

Совсем недавно часто звучало словосочетание «научить учиться», которая сегодня кажется не такой актуальной, как идея С.Л. Соловейчика которой уже более 50 лет. Роль педагога в современной школе – это, прежде всего, научить любить учиться, чтобы от проделанной работы ребенок получал удовольствие, чтобы он гордился своими достижениями, чтобы был нацелен на успешное будущее, так как его увлечение, его любимое дело может стать делом всей его жизни.

Один из методов, который приводит С.Л. Соловейчик в книге «Учение с увлечением», чтение с остановками – метод, являющийся актуальным до сих пор: «Прочитал предложение, остановись, осознай!». Совсем недавно ФГОС претерпели обновления, одна из главных задач перед педагогами, теперь заключается в формировании функциональной грамотности. Это означает, что все знания и навыки должны перейти в компетенции, которыми человек сможет воспользоваться в обычной повседневной жизни. Читательская грамотность это одна из составляющих функциональной грамотности, поэтому методы Соловейчика востребованы до сих пор. Только осознанное и целенаправленное обучение может принести свои плоды.

Такая гуманная педагогика, где любовь к ребенку, к своему делу и самому себе, это основная идея для педагога будет актуальна всегда. Роль педагога в современной школе заключается не в том, чтобы просто транслировать свои собственные знания, а создавать условия, чтобы обучающиеся сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

На сегодняшний день главной проблемой низкой успеваемости и качества обучения является отсутствие у детей мотива обучения, нет интереса к какому-то предмету, соответственно нет результата.

Чтобы урок или предмет заинтересовал обучающихся по мнению С.Л. Соловейчика педагогу стоит немного повысить интерес, настроить детей, дать установку. Другими словами, роль педагога – это стимулирование и поддержание у обучающихся потребности в самостоятельной творческо-продуктивной деятельности.

Также одним из важнейших аспектов в работе педагога Симон Львович считал «веру в ребенка», когда педагог поддерживает учеников, хвалит даже за минимальные успехи, это придает им сил двигаться дальше и развиваться. Педагог должен суметь сформировать у обучающихся уверенность в себе, чтоб ребенок не сомневался в своих способностях и не боялся ошибиться.

Педагог должен формировать активную жизненную позицию и творческий подход к решению проблем. И тут очень важным фактором является творчество и активность самого педагога, то есть, как считал С.Л. Соловейчик «личный пример» одно из важнейших педагогических правил. Это значит, что педагог должен сам любить свое дело, любить свой предмет. Быть примером для подражания, лучшим в своем деле.

Очень сложные и порой невыполнимые задачи стоят перед нами педагогами общеобразовательной организации. В современной школе нам приходится быть мастером на все руки и успевать больше, чем может сделать обычный человек. Работая в школе учителем английского языка, могу сказать что, как правило, большинство ребят имеют низкую мотивацию к учебе в целом, а также слабую заинтересованность в иностранных языках. Я работаю с детьми на всех степенях обучения, и могу сказать, чем старше ребенок, тем тяжелее привить ему любовь к учебе. Поэтому это надо делать с самого начала, начиная со второго класса, я провожу мониторинг успеваемости и качества обучения, отмечаю положительную и отрицательную динамику каждого ученика. Это мне нужно для коррекции собственной деятельности.

Какие основные задачи я ставлю перед собой, и какова моя роль как учителя английского языка: во-первых, это привить ребенку любовь к английскому языку; во-вторых, формирование мотива и цели обучения; в-третьих, воодушевление и стимулирование активной творческой деятельности; в четвертых, демонстрация личного примера.

Решаются эти задачи, как правило, с помощью четко продуманного урока, а также внеурочной деятельности. Чтобы привить ребенку любовь к языку, нужно показать, как красиво он звучит в песнях и фильмах, какие есть стихи на английском языке, нужно похвалить его за каждое правильно сказанное или написанное слово. Нужно подбирать к уроку интересные сказки и мультфильмы, которые подходят к лексике урока, очень нравиться ребятам ролевые игры, когда они представляются другими людьми или сказочными персонажами, любая игра активизирует даже самого незаинтересованного обучающегося.

Для формирования мотива и цели, обычно привожу примеры из собственной жизни, примеры учеников и выпускников, которые целенаправленно учились и добились результатов, демонстрирую как английский язык, проникает во все сферы нашей жизни и нам приходится с ним сталкиваться ежедневно.

При формировании личностных результатов, обратим внимание на уверенность в себе, это такое качество, от которого зависит не только учеба, но и межличностное общение, жизнь ребенка в целом. Стимулирование веры в себя, происходит за счет маленьких деталей, которые оказывают большое влияние на ребенка. Нужно хвалить всех, даже за самое маленькое достижение, например, правильно прочел предложение, или верно выполнил задание по аудированию. А если это большое достижение выступил в НПК или поучаствовал в конкурсе, тогда об этом должны похвалить и родители, и учителя, и одноклассники. Ребенку понравиться, и он будет ждать с нетерпением следующего участия.

подготовки к уроку, создания благоприятной и творческой атмосферы

Педагог в современной школе отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от педагога требуется умение организовать активную познавательную деятельность обучающихся в качестве субъекта образовательного процесса.

18.04.2024 22:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!